О гуманизме, цикл

ПРОЛОГ

Во всей истории Европы
Три раза разум был в чести:
У древних греков ум был модным,
Был Ренессанс, был Гуманизм. 

В те три эпохи мы достигли
Высоты в знаниях всех наук.
В искусствах как и щедрость мысли,
Свободы дух царил вокруг.

Ну а в другие времена
Религий дух и мистицизма
Царил, давил и сеял страх
От веры и до атавизма.

Да, были гении, герои
И в мракобесии тёмных лет,
Но ведь они были изгои,
Врагами всех их видел свет.

Вожди, тираны м монархи -
Им предпочтительнее тьма,
Им знания лишь для лучшей палки
И чтобы армия сильна.

Всё, что достигли мы сегодня,
Продукт влияния трёх эпох;
Фундамент создал Аристотель
Ему поклон до самых ног. 



ЗАБЫТО СЛОВО

Гуманизм переживёт человеческий род!
  — Станислав Ежи Лец

Забыто слово “гуманизм”,
Эквивалентно - “человечность”.
Других течений тёмных “…изм”
Он был пра-прадедом беспечным..

А ведь в нём этика жила,
Позиция жизни, в людей вера,
Чтоб не взывая к небесам
Поверить в разум, в поиск смело

И вера в то, что человек,
Свободой воли окрылённый,
Определит свой путь, успех…
Построит общество подобных.

Там вера в личность и права.
Её свобода всех дороже,
И поиск счастья "для себя”,
Свои способности умножить.

Были Сократ и Аристотель,
Конфуций также Эпикур
Началом и его истоком,
Они тогда ценили ум.

Был Цицерон его сторонник
И Возрождения сыны…
Назвать я мог бы очень многих,
Но всех из прошлого, увы.



КАК МНОГО ЗНАЕМ ГУМАНИСТОВ

До тех пор, пока люди будут массово продолжать убивать животных, они будут убивать друг друга. Тот, кто сеет семена убийства и боли, не пожнет радость и любовь
      - Пифагор

Как много знаем гуманистов
Среди теперешних людей -
Тех, кому чувства других близки
И любопытных, как детей.

Кому всё в жизни интересно,
И человек важней всего.
Тот, кто не ждёт под солнцем места
И тень не бросит ни за что.

Кто не продаст за грошик медный,
Кто видит в истине весь смысл,
Кому мораль важнее хлеба,
Кому без чести жизнь не в жизнь.

Увы, примеров тех не много,
По крайней мере у меня
Хоть нелегка была дорога
И много мест я поменял. 

Быть может вам везение было
На вашем жизненном пути
И веру в гуманизма силу
Не потеряли, а нашли.



КАК НЕЛЕГКО БЫТЬ ГУМАНИСТОМ

Все хотят быть коммунистами, пока не приходит время делиться.
           - Капитан Марло

Как нелегко быть гуманистом
В Европе в средние века.
Вполне быть можешь шовинистом,
Но должен веровать в Христа.

Читать обязан по латыни
И греков древних знать и чтить,
А ведь язычниками были
Ну, как за это их простить?

Любить людей и сеять знания,
А ведь вокруг лишь тёмный сброд.
Давай им хлеба, да гуляния
И позови с крестом в поход.

А как же так, любить неверных,
Кто может и Христа распял...
Ну это слишком быть примерным -
Здесь даже Лютер бы увял. 

Опять же, знания все вредны,
Лишь богословие и всё...
Лишь верить Библии - там верно
И про житиё и бытиё.

Как тяжело быть гуманистом
Во все века, во всех краях -
Пусть помыслы твои и чисты,
Но каждый встречный тебе враг. 

Как хорошо "своим быть в доску"
И "рвать рубаху на груди",
Да приносить вождю поноску
За кость, за грош или за щи.

Быть гуманистом - верить людям,
Что божья искра в них горит.
Да тяжело. Взгляни на судей.
Воистину - Всевышний спит.




ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ

“Человек есть мера всех вещей”
              -  Протагор (1)

Софист древнейший и мудрейший   (2)
Был Демокрита ученик.           (3)
Он стал философом виднейшим
И был учителем других.

Он жил во времена Перила,       (4)
А то значит - “повезло”!
Афины стали центром мира
А, значит, мудрецов полно.

Перикл был сам не простофиля
И цену знал уму, речам…
При нем Афины стали силой,
Культуры, знаний - просто храм.

Так Протагор дружил с Периклом
Платон об этом нам сказал -
Он в “Диалогах” их со смыслом
И описал и дань отдал.        (5)

Теперь софисты - демагоги,
Любую мысль свернут в кольцо,
Найдут тропинки от дороги
Чтоб доказать - не так, не то…

Винить не надо Протагора,
Его учение не о том -
Он “человеком” мерил споры,
Как гуманисты все потом.

Его риторика сегодня
Вполне могла иметь успех -
Он для идеи был не “сводня”,
Эпиграф выше - он из тех.


(1) Протагор  (486-411 до н.э) - древнегреческий философ, виднейший представитель софистов.  Также его относят к скептикам и материалистам. Приобрёл известность благодаря преподавательской деятельности в ходе своих многолетних странствий.

(2) Софисты - (др. греч. - умелец, изобретатель, мудрец, знаток, мастер, художник, создатель)  — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноимённого философскогонаправления, распространённого в Греции во 2-й половине V — 1-й половине IV веков до н. э. Изначально термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека, однако уже в древности приобрёл уничижительное значение
В настоящее время софистами называют демагогов, которые стараются убедить людей в нужном им мнении.

(3) Демокрит Абдерский (ок. 460 до н. э., Абдеры — ок. 370 до н. э.) — древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.
Античные авторы утверждают, что Протагор был учеником Демокрита. Однако, это не подтверждается хронологически. Демокрит был значительно младше своего предполагаемого ученика, который странствовал по Греции, останавливался в домах богатых людей и преподавал за высокую плату

(4) Перикл (около 494—429 г. до н. э.) — афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, знаменитый оратор и полководец.

(5) Протагор подружился с Периклом, который даже доверил ему составить устав для Фурии, одной из греческих колоний в Италии. Платон посвятил другу Перикла одноименный диалог.
«Протагор» — один из диалогов Платона (входит в шестую тетралогию диалогов). Относится к IV веку до н. э., точная дата написания неизвестна. Действие диалога происходит не ранее 433 года до н. э. (то есть, в V веке до н. э.).



ВОЗРОЖДЕНИЕ XII ВЕКА

Но мысль, что всё можно изменить какой-то революцией, восстанием, это глупость. Потому что поле боя в конечном счёте – сам человек. Должен быть изменён сам человек. 
     - Илья Кормильцев
 
Уже окрепло христианство,
Но не забыт античный мир,
Его осмыслить кто пытался,
Тот гуманистом позже слыл.
 
Так зарождение гуманизма –
Слияние божеских наук
И логики железной смыслом –
Им Аристотель был всем друг.
 
Ещё Крестовые Походы
Не только кровь Святой Земли,
Но древних греков знаний всходы
Они в Европу принесли.

Трактаты греков и арабов
Забытой жизни новый смысл
От крестоносцев до сефардов
Несли в Европу эту мысль.



ОТ ТЁМНЫХ ВЕКОВ К РЕНЕССАНСУ

Где основная та черта
Веков от Тёмных к Ренессансу?
Что изменилось и когда?
И, почему, как в резонансе?

А изменилась психология
И общий взгляд на человека,
И интеллект, его способности -
Стали и целью, и успехом.

В Европе в Тёмные века
Религия везде царила:
И "человека-должника"
Пред Богом церковь и винила.

Живи в поклонах, в нищете,
В служении высшей, главной цели:
"Души спасения на Земле"...
Другие цели не имели.

Но век пятнадцатый настал
И человек – "подобие Боже"
Решил - Бог интеллект нам дал
Его терять совсем негоже. 

Настали времена другие,
Кончались "Тёмные Века",
Университеты появились
Пусть богословские, даже так.

Учили греческий, латынь,
Искусство, право, географию,
Природу и животных жизнь,
Архитектуру, математику.

И гуманизма колыбель -
Клан Медичи его начал.
Услышав Ренессанса трель
Каких умов там век настал!

Трактат учёный возносили,
Коль был написан он в стихах. 
Другие качества ценили,
Те, кто с деньгами, наверхах.

"Универсальный человек" -
Понятие главное эпохи.
Художник и философ!  Не
Политики, купцы, вельможи.

Так, по марксистской философии,:
Есть предпосылки, есть желание -
Верхи - не могут жить так более, 
Низам - "даёшь образование".

Образование - вот ключ,
Чтоб века изменить название.
Мне помнится урок могуч -
Из рая с яблоком изгнание.




СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ
 
К наукам интерес прорвался,
К “семи свободным” выбор был.
В средневековой школе знания
Студент с прилежностью учил:
 
Был первый цикл - он звался “Тривиум",
К дебатам больше давал силу,
Язык, Ораторство как минимум,
Плюс Логика туда входила.
 
“Квадривиум” - вот цикл второй,
Там Геометрия царила,
Счёт, Астрономия порой,
А Музыка - четвёртой была.
 
Кто кончил оба этих курса,
Тот молодец и Бакалавр
И либерального искусства
Знаток и для других он "Star".

Но для магистра нужно больше
Кто в медицину и в закон,
А не одно искусство только -
Магистром станет тот потом.

Так появились "гуманисты"
Интеллигенции росток
О них потом мы все услышим -
Всем революциям залог.

Да, таковы были истоки,
Что позже станет Возрождением.
Берём в Истории уроки,
Чтоб в прошлом не иметь сомнения.
 


ИЗМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

Где основная та черта
Веков от Средних к Ренессансу?
Что изменилось и когда?
И почему как будто сразу?

А изменилась психология
И общий взгляд на человека.
И интеллект, его способности
Стало и целью, и успехом.

В Европе в средние века
Религия везде царила:
На человека - должника
Пред богом и во всём винила.

Всю жизнь в поклонах, в нищете
В служению высшей, главной цели:
Души спасения на Земле...
Другие цели не имели.

Но век пятнадцатый настал
И человек - подобие Боже
Решил - Бог интеллект нам дал
Его терять совсем негоже.

"Универсальный человек" -
Понятие главное эпохи.
Художник и философ - всех
Политиков, купцов, вельможей.

Учили греческий, латынь,
Искусство, право, географию,
Природу и животных жизнь,
Архитектуру, математику.

И гуманизма колыбель -
Клан Медичи его начал.
Услышав Ренессанса трель
Каких умов там век настал!



ПИФАГОР (586 - 495 до н. э.)

Пифагор есть законодатель всего человеческого рода.
              "Пифагоровы законы и нравственные правила”, 1886 Санкт-Петербург


О Пифагоре знания скудны -
На Самосе родился он,
Был вундеркиндом вроде трудным,
В семейный бизнес не пошёл.  (1)

Отец - каменотёс известный
Махнул рукой - иди, учись.
И он пошёл к учёным местным,
Потом в Египте была жизнь.

Связать науку с философией
И с мистикой - труд не простой,
Но все, знакомые с историей,
Запомнят, кто он был такой.

Он жизнь-легенда, как не много.
Две с половиной тысячи лет
Взирает на потомков строго
И видит, что умнее нет.

Он был мудрейшим из всех мудрых,
Он знал все таинства вокруг -
Спустя семь поколений трудных
Вдруг вспомнили о нём все вдруг. (2)

От Пифии берёт он имя,   (3)
Что предсказала для дитя
Ум небывалой, мощной силы,
Не повторить потом, нельзя.

Что Пифагор был умным - знаем,
Ещё был сказочно красив.
А в этом греки понимали
Сам Аполлон был их мотив.

Он обучался у халдеев,
У персов, греков, египтян…
Все знания, что они имели,
Как губка он в себя впитал.

Его в Египте посвящали
Запретным таинствам наук.
Мудрей его тогда не знали
Ни в Греции и ни вокруг.

Был поражён различием веры -
Ведь в Греции бог, как человек;
В Египте полу-люди-звери
Не мифы - мистика, секрет.

Наука - лишь жрецам доступна,
Её секреты - не для всех.
Как он учился долго, трудно...
И видел в цифрах он успех.

В Египте мистика царила,
Там Пифагор её впитал.
Он к ней добавил чисел силу
И геометрию познал.

Потом провёл он в Вавилоне
Не менее, чем десять лет.
Узнал планет там ход и более -
Нашёл в Вселенной чисел след.

Истоки, принципы, законы
Впитал умом он для себя
И вывел новые каноны -
Учился годы он не зря.

Создал он школу философии
(Название это он принял)
К нему стремились очень многие -
Для них он Нравственность создал.

Жизнь для него была наукой,
Наука - мистикой была.
А цифры - круговой порукой,
Что познаваем мир сполна.

Он математик и космолог,
Но это не его вина,
Что теорема Пифагора
Известна до него была.

Он был философом от бога
(Или от множества богов).
Была трудна его дорога -
Убит толпой - итог таков.

Погиб ещё один философ,
Не первым, не последним был...
Как много не успел вопросов
Решить?  А если бы дожил?

О нём легенды и предания,
Учения, мистики квадрат… (4)
Вся цель его - стремление к знанию!
Столетий двадцать пять назад.


1. Пифагор (586 - 495 до н. э.) — древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.
2. Самые ранние известные источники об учении Пифагора появились лишь 200 лет спустя после его смерти.
3. Пифия — в Древней Греции жрица-прорицательница Дельфийского оракула в храме Аполлона в Дельфах
4. Квадрат Пифагора (он же психоматрица или магический квадрат) — стал одним из самых известных в нумерологии,  методика чтения характеров и предсказания судьбы человека с помощью особых манипуляций над датой его рождения.



НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401-1464)

Единое есть всё.

…не будет более совершенного постижения, чем явить высшую умудрённость в собственном незнании…
   - Николай Кузанский, «Об учёном незнании (De docta ignorantia)»


Философ был и кардинал,
Один из первых гуманистов,
Как математику он знал!
И был ещё энциклопедистом.

До Бруно и до Галилея,
И до Коперника тогда
Он приводил свои идеи
От совершенного ума.

О бесконечности Вселенной
Без центра, края и конца.
Других мирах, как мы примерных
Где жизнь есть тоже от Творца.

Что всё в движении непрестанном,
Где “относительность” царит.
И каждый может, как ни странно,
Считать: “на месте он стоит”..

Он сблизил Бога м природу,
Считал он “максимум” Его,
В чём он опередил Спинозу
И очень многих до него.

Он ввёл “теорию познания”:
От чувств, рассудка и ума
До интуиции познавания -
Как отражение Божества.

Так чувством мы воспринимаем,
Что на поверхности вещей.
Рассудок наш всё разделяет
И видит всё, что в глубине.

Потом умом объединяем
Рассудок и чувством во одно,
И интуиций завершаем
Так познавание всего.

Лишь интуиция-царица
Противоречия примирит,
Пол-тысячи лет потом промчится
И Бергсон это повторит.

Он в математике оставил
Нам совпадение величин -
Где абсолюты только правят
И min и max - один



Николай Кузанский — кардинал Римской католической церкви, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный-энциклопедист, математик, церковно-политический деятель. Принадлежит к первым немецким гуманистам в эпоху перехода от позднего Средневековья к раннему Новому времени.

Николай Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное -- это то, больше чего ничего не может быть. Поэтому оно характеризуется как «максимум», единое же -- как «минимум». Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей (coincidentia oppositorum) -- максимума и минимума.

Опираясь на принцип совпадения противоположностей, он выделяет четыре ступени познания: - чувственное восприятие, которое не ясно отражает то, что лежит на поверхности вещей; - рассудок, противо-постовляющий противоположности; - разум, объединяющий противоположности и интуицию, когда достигается полное совпадение противоположностей. Истина, в его представлении, достижима только интеллектом, который есть отражение божества.

Анри-Луи Бергсон (1859 - 1941) - французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни



ЛЕОН БАТИСТА АЛЬБЕРТИ

…человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, но чтобы работать над великим и грандиозным делом.
                -  Леон Батиста Альберти (1404-1472) (1)


Леон Альберти - это имя
Возможно помнят знатоки
Искусства. зодчества и ныне,
И эрудиты - чудаки.

До Леонардо жил задолго
И был примером, как никто.
Он знал и сделал очень много,
Ведь Ренессанс пошёл с него

За шесть столетий до сегодня
Он “перспективу” показал
Размеры, светотень в природе
Он с математикой связал.

Писал о шифрах он трактаты,
Дал криптографии толчок.
Создал устройство шифра даты,
Чтоб разгадать никто не смог.

Он математик и картограф,
Философ, скульптор, гуманист.
Писал: -“В гармонии всё дело…”
И “…человек, как чистый лист.”

Он был спортсмен и был священник,
Лингвист, учёный и поэт.
Мог лошадь дикую объездить
И написать экспромт - сонет.

Есть вклад его в литературе,
И в зодчестве оставил след.
Его все знания “тянули” -
Но больше - “что есть человек”?

Как гуманист он ставил выше
Семью, чем общества нужду;
Считал, что каждый Бога слышит
И перед ним одним в долгу.

В мораль он верил, в её силу;
Считал, что мир она спасёт
И “Царство человека” было б…
Но человек кровь льёт и льёт…


(1) Леон Батиста Альберти (1404-1472) - философ, лингвист, криптограф, поэт, архитектор, теоретик архитектуры, теоретик музыки, музыковед, скульптор, писатель, медальер, художник, математик, драматург, органист, учёный, - один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения.

Альберти называли «самым универсальным гением Раннего Возрождения».

Архитектурные работы: во Флоренции — палаццо Ручеллаи (1446—1451 гг.), лоджия и капелла Ручеллаи при церкви Сан Панкрацио (закончены в 1467 г.), хор церкви Сантиссима Аннунциата (1472—1477 гг.), фасад церкви Санта Мария Новелла (1456—1470 гг.); в Римини — церковь Сан Франческо (1450—1461 гг., повреждена во время последней войны и теперь восстановлена); в Мантуе — церкви Сан Себастьяно (1460—1472 гг.) и Сант Андреа (нач. 1472 г.; купол относится к 1763 г.); в Риме - палаццо Венеция и фасад церкви Сан Марко, а также участие в составлении проектов перестройки Рима при папе Николае V.



ДЛЯ ЛЕОНАРДО РИСОВАНИЕ

Для Леонардо рисование
Было не просто самоцель,
В нём отражение его знаний
И поиск истин жизни всей.

Считалось "art" тогда "искусством",
Ну как искусство врачевать.
Считал он, что понять всё нужно
И лишь потом лишь кисть поднять.

Природу видел он единой -
По нашему - "системщик" был.
К идее этой приходила
Наука сотни лет и зим.

Не получил образования.
Лишь любознательность его
Расширила границы знаний -
Вопросы ставил, как никто.

Ещё считал воображение
Одной из самых главных черт,
Порой важнее вдохновения -
Тому он главный был пример.

Не обучали гуманистов
Искусству кисти и пера,
Но тяга к знаниям и к жизни
Им дар божественный дала.



ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ 1469-1538


Всякий порок лишь усугубляется от попыток скрыть его под личиной добродетели.
           - Эразмус

Когда блика пора маразма,
как говорил мудрец Эразм,
любое бегство от соблазна
есть больший грех, чем сам соблазн.
        - И. Губерман

Эразмуса не прост был путь
Веков из тёмных в просвещение.
Во всём искал он смысл и суть...
"Князь гуманистов" твоё бремя.

Голландец по происхождению
Был больше немец он в душе.
Был педантичен в своих мнениях
Патриотизм считал - "клише".

Он возродил любовь к Элладе
И к древним мудрецам её.
Владел он греческим так складно,
Что лучше не было его.

Издание Нового Завета -
Его заслуга, его труд.
И комментарии новым светом
Впервые в христианстве чтут.

Для иудеев то не новость -
Растолковать, что Бог сказал;
Талмуд для этого был создан...
Эразм писал для христиан.

И изучению богословия
Он первый дал толчок и жизнь.
Критически, без многословия -
Таким учёный должен быть.

Он был монахом, но недолго.
Его живой блестящий ум
Привлёк владык седой Европы
И стал властителем он дум.

И к королям, и к кардиналам
Был вхож Эразмус. Там был свой.
Все страны так и зазывали -
Он жил в одной, потом в другой.

Преподавал, писал он много,
Советником был королей.
И путешествовал он много,
И не было ему дверей.

История ещё не знала
Примера личности такой,
Влияние его не мало
На гуманизм, на жизнь, на строй.

Сравниться мог бы с ним Вольтер
Другой гигант пера и мысли.
Но это позже и пример -
Эразмус уникальный в жизни



Под псевдонимом Эразм Роттердамский, а также Дезидерий известен Герхард Герхардс - голландский ученый, гуманист, крупнейшая фигура северного Возрождения, человек, получивший прозвище «князя гуманистов», филолог, богослов, писатель. Ему принадлежала заслуга подготовки первого издания оригинала Нового завета, снабженного комментариями. Именно с него начались попытки изучения текстов священных писаний как объекта критических исследований.




АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ

Если женщина случайно упадет, то почти всегда на спину и весьма редко лицом вниз.
                Агриппа Неттесгеймский  (1)


Он - доктор Фауст во плоти,
Прообразом служил для Гёте.   (2)
А титул мага пронести
Так тяжело было в Европе. 

Там колдунов жгли, как и ведьм
По подозрениям нелепым,
А тут сам автор входит в дверь -
Маг чёрной магии секретов. 

К Эразму был он близок духом,    (3)
Но гуманизма не принял.
Науку не любил, по слухам,
А магию даже очень знал.

Слыл чернокнижником недаром,
Считался также колдуном!
Но жизнь не кончил он пожаром -
Менял он страны - колобком.

Был острослов, но сильных мира
Обидеть - сам себе во вред.
Не понимал он, что сатира
Порой опасней, чем стилет.

Изгоем был он, был и рыцарь;
По слухам - точно еретик!
Сидел в тюрьме и сделал вывод,
Жизнь посвятить изданию книг.  (4)

Ходили слухи - его книги
Имели разум и могли
Владельцам строить все интриги,
А многих к смерти привели!   (5)

Вот вам реальный доктор Фауст!
И чернокнижник, и мудрец.
В его учении много пауз -
И в каждой может ждёт конец.


(1) Агриппа Неттесгеймский,  настоящее имя Генрих Корнелиус Неттесгеймский 1486-1535 — немецкий гуманист, врач, алхимик, натурфилософ, оккультист, астролог и адвокат.
(2) Агриппа — одна из фигур, которая вдохновила Гёте на создание трагедии «Фауст» (1808).
(3) Эразм Роттердамский— крупнейший учёный Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов»
(4) Агриппа  написал книгу «О тайной философии» («De Occulta Philosophia»).
(5) Утверждалось, что некоторые из написанных им книг по демонологии обладали собственным разумом и сознательно доводили до смерти своих владельцев, к которым попадали после смерти



ТРИ ЛИЦА ЛИБЕРАЛИЗМА

На одном острове, где заключенные таскали за собой прикованные к ногам ядра, воспылали гуманизмом – узникам позволили заниматься спортом и даже бегать на длинные дистанции.
    - Станислав Ежи Лец

Что мы зовём либерализм
Три разновидности имеет.
Отец им всем есть гуманизм,
Свободу, равенство лелеет.

Там чувства более важны,
Чем слово Бога иль Закона.
И все равны, равны, равны -
Либерализма то основа. 

Примером есть либерализм,
Где только личная свобода.
Где личность выше всяких -изм,
И Человек есть ровня Богу. 

Желания каждого важны,
Искусство каждого - убором.
Работы классиков равны
Всем дилетантам, без разбора.

Социализм - другая ветвь,
Здесь очень важны чувства классов.
Буржуй здесь ценится, как червь.
Важней не индивидуум, массы. 

Здесь на историю упор,
Дорогу Маркс дал к коммунизму. 
Кто не согласен, лезет в спор -
Тех - к стенке, в лагерь или клизму. 

Народ - он знает лучше всех,
Своих вождей он выбирает.
Какой добился он успех,
То, без сомнения, каждый знает. 

А третьей ветвью есть фашизм.
Да, да - он либерален тоже.
Но здесь важней национализм -
Здесь нация - всего дороже. 

На эволюцию упор -
Есть нации других умнее,
Им и решать древнейший спор -
Кто крематорию милее.

Здесь чувство нации важны,
И Deutschland Uber Alles только
Здесь личность - жертва для страны,
И все страной своей довольны. 

Вот три обличия, три лица
Во всей красе либерализма.
Все дети одного отца,
От ренессанса - гуманизма. 



ЧЕЛОВЕК - ЗВУЧИТ ГОРДО

Гуманизм должен внушать не пассивное чувство сострадания. а воспитывать активное отвращение ко всякому страданию.
    - Максим Горький

Известна фраза нам со школы,
Её цитировала власть,
Как от уныния уколом,
Чтоб жизни радовались всласть.

Уже одно, что человек ты,
Должно поднять твой пьедестал.
Неважно, есть мораль, иль нету -
Гордись не тем, кем был, кем стал.

Гордись не прошлыми делами,
Не кругом знаний и друзей,
А тем, что sapiens мы с вами
И в этом - торжество идей.

Идеи звались гуманизмом,
Мол человек есть цель, не бог.
Все его чувства полны смыслом,
И чтоб счастливым стать он смог.

Цитату знаем, но не помним -
Сказали то её в «На дне» - (1)
И те, чья жизнь гроша не стоит,
И нет ей хуже на земле.

Гордиться тем, кем ты родился
Нас приучали с детских лет:
Где пионером становился,
Борцом для будущих побед. 

Чтобы гордиться нужно что-то,
Что персонально заслужил.
Своими умом, своей работой,
Кем в этой бренной жизни был.



(1) - «На дне» — пьеса Максима Горького, написанная в конце 1901 — начале 1902 года и изображающая группу обитателей ночлежного дома для неимущих.



ЭПИЛОГ

Гуманизм пока еще не наскучил мне: он мне даже нравится. Но он мне тесен.
   - Альбер Камю

Согласен я, что мы циничней,
Что вера в нас уже не та,
И гражданстве, и в жизни личной
Мы гуманистам не чета.

Но нам оставили уроки
Те мудрецы из давних лет -
Философы, как и пророки,
Что гуманизма есть в нас свет. 


Рецензии