Роль и положение женщин в семье и обществе от древ

«Вскоре наступят дни, когда мужчины, обращаясь к женщинам скажут: Благословенны вы! Благословенны вы! Воистину, вы достойны того, чтобы увенчать ваши головы диадемой вечной славы, ибо в науках и искусствах, добродетелях и совершенствах вы стали равными с мужчинами, а в отношении отзывчивости и глубины милосердия, нет вам равных».
Абдул – Баха.
….И эти времена, во всяком случае в большинстве стран и территорий Земли, наступили. Но было ли так всегда? Когда положение женщины в обществе, отношение к ней стало меняться и почему? И остаются ли ещё «темные пятна» в истории, касающейся положения и роли женщин в жизни современного общества?
Этими вопросами я задалась отнюдь не потому, что являюсь страстной феминисткой, или хочу создать крен в «другую сторону», нет, и нет!
 Как, женщина, дочь, мать, бабушка, и самое главное, как верующий человек (последователь Учения Бахауллы), воспитанная на равенстве мужчин и женщин в истинном, духовном понимании этого определения, знаю, что без него мир бы не развился так быстро, особенно за последние 100 лет. Равенство мужчин и женщин, словно весы, чьи чаши можно привести в равновесие путем корректировки веса, или как «…два крыла у птицы человечества, одно из них - крыло мужчины, а другое - женщины. До тех пор, пока оба крыла не будут равны и движимы единой силой, не взлететь птице в небеса". Мир не придет в равновесие, не станет гармоничным, без участия двух важных, взаимодополняющих, составляющих единое целое частей - мужчины и женщины.
Но, будем последовательны и постараемся разобраться в волнующих, уверенна не только меня, вопросах.
 Если рассмотреть эпоху, предшествующую нашей эре - времена мудрых и философствующих греков, женщина занимала чёткую, обозначенную государством и мужчинами, ограниченную нишу. Древние греки считали, как сказал в одной из своих ораторских речей Демосфен, что «жён мы имеем для рождения законных детей и для верной охраны имущества".
Древние греки были уверенны, что лучшая жена та, о которой вообще никто ничего не мог сказать - ни хорошего, ни плохого, так как ее просто никто не видел и не знал. "Та женщина заслуживает высочайшего уважения, о которой меньше всего говорят среди мужчин в порицание или в похвалу", - так выразил господствующие в обществе взгляды, Перикл. А Платон уточнил: "Имя честной женщины должно быть заперто в стенах дома". Женщина, жена вплоть до эпохи эллинизма не принимала решений по имущественным вопросам, не могла интересоваться политикой и общественной жизнью. Вообще, жизнь за стенами дома не должна была ее касаться, так же, как и поведение собственного мужа вне стен домашней цитадели.
 Но и с наступлением нашей эры, положение женщин не изменилось.
Апостол Павел объявляет женщин существами зависимыми, ставит их ниже мужчин: "... ибо не муж от жены, а жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа". Скорее всего тогда это утверждение призвано было оберегать женщин, и беречь ее должен был муж. 
Пророк Мухаммад защитил положение женщин, и Сам относился к ним с должным уважением. Хотя положение женщин в религиозной истории ранней эпохи Откровения Мухаммада было вполне равноправным, ко времени Откровения Баба и Бахауллы в середине девятнадцатого века женщины потеряли свое положение в обществе, имели очень мало прямого влияния на события, происходившие вне их дома, и если они не поднимались над всеми барьерами, воздвигнутыми обществом на пути их эмансипации и не добивались заметных и необычайных достижений, то историки их просто игнорировали. Недостаток образования, которое, как правило, было доступно только мужчинам, полностью удалил женщин с арены национальных и местных дел. Духовенство контролировало все; и их искаженным взглядам на женщин никто не противодействовал. Их извращенное понимание законов Корана, правом толкования которого они воспользовались, превратило женщин в объект удовольствий, собственность мужчин, к которой они относились, как хотели. «Честь» женщины требовала, чтобы она оставалась возможно более незаметной, а мужчины делали все, чтобы обеспечить такое «благочестие» женщинам в своем доме.
Их отсутствие на местной и национальной арене, их неумение читать и оценивать значение событий, которые формировали и контролировали их судьбу, безоговорочное принятие ими клерикальных установлений и их общая безызвестность, сделали их абсолютно закрытыми для изучения историков. Коран, фактически сделал очень многое для повышения статуса женщин, в том числе: "ввел запрещение убийства новорожденных девочек, ограничения на многоженство и распространил на женщин право инициировать процесс расторжения брака". Подлинной проблемой, как полагают многие общественные деятели, и представители прогрессивного Откровения Бахауллы, являлось то, что "церковные иерархи обеих религий последовательно ставили женщин в подчиненное положение, что не соответствует авторитетным высказываниям Основателей и временами доходило до последней черты, за которой начинается отрицание духовного равенства мужчин и женщин".
На Западе отношение к женщинам, их социальной положение, роль в семье и обществе за прошедшее столетие, конечно изменились…

Но в некоторых странах Востока, где до сих пор действуют так называемые «законы Шариата», к женщинам относятся, мягко говоря, несправедливо. И как не рассказать о судьбе женщин – бахаи в Иране, которых не только лиши прав на получение образования, профессии, обучение своих детей в школах, участие в общественной и социально – экономической жизни страны, но что самое страшное их до сих пор лишают свободы, и даже жизни.
Симин Фахандедж, представительница Международного Сообщества Бахаи (МСБ) при Организации Объединенных Наций в Женеве, выступая на сессии по защите прав женщин Ирана, рассказала, что сорок лет назад «Исламская Республика Иран совершила леденящий душу акт угнетения: 10 женщин-бахаи были повешены за одну ночь на общественной площади в городе Шираз. Их единственным «преступлением» был отказ отречься от своей веры, которая продвигает принципы гендерного равенства — отсутствующие и даже криминализированные в Иране — наряду с единством, справедливостью и правдивостью.
Женщин вешали одну за другой, каждую заставляли наблюдать за смертью следующей женщины в ужасающей попытке заставить их отречься от своей веры. Одной было всего 17 лет; большинству было до 30. Правозащитные организации и простые граждане всего мира были шокированы и возмущены этим варварским актом иранских властей».
Конечно, в то время мировые лидеры, и члены ООН по защите прав женщин, выразили волну протестов, против этого акта несправедливости и насилия, но мало, что изменилось с тех пор. Не могу не привести еще один отрывок из выступления госпожи Симин Фахандедж:
«Сегодня в крови, слезах и ранах тысяч молодых женщин в Иране, стремящихся к равноправию, мы видим отголоски несправедливости, от которой пострадали 10 женщин Шираза, чья трагическая смерть оказала воздействие на жизнь многих. Мы видим тот же дух, тот же выбор: отстаивать принципы справедливости и равноправия всеми силами. Несмотря на жестокое обращение и тюремное заключение сегодняшние женщины, как и те, что были до них, смело выступают за справедливый и процветающий Иран. В некоторых случаях казненных женщин-бахаи арестовывали по обвинению в нравственном воспитании детей, как девочек, так и мальчиков. С 19 века бахаи в Иране продвигали гендерное равноправие, прилагая усилия на всех уровнях, включая создание школ для девочек.
Община бахаи в Иране всегда призывала к полному участию женщин во всех сферах жизни общества, включая процессы принятия решений, и заплатила за это высокую цену, — добавляет г-жа Фахандедж. — Перенеся более 40 лет систематических преследований, которые теперь, к сожалению, распространяются на всех иранцев, община бахаи настаивает на своем праве служить Ирану, который она считает священной землей, продвигая гендерное равноправие, справедливость и доступ к образованию, невзирая на последствия для бахаи».
Прочитав об этих страшных событиях, гонениях и угнетении женщин в частности, и бахаи в целом, трудно поверить, что мы живём в эпоху современной цивилизации, достигшей высокого материального и экономического прогресса, но продолжающего, в силу своего духовного невежества, жить низменными инстинктами, и руководствоваться законами привнесёнными не Пророками, но людьми, неизвестно, зачем.
Обществу на Востоке, следует вспомнить, кем была для Мухаммада. Его возлюбленная Хадиджа, как она, поддерживала Его в самые трудные времена преследований, и жестокости, со стороны соплеменников, как своей глубокой мудростью и проницательным умом, помогала Мухаммаду принять свою сущность, и нести свое, исцеляющее Откровение людям. И самое примечательное, с какой любовью, благодарностью и уважением относился к ней и другим своим женам Великий Пророк. Это ли не пример, для любого из мужчин, которые правят и вершат законы государств, и влияют на судьбы людей.
«Смотри на человека, как на рудник, богатый самоцветами…», говорится в Писаниях Бахаи, то есть этим «рудником, с самоцветами» является как мужчина, так и женщина, и лишь образование и духовно – нравственное воспитание поможет извлечь эти самоцветы, огранить их и даст возможность засиять во всём своём блеске. То есть сокрытые способности, можно раскрыть и дать им возможность послужить Богу, семье и обществу.
Вера Бахаи, являясь прогрессивным Откровением для этой эпохи, рассматривает равноправное участие мужчин и женщин в социально – экономической, духовной и общественной жизни, ибо без этих двух участников невозможно построить полноценную семью, где царит любовь, уважение, доверительность, радость и счастье. Где семья вместе растёт и развивается, укрепляя своё единство, придавая важное значение духовно - нравственному воспитанию и образованию детей, где и мужчина, и женщина держат совет, и вместе принимают решение, позволяющее верно разрешить различные семейные проблемы, и помочь друг другу в вопросе воспитания детей. Семья – часть нашего общества, и если нет единства и гармонии в семьях, то его не будет и в обществе, городе, стране или в мире.
«Вера Бахаи также рассматривает равное участие женщин во всех сферах деятельности, как предпосылку к миру», пишут, выдающиеся Австралийские ученые в сфере образования, и выдающиеся верующие – бахаи, супруги Хан.
Абдул-Баха, являющийся одной из центральных фигур Веры Бахаи, писал, что "когда женщины будут участвовать полностью и одинаково, в делах мира ... война прекратится".
Какими вырастут дети, каким станет этот сложный, непредсказуемый мир, в равной степени зависит и от мужчин, и от женщин, но женщина – первый врач, первый учитель и первый воспитатель своему ребёнку, а посему и ответственности на ней лежит не меньше, чем на мужчине – кормильце семьи, а возможно и больше, а значит и доверять ей должны больше, и помогать, и поддерживать во всем. Вот почему в Вере Бахаи уделяется огромное внимание образованию и духовно – нравственному воспитанию детей, и что не мало важно – девочкам. Вот почему так важно понять и принять мужчинам, факт равноправного участия женщин во всех сферах человеческой деятельности.
Хочется надеяться, что позиция Веры Бахаи в этом вопросе будет принята миром, в особенности в тех его частях, где по – прежнему женщина занимает самое низкое, положение в семье и обществе, ведь женщина, как сказал Бахаулла, Основатель религии Бахаи: «…Звезда на небесах понимания, ветерок, что веет на восходе дня, плавно текущие воды, от которых зависит сама жизнь всех людей».





Библиография:
- Избранное из Писаний Абдул - Баха.
- «История, Культура. Повседневность»; «Западная Европа: от Античности до XX века; глава -7 «Женщина и семья». М. И. Козькова,
- Международное Сообщество Бахаи: Выступление на ассамблее ООН, июнь. 2023г. «О положении женщин – бахаи в Иране» Симин Фахендедж.
- "Повышение статуса женщин: точка зрения бахаи"
Джанет и Питер Хан
- «Преобразование ролей женщин и мужчин» Вероника Шоффстолл
- One Country – бюллетень Международного Сообщества Бахаи.
Volume 10, Issue 3 / October-December 1999.


Рецензии