Бесплодная смоковница

Феофан Затворник

(1Кор. 15, 12–19; Мф.21, 18–22). Господь осудил смоковницу на бесплодие за то, что по виду она так была покрыта листьями, что надлежало быть на ней и плодам, которых на деле не оказалось. В применении к жизни христианской, листья означают внешние дела благочестия и внешние подвиги, а плоды внутренние расположения. По закону так: первые должны исходить из последних; но по снисхождению к немощам —крайняя мера: последние должны развиваться вместе с первыми. Когда первые в силе, а последних нет и в зародыше, то отсюда выходит ложь жизни, которая выражается так: казаться, но не быть. Вначале, может быть, и не имеется это несчастное настроение в мысли, а потом оно является незаметно и установляет собой строй жизни.

Кто наляжет слишком на внешность и пристрастится к ней, у того внимание к сердцу закрывается, чувства духовные глохнут и водворяется холодность. На этой степени жизнь духовная замирает; остается вид благочестия без силы его. Поведение совне исправно, а внутрь все навыворот. Следствием этого — бесплодие духовное: делаются дела, но они все мертвые.

***
Ну, где ж плоды, смоковница,
которая засохшая ?...
И так, в тени, украдкою,
ты простояла жизнь..
Ты не вкусила радости,
Не наливалась соком,
вокруг тебя всем странникам приказано тужить.

Зачем тогда ты листьями шумела так заманчиво?
Обманывала пышностью
своих красивых крон?
Давала обещания, надеждою обманчивой,
И погружала путников
в усталый, долгий сон.

Наградами обвешалась,
В себя впитала почести,
Словами милосердия мечтала зацвести,
И в дни чудесно -длинные,
чарующие ночи все
Ты не старалась с юности  смиренье обрести

07.08.23

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет, 5:5.)

Неплодность это безблагодатность.


Рецензии