Интерлюдия. Марксизм классический и современный Фр

                Интерлюдия:   
                Марксизм классический и современный

Классический марксизм возник на основе наблюдений Маркса за раннекапиталистическим обществом, еще рождающимся в тяжких страданиях пролетариата из лона общества феодального . Оно опирается на наследие общества уходящего, клонящегося к закату и  из последних сил прытающегося продолжить свое существование.Это – общество работы, когда трудовые затраты не измеряются врменем, а осуществляются сезонно или (ремесло) по соглашению. На Западе подобное общество по существу ничем не отличалось от восточного. Закат феодального общестьва сопровождается чередой социальных и политических революций,  ходе которых старая система отношений, а именно - поземельная рента становится лишь стороной, частностью новой системы отношений. Капитализм эпохи «первоначального накопления» и социальных антифеодальных переворотов - капитализм первоначальный. Такой капитализм еще пользуется человеческими и интеллектуальными ресурсами старого общества и в целом не заботится о судьбе пролетария – разоряющаяся деревня и мелкая буржуазия выбрасывают на рынок труда все новых и новых обездоленных. Существование безработных,не занятых в общественном производстве - неизбежная сторона жизни капитализма, особенно первоначального. Соответственно и уровень развития техники тогда был достаточно низок, и обучение не занимало сколько- нибудь заметного времени. По существу пролетариарием мог быть любой человек, вынужденный выносить свою способность тудиться на рынок труда и способный выполнять однообразные трудовые операции.  Пролетарий как классовый тип, да и сами антагонистические, непримиримые классы характерны для становящегося индустриального  общества, когда техника в ее изначальных формах и собственность на нее и,  соответственно, собственность на ее продукты представляют собой решающий фактор общественной жизни . Это уже общество не работы, даже за плату, а труда,- но плата превалирует, труд определяется по стоимости его и цена товара по затратам труда. Первоначальный человек из индивидуальности, которую он проявлял в труде, становтся индивидом, особенности которого не интересны в едином потоке труда. Индивидность сглаживается за счет углубляющегося разделения труда. Работа, ранее разнообразная за счет сезонности и особенностей заказа механизируется и  всё более становится реальной абстракциуй; индивидуальность вытесняется в область потребленя и обслуживания потребления, что делает человека более искусным, но дальше стоящим от прирды – как внешней, так и его собственной. Отчуждение воли\ пополняется отчуждением \воли, чтораньше было серьезной социальной проблемой для эксплуататорскогокласса. Рыночные отношения подтачивыают отношения господства-подчинения и патриархальный уклад общественной жизни.  Поэтому Маркс решающим считал политэкономию товара и будущее общества полагал в изменении собственности на средства производства - технику и сырье. Рабочая сила также являлась товаром. Открытая им тайна оварного фетишизма обернулась против самогооткрывателя – он становится экономистом, чтобы в самой товарной форме найти выход для будущего. Это ему удаётся в раскрытии форм прибавочной стоимо
сти, нотеория нового общества и перехода к нему остаются в его работах в самых общх чертах.
Современное  общество уже взяло на себя и образование, и подготовку  специалиста для собственного производства. Но сделало это товарным способом – за счет самого человека, что усугубляет отчуждение обучением ему, поскольку воспроизводство общества остаётся воспроизводством первичной социальности, господства во власти, собственности, сексуальности. И подготовка эта является уже не стодлько товаром, скольку услугой,  и товар становится не столько вещью, сколько опредмеченной формой услуги. Десь решающим становится не затраченное время, а качество (всегда сомнительное из-за отчужденной формы) оказанной услуги. Тем самым пересмотру подвергается сам принцип господства рыночных отношений -  обмен осуществляется прежде всего по качеству услуги и во вторю очередь  по затрате рабочего времени, от которого услуга зависит  длстаточно мало,  поскольку труд практически не опредмечивается или  опредмечивается  в формах непосредственного удовлетворения нужд,  потребностей и прихотей человека, приинимающего услугу. Такой, достаточно распространенный, подход есть превращенная форма товарного обмена – рассмативается непосредственная стоимость услуги, а не соотношение общественных затрат на единичный акт оказания услуги и общественные последствия её оказания. А это иесть время существования – общества на одной стороне, индивида на другой, включая время его труда. Однако важно, что проявляется свободная деятельность, пока что как подчиненный, отчужденный фактор услуги и труда. Таким образм, через доминирования оказания услуг капитализм стал опираться на собственный человеческий и интеллектуальный материал,  на собственный антропологический фактор и принял полную социальную ответственность за обещество на всех этажах общественной жизни, насколько он способен это сделать,не разрушая себя, породил или преобразовал в собственных интересах слой мелкой буржуазии и интеллектуалов - средний класс, своего  подлинного могильщика вместе со слоями пролетариата, ставшего рабочим классом и интегрированного в  средний класс. Последний состоит из самостоятельных агентов общественной жизни, готовых самими условиями своего труда, всё еще товарного, перейти к личностному основанию общества и к свободной деятельности, подчиняющей себе труд, но он всё ещё остаётся классом. И в этом его трагедия. Слой людей, способных предоставлять услугу всем другим членам общества на основе высококвалифицированного профессионального и интеллектоемкого труда не поддаётся прямой эксплуатации; эксплуатаор вынужден воздействовать на него отчужденными Фомами социальной жизни и сознания, в частности, игрой денежных интересов.. Основная тенденция перемен в этой области ведет ко все более усиливающихся позициях менеджеров по-настоящему руководящих предприятиям и  или «капиталистов» , все более по формам  занятий становящихся менеджерами. Верхи рабочих и «низы» капиталистов все более становятся членами среднего класса,  и такое общество можно назвать «разночинным». Разночинное общество - система  личностей обмена деятельтностью и, прежде всего , услугами.  Чиновничество - альтернатива разночинному общества, основанного на «сочинении» услуг - чиновничество может интегрироваться в такое общество постольку, поскольку их деятельность зависит по преимуществу не гот властных отношений, а от интеллектуальной составляющей их работы. По существу разночинное общество - альтернатива обществу бюрократизированному и «третьеклассному» и, поэтому, оррумпированному и отчужденному. Классовая структура становится необходимым рудиментом, становится побочной; свободная общественная система идет на смену социальной структуре; меняютсяотошения власти, собственности, сексуальности.Общество вервые становится собственно человеческим. Эти коллизии «мелкой буржуазии» Маркс оставил нам на разработку, сосредотачиваясь на собственно капиталистических отношениях, что является лишь звеном, хотя и центральным, в отошениях товарно-денежных. В обмене деятельностью они теряют господство и становятся побочными, хотя и необходимыми, как побочной стала религия,хотя мораль осталась необходимой,- для некоторых это религиозная мораль.
Услуги предсталяют собой целостный акт и не зависят от времени в принципе. Однако это характерно не для индустриального общества, а для общнстава постиндустриального. В индустриальном обществе еще только начинается преобразования стоимости - количества воплощенного в товаре труда - в рыночную стомиость, что подорвало  принцип обмена по стоимости и породило монополистическую цену, которая всегда вышне стоимости. Последней остается роль стимула обмена трудом в рамках отдельного предприятия.  И это - прямой путь к постиндустриальному обществу, в котором обмен услугами доминирует.  Таким образм, политическая экономия капитализма оказывается подорванной в самой своей основе - но это только кажется. Вся система товарно-денежных отношенитй в тенденции, в принципе вращается вокруг стоимости - олпредмеченном или неопредмеченном рабочеми времени иное дело, рабочее время теперь не абстракция, а плод услуги, оказанной работнику в процссе его воспитанитя, обучения и досуга и самим работником в его собственном труде.
Индустиальное и, затем, постиндустриальное общество,  строятся на отрицании и, одновременно, сохрнении собственной приедрпосылки. Поэтому Марксова политэкономия - «снятый», но не изчезающий момент более поздних форм товарного общества. Во время кризисов или ретроградного развития капиталистического общества  актуализируются как системные факторы его его собственные предпосылки . Уже индустиральное общество, находящееся под  воздействием товарно-вещных отношений, строится на попытках преодолеть «грубый» капитализм ранних стадий его развития. Однако эти исходные формы сохраняются не только в «снятом» виде,  но и на периферии  индустриальной цивилизации - в так называемом «третьем мире».  Здесь политэкономия раннекапиталистических отношений господствует. Как Римская империя погибла под бременем нашествия варварской периферии, которая долгое время  поставляла ей рабов, так и система «золотого миллиарда» трещит от нашествия гастарбайтеров, интегрировать которых постиндувстриальная экономика не может постольку, поскольку они обеспечивают функционирование предпослки постиндустриальности - индустриального сектора производства, поскольку не все в системе буржуазного общества поддается модернизации до современного уровня. Следы системы отношений, описанных Марксом в «Капитале» явственно видны во всей архитектонике постиндустриального общества.
Сходным образом, в области идеологии адептов капитализма отчетливо заметно стремление преодолеть идеологию марксизма,- все они остаются в рамках идеологии капиталистического общества и только проявление сквозь них буржуазных воззрений дает основания для вопроса об их аутентичности. Дело в том, что буржуазные отношения, по-видимому,  являются общеисторическим достижением и более неустранимы  из социальной жизни. Они подчиняют себе ранее господствовавшие поземельные отношения и сами становятся  частным случаем  еще только намечающихсфя постиндустриальных отношений, характерными чертами которых является экономика знаний, информационные технологии,  разночинное общество и обмен услугами при превращении денег в кредитные средства.  Постиндустриальное общество характеризуется новым этапом индивидуализации человека. Уже ранний капитализм характеризируется как общество изолированных индивидов, однако сохраняются формы классовой идентичности, позволявшей некоторым марксистам говорить о «массах» как основе исторического развития. Позже возникают и развиваются формы корпоративной идентичности, связанности отдельного работника с корпорацией как основой его труда в его общественной значимости. В целом индивидуализация представлялась как некое страдательное состояние, но это связанно с тем, что она осуществляется до конца и сохранение несвободных, принудительных форм  интеграции в социальное целое представляется как социальный «атомизм». Именно такой капитализм был объектом наблюдения Маркса и выражено им в концепции отчуждения. Ранний капиталистический индивидуализм и отчуждение сохраняются при социализме в том смысле, что индивидуализация не довоедена до конца и сохранение общности не является делом свободного выбора человека. Постиндустриализм неизбежно ведет к окончательной индивидуации человека и свободнеого ыбора им своей судьбы как личностный переворот во всей жизни человека. В отличие от марксизма классического,  отдельный человек оказывается не «совокупностью всех общественных отношений»,а их истоком и основой - таковы исходные предпосылки марксизма современного. В этих услвиях единая идеология становится невозможной и, в кончном счете,  вредной,  поскольку нивелирует разнообразие судеб и навыков людей, что отрицательно сказывается на обмене услугами. Иное дело - метаидеология, классическим примером чего является марксизм. Буржуазные идеологии возникают  и развиваются вполне «по Марксу», однако и сам марксизм является идеологией, зародившейся в недрах буржуазнтго общества на ранних стадиях превращения его в самостоятельную формацию, порождены наблюдением и сочувствием нищите и угнетенности пролетариата. Поэтому высшим примером нового, идущего на смену капитализма общества коммунистического остается представление о том, что земные блага «польются  потоком» и все будет без посредства денег или иного эквивалента. По существу духовные потребности сводятся,  точнее, сводились к тому же самому марксизму, тогда как сам он нуждался в разитии в направлении совершенствования общественных отношений на основе идеологической свободы, лишь преддверием которого является марксизм. Превращать классический марксизм, отражение нищеты и бесправия в универсальное средство - это ли не догматизм... и преодоление нищеты материальной не есть конечная цель - таков урок классического марксизма марксизму современому.
История социализма также является попыткой преодолеть капитализм, с которым отождествлялись все буржуазые, по существу городские по способу возикновения и функционирования, отношения.  Для социализма неизбежностью было  постоянное напряженное противостояние буржуазнмым отношениям и, в частности, капиталистическим проявлениям. Все попытки опереть социализм на собственные основания подрывались естественным стремлением людей к свободе, что требовало постоянного напряжения карательного аппарата  и идеологических служб.  Иного и невозможно представить в обществе, основанном на принудительном перераспределении и отчуждении от собственности как вещественной, так и интеллектуальной. Оно может существовать до тех пор, пока не исчерпаны материальные и человеческие ресурсы отрицаемого общества.
Современное буржуазное общество во многом строится на учете уроков социализма, на учете опасности сохранения бедности, ведущей к революционным потрясениям и изменению режима собственности и государственной власти. Нищета в современном обществе на Западе в целом преодолена, и это - существенное влияие соревнования с социалистическим лагерем. Богатые слои предпочли поделиться достатком, а не лишаться всего. Обещание «общества массового благосостояния» в значительной мере стало реальностью. Однако осуществилось это за счет экспорта нищеты в страны «третьего мира». Как и для зон этого мира,  так и для зон индустриального общества внутри общества постиндустриального, марксизм  актуален даже в своей классической форме. Зона постиндустриального общества  -  зона действия марксизма современного.
Постиндустриальное общество с его господством информационных технологий ведет от угнетения по товраному обмену к угнетению в знаковой форме - все более значимым является символическое господство - знаковое потребление материальных благ,  недоступных иным слоям населения, формирование дискурса власти как не только господства, но и символическог властвования над людьми.  Это выражается как своеобразное «прибавочное властвование» над людьми правящей элиты и осуществляется хотят ли этого  сами властвующие, или этого не хотят. Такова обратная сторона информационного общества - каждый акт коммуникации подразумевает сохранение власти над информационными ресурсами, и сама власть  в значительной мере становится функцией  распределения информации. Без средств массовой информации нет соременной власти. Соответственно  это отражается и на идеологии различных слоев населения, поскольку и насколько они обслуживают различные социальные группы. От политэкономии товра к «политэкономии» знака - таков магистральный путь современной цивилизации. На основе знаковых систем формируются идеологии различных социальных групп. Еще Маркс писал об обратном влиянии идеологий на экономическую жизнь. В современном обществе она (с помощью власти) становится все более значимой. Соответственно все больше слоев общества интегрируется в  капиталистическое общество. «Молчаливое большинство» вполне интегрировано в центр современной цивилизации и его идеология достаточно отчетливо просматривается в блокбастерах и сериалах.
Постиндустриальное общество все более выдвигает на первый план идеологию как способ функционирования современного общества. Современный марксизм должен разоблачать все эти идеологии как способы стабилизации капиталистического общества постольку, поскольку оно искажает естетсвенную социальную базу любого общества, элементарные социальные отношения. Марксизм по существу и есть система взглядов на общество с точки зрения трансисторических человеческих отношений в обществе - будь то доиндустриальные системы, системы индустриальные или постиндустриальные. Последние опираются на городские, буржуазные отношения в преодоление капитализму, исторически частные и преодолеваемые в качестве господствующей системы с сохранением их существа. Постиндустриальное общество - преодоление империализма в качестве господствующей системы жизни общества. Однако основные идеологические системы отстают от этого процесса - необходима критическая теория, и современный марксизм должен стать лидером в переосмыслении роли капитализма и его будущего.
Решающей стороной современного марксизма является переход от анализа общества потребления и производства товаров и отношений - к производству и самопроизводству духовно богатого, всенсторонне развитого человека и доминированию духовного над вещным и материальным, госпосдства коммуникатора над коммуникацией, преобладанию общечеловеческого и трансисторического над частным и временным. Это означает формирование в рамках общества и за его рамками собственной  жизненной философии, личностной идеологии каждого человека. Исторически мировозрение проходит формы мифологического, религиозного, научного и - эта эпоха только начинается  - собственно философского мировоззрения. Становление мировоззрения каждого человека на основе уникальности места его в мире, истории и обществе должно основываться не на некритическом принятии существующих доктрин, а на критической теории, одним из самых ярких примеров которого являет нам марксизм. Одновременно осуществляется и преодоление классического марксизма как идеологии  пролетариата и кумира интеллигенции и преращение его а критическую теорию. Личностная философия, идеология - продолжение дела Ленина на новом этапе, внесение самосознания  уже не в массы, а их предельную составляющую, в каждую личность.  По с уществу это есть не только «персоналистический» переворот, но и личностный переворот, часто, хотя и в урезанной форме, переживаемый личностью на различных стадиях ее жизни.  Необходимо преодолеть господствующее в современном обществе страх индивидуации и бегства в сообщество. Современный марксизм - завершение пути от господства классов и социальных групп к госпродству личностей над природными и социальными обстоятельствами своей жизни, преодоление их в трансисторическое и гиперсоциальное.  Классический марксизм при этом становится  - исторически,   социально и интеллектуально -  частным случаем марксизма современного.
Право личности на уникальную жизнь как правда-личность опирается не только и не столько на нивелирующие и лишающие личностного начала истины всеобщие, сколько сначала на истины общие, частносоциальные и частноисторические, что было открытием Маркса, который утвердил идеологию как основу самосознания классов. Однако Маркс ограничился лишь антагонистическими классами и их классовыми интересами; не пошел дальше — до групп меньшего уровня и такой далее неразложимой «социальной группы» как отдельная личность, конечно, стоящая на разном уровне самосознании своего личностного призвания, ответственности и судьбы. До сих пор личность остается угнетенным «классом», находящимся чаще всего (под давлением неличных социальных интересов, чаще всего интересов индивидных и индивидуальных) в антагонистических отношениях с другими личностями. Именно поэтому личности соединяются по неличным интересам в агломерации и борются за неличные интересы. Осознание личностной правды и судьбы как единичного, осуществляющегося через особенное и всеобщее, как реалии, позволило бы объединяться личностям по их правдам и осуществлять судьбы неформальных и формальных сообществ, совокупных субъектов, объединившихся или не объединившихся в свободные со-словия, нации, осознавших или не осознавших свою судьбу,  и в ней — судьбу всего мира во всех его аспектах.
Иное дело, что Восток подчинен Року Божественных и иных религиозных предначертаний, Запад — пресмыкается перед Фатумом денег, и только Россия на сегодняшний день даёт обещание быть народом-личностью, осуществить судьбу, и она заключается прежде всего пробудждении к судьбоносному творчеству всё человечество как потенциальную (этим и реальную) совокупную личность. Судьба человечества — преобразить все миры в соответствии с высшими ценностями, сделать духовным в самом мельчайшем вещественном проявлении. Это — сокровенная судьба России, в этом — ее сокровенность для всего человечества. И основой является та личностная мудрость—философия, которая постепенно складывается из религии, искусства, науки и синтезируется в мудрость личности в её отношению к мирам, скажем по секрету, называемым нами мирами ещё достаточно условно. В будущем же предстоит совершенствование миров и конкуренция мудрости духа.
Нельзя забывать, что новая философия — философия  свободной личности — лишь «общий коридор» к философиям отдельных личностей, теперь уже не религиозных, эстетических (мифолого и теолого); или научных, а собственно философских, самоосновных, как самоосновна любая личность, то есть  миро-воззренческих. Ибо мир — то, что исконне было характерно для России на основе разноречий — должен принести новый век на место личностям и народам, утверждаемых враждой.


Рецензии