Св. Ник. Глава 52. Николай Можайский. Часть 1

Батыево вторжение на Русь
повергло всех в глубокую печаль.
Народом русским я, как вы, горжусь.
Народ, конечно, очень было жаль.

Все ужасы, что перенёс народ,
жестокость тех, кто воевать ходил,,
о коей слух по всей земле идёт,
из памяти не вытрешь, что есть сил.

Да, первый был набег неповторим.
Потом помельче совершали, но
народ наш уже слухами гоним.
Поменьше те набеги. Все равно 

все, кто после Батыя приходил,
злодейски поступали,  хоть не так,
как тот, что путь на Русь им проложил.
А ведь свобода - это не пустяк.

На Бога полагаясь, мало кто
и воевал за жизни и за волю.
Молитва как Божественный чертог
стреноживала, злость людей неволя.

Сначала все попытки воевать
поверхностными были. Что поделать?
Но убивали и родных и мать,
и появлялась сразу в людях смелость.

И их сопротивление росло,
хотя молились, как и прежде, Богу...
Война ведь не простое ремесло...
А о свободе горькая тревога.

Со временем ослабевала рать
татаров, что на Русь тогда ходили.
Крепчали наши войны, чтоб страдать
родные не могли. Они рядили,

наступит время, иго свергнем прочь,
освободим любимую Россию,
и больше в плен не уведут уж дочь.
У русских появились снова силы.

И их сопротивление росло.
И не остановить и не уменьшить.
На Куликовом поле подросло
сопротивленье. И мужчин и женщин,

боровшихся с татарами, орда...
Прошло ещё сто лет, Иван Васильич
свергает супостатов без следа.
Святые всем им придавали силы.

Покуда ж не ушли от нас враги,
молились и спасались, как умели.
От татаро-монголовой пурги
пока ещё поднять протест не смели...

О чем ему молились, знает Бог,-
о поруганье христианской веры,
о том, чтобы он в горестях помог,
ведь он всегда защитник всех был первый...

Он утешал и участь облегчал,
он звал на битву с грозными врагами,
их не бояться он же научал...
Всегда наш Николай в беде был с нами.

Он - Господа святое торжество
и проводник его молений жарких.
Один из первых образов его -
святитель добрый Николай Можайский.

Сей образ находился много лет
в Можайске, всех от ига выручая.
Свидетелей давно, конечно, нет,
предание про это сообщает.

Четырнадцатый, может, раньше, век.
Решили на  Можайск напасть татары.
Знамение, какого раньше нет,
над городом простёрло свои чары.

То Николай явился, он висел
как будто над Собором вдохновенно -
чтоб жителей ободрить, чтоб не смел
и покушаться враг проникновенно...

В одной руке он острый меч держал,
в другой рисунок храма с укрепленьем.
И, испугавшись, грозный враг бежал,
всем жителям  страны  на  удивленье.

На поклоненье ездили князья...
Иван, что Грозный, приезжал с царицей
и Феодор Иоаннович. Нельзя
и о Петре смолчать, не помолиться.

У каждого есть образа привес,
у Николая их всегда так много.
Вы и портрет Петра найдёте здесь,
что веровал, и искренне так, в Бога...

Вёл Летопись Можайский тот Собор.
Об образе резном так говорится.
До века 19 спор
о польских панах неуклонно длится.

Да, польский их пожертвовал король.
Хотел взять образ перед нападеньем,
была неблаговидна его роль,
и Николай карает ослепленьем.

Тот сразу , испугавшись, пять лампад
приносит в дар, ища его прощенья.
Сам своему поступку был не рад
и пострадал за злые наущенья...

Когда к Можайску подступал француз,
икону скрыли от врагов в подвале,
потом, когда уже прошёл искУс,
обратно в храм её подоставали...

Имущество разграбили враги,
то место, где икона, не затронув.
Не допустил наш Николай других,
и спас Господь любимую икону.

А вскоре кто-то деньги там украл.
И не нашли того, кто это сделал.
Потом записку в церкви подобрал
с признанием. Ведь вот какое дело,

замучил ведь угодник, признает,
и указал, где деньги, чтоб забрали...
Так Николай отступников ведет,
чтобы они о нем не забывали...
19-20.6.2023


Рецензии