Торт Делфт

На глазури белой глазу
Синим кобальтом пейзажи
Соблазнительно-вкусны,
Предвкушения полны.

Делфтский торт - веков искусство,
Созданный весьма искусно,
Предложить хочу я вам,
Но рецепт, увы, не дам.

Красоты необычайной,
Как фарфор древнейший Чайны[1],
Гжели русской праотцы,
Делфта Wáre[2] из печи.

5 августа 2023 17:35 *D

P. S. Bildinspiration ;-)

Картинка, отложенная для особого вдоха... :-)
https://pin.it/4slqVRk

[1] Европейское название Китая - немецкое Хина, французское Шин, английское Чайна - произошло от слова "чин" - индийского названия династии Цинь, предшественницы Хань. В русский язык слово Китай пришло от названия народа кидань, некогда обитавшего в северо-западных районах Китая.

Китайский фарфор появился за многие столетия до европейского. И когда китайцы изготовляли фарфоровые шедевры, покрытые разноцветной глазурью, европейцы ели из глиняной посуды. Но вот точная дата появления фарфора по сей день не выяснена учеными. Одни эксперты настаивают на II веке до н.э., другие – на VII столетии н.э. Так или иначе, китайский фарфор господствовал в мире на протяжении многих веков. Центром его изготовления с 1004 г. являлся город Цзиндэнчжэнь, известный также под названием Динчжоу. Около трех тысяч печей для обжига работало на его территории. Порядка миллиона человек трудились над тончайшими чашками, тарелками и вазами, пользоваться которыми имели право только императоры, члены императорской семьи и приближенные особы.

Цзиндэнчжэнь был закрытым охраняемым городом. Правда, закрывали его лишь на ночь. Это объяснялось стремлением жителей Поднебесной сохранить в секрете рецептуру изготовления фарфора. После вечернего закрытия войти в город могли лишь избранные, знавшие пароль. Разглашение секретного состава и технологий иноземцам каралось смертной казнью.

Китайский фарфор в странах Европы оказался в конце 17 века. Этому поспособствовали коммерсанты и мореплаватели из Португалии и Голландии.

Богатые европейцы, кому посчастливилось приобрести заморскую диковинную посуду, были поражены тонкостью работы. Особенно их восхитили и озадачили чашки: каждая была составлена из ажурной внешней и гладкой внутренней половинок. Верхние ободки и донышки были крепко соединены. Стенки чашек (в уже соединенном виде) были тоньше листа бумаги. Внутренняя часть чашек была расписана цветочными узорами. Внешние половинки оставались белыми. Когда в такой кружевной сосуд наливался чай, внутренний орнамент начинал просвечиваться. Эффект был ошеломительный. Сами китайцы считали: лучший фарфор должен иметь голубую окраску, символизирующую омытое дождем небо. Но белый цвет также допускался. Позже стали приемлемыми зеленый и розовый. Особое внимание уделялось звонкости и прозрачности посуды. На все эти характеристики влияли тонкость измельчения «фарфорового камня» и присутствие в фарфоровой подготовленной массе каолина. Перед использованием фарфоровая, тщательно вымешанная масса выдерживалась около десяти лет. Древнекитайские мастера считали, что такая выдержка сделает массу более пластичной. Обжигался лучший в мире фарфор в горшках-капсулах из керамики при температуре 1280 градусов.

Технология производства фарфора претерпевала изменения каждый раз, как к власти приходила новая императорская династия.

Источник: veryimportantlot.com
(Читать полностью статью по ссылке в комментах)

[2] Delftware (нем.) - фаянсовая посуда. Wáre (нем. ва́рэ - товары)

ГОЛЛАНДСКАЯ КЕРАМИКА. ДЕЛФТ И СТИЛЬ DELFTWARE

С момента открытия Америки в конце XV века Голландия оказалась воротами, через которые проходили основные торговые пути в Атлантический океан. Нидерланды стали стремительно богатеть, а нидерландские купцы скапливать в своих руках основные доходы от трансатлантической торговли. Начался «золотой век» Голландии, который пришелся на пик эпохи Возрождения — XV—XVI века. Множество итальянских мастеров переселились в этот период в Голландию и Бельгию, вслед за перемещением торговли из Средиземноморья в Нижние Земли — в низовья Рейна, Мааса и Шельда. Они привезли с собой технологию итальянской майолики.

Изначально ремесленники Делфта не занимались гончарным ремеслом, однако закрытие пивоварен и спрос на новую продукцию, привезенную из средиземноморского региона, а к концу XVII века и с востока — из Китая и Японии — привели к замене пивоварен гончарными мастерскими. Это стало началом бурного развития голландской керамики, которая со временем стала нарицательным понятием, определив отдельный стиль  — delftware.

Китайский фарфор, завозимый в Нидерланды с товарами Ост-Индской компании стоил баснословных денег и, без преувеличения, был очень красив. Это не могло оставить равнодушными керамистов Делфта, которые попытались имитировать китайский стиль на плитках. Это был период, так называемой «чайна-мании», сопровождавшийся активным использованием на изразцах синего кобальта на белом фоне и китайских сюжетов.

Между 1625 и 1670 годами настоящие живописные «клумбы» из роз, лилий, гвоздик,  ирисов и нарциссов покрывали стены голландских домов.

Библейские и батальные сцены, морские пейзажи,
мифологические существа, более ста видов птиц, реальных и фантастических, были представлены на голландских плитках.

Делфт процветал и его керамика распространилась по всей северной Европе. Плитка делфтских мастеров была настолько популярна, что ее стали копировать, а такой способ украшения интерьера получил название delftware. Практически до сих пор изразцы в южной Европе называются «майолика», а в северной Европе  «delftware».

Однако, к концу XVIII века английские керамисты, копировавшие голландские изразцы наравне с китайским фарфором, сделали прорыв в технологии и выпустили свои плитки с фабричным способом нанесения рисунка, так называемый transfer-printed. С этого момента начался упадок делфтской керамики. Голландцы начали закрывать свои мастерские, не выдерживая конкуренции с английскими технологичными производствами.

И только спустя почти 100 лет, в 1876 году в Делфте было возрождено керамическое производство с открытием Королевской мануфактуры делфтского фарфора с характерными сине-белыми изобразительными мотивами. Именно кобальтовая гамма росписи делфтского фарфора стала образцом для русских «кафлей», а к середине XIX века утвердилась в Гжели.

Сегодня основные сюжеты Делфта прежние — пейзажи, декоративные панно с очень натуралистичной монохромной живописью, портреты в цветочных виньетках и многое другое. Однако, в Делфте практически не используют полихромные глазури и визитной карточкой делфтского фарфора стала сложная живопись кобальтом по белому фарфору или фаянсу.

Источник: Русская майолика
(далее по ссылке в комментах)

Гжель
https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/gzhel/


Рецензии
Китайский фарфор: история и тайны
http://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/istoriya-i-tajny-kitajskogo-farfora

ГОЛЛАНДСКАЯ КЕРАМИКА. ДЕЛФТ И СТИЛЬ DELFTWARE
http://www.russian-mayolica.ru/our-story/keramika-mira/delftware/

Алла Ганновер   05.08.2023 19:01     Заявить о нарушении