История - не идеология и не прошлое, а сегодня и з

Согласно последней социологической выкладке, только 15 % молодых людей интересуется тем, что прямо сейчас происходит в Украине, 85 % - предпочитают ощущения страусов, для них не существует настоящего, у них фактически украли будущее. Один мой знакомый (преподаватель истории) в последние свои дни работы в ВУЗе, который превращался очень быстро в рейхсканцелярию, каждое занятие начинал с этой сакраментальной фразы: Понимаете ли вы, что у вас украли будущее? То будущее, о котором вы мечтали, например в Европе - в настоящей цивилизованной стране, где все достижения цивилизации прямо сейчас служат людям, а не работают на ВПК. Так вот, этого будущего теперь НЕТ. Может быть, конечно, оно вернётся, только для этого 85 % молодых людей ровно ничего не делают, даже не интересуются настоящим.

Немецкий мыслитель Мартин Хайдеггер писал, что единственный способ человеческого мышления - это забегание вперёд, это понимание того, что все главные вызовы ты встречаешь там, в будущем времени, а главный из из этих вызовов - сама смерть. Озабоченность будущим, понимание того, что прямо сейчас нужно торопиться (жить, созидать, воплощать мечты) - это есть единственный способ осуществления человеческого мышления. У нас же это ретро активное, ретроспективное, трусливое заглядывание в прошлое, в котором там "великие" наши "пращуры"... иные - действительно великие, другие - дутые величины, которые что-то нам шепчут... щупальца прошлого тянутся в настоящее и прижигают каждого из нас этим трупным ядом.

В изложениях идеологов, тех, кто, в действительности, в ВУЗах только и остался (это трусы, приспособленцы, конформисты) - в этой подаче история учит тому, что ничего менять не нужно. Традиции, скрепы, православие, средневековье, феодализм - это наше всё. Какой там технический прогресс или культурный!

Например, всю историю искусства 20 века, говорит мой знакомый, мы проспали. Её не было в учебниках. По сей день в вузовских аудиториях историю искусства преподают, в лучшем случае - "традиционно мыслящие" или просто глупцы и консерваторы, для которых ничего, начиная с модернизма, не существует. Не удивительно, какие "продукты" на выходе этой вузовской системы образования возникают: 85 % молодых людей, которые боятся мыслить, не умеют, у них нет такой хронической потребности в мышлении, которые вместе со взрослыми уже заранее постарели. "Россия, особый путь" - есть старые старики и молодые старики, те, которые снимают никому ненужные, абсолютно неинтересные, несовременные фильмы, те, которые не читают и не пишут, не совершают научные открытия, те, которые сейчас уже думают о том, как бы пригреться на тёплом местечке, как вступить в правящую партию в её молодёжное отделение, те, которые не стесняются жечь книги, и эти молодые старики - конечно опаснее тех, давным-давно дышащих на ладом, в "последнем прибежище" негодяев, и трусов, и мерзавцев, и паразитов, присосавшихся к власти, - традиционный, неизбирательный суповой набор.

Высказывание "патриотизм - последнее прибежище негодяя" - характеризует не патриотизм, а негодяя. Когда у того нет других средств, возможностей, он возьмётся и за уроки истории, и за уроки патриотизма, и мужества, и конечно за религию, как традиционный опиум для народа. Никакой избирательности, никакого идеализма в его поведении не ищите.

Ну, а в истории всё уже украдено до нас, всё доказано, всё понятно, как в расхожей фразе о том, что вчерашняя истина сегодня вам не поможет и то, что вы считаете понятным прямо сейчас, едва ли переживёт завтрашний день. Но это высказывание можно и перевернуть: то, что было - уже не истина. То, как, в каком виде, кто именно преподаёт историю и её уроки, никак не характеризует ни историю, ни ценность. Если прямо сейчас ты не чувствуешь себя субъектом истории, не меняешь её, не понимаешь её в настоящем времени, не заглядываешь в завтрашний день, значит это не история, значит это хлам идеологии!

Поэтому "отряхнёмся от старого мира", от тех самых уроков, которые вбивают нам прямо с двойками в школе, прямо со школьной родительской моралью педагогов, которых нужно гнать поганой метлой! Которым нельзя работать с молодыми умами, навсегда запрещающим потом себе это искусство мыслить. Эти уроки истории нужно забыть, как страшный сон!

История - в будущем. Если мыслить без страха, не передавать там в вузовских аудиториях друг другу эту жёваную-пережёванную мочалку, которую под видом дисциплины предмета истории передают из поколения в поколение, если это выбросить за борт истории, окажется (в этом лишь и есть оптимизм), что нечего бояться. История - это освобождающая сила. Нравится - не нравится - империя развалится. Хочется - не хочется, она заставит тебя мыслить самостоятельно.

Невозможно долго держать голову в песке, захочется и подышать. Невозможно всю жизнь мыслить чужим интеллектом, цитируя чужие фразы. Рано или поздно, так как мы и рождаемся, и умираем в одиночку, и самое важное решение к счастью или к несчастью никому не передоверишь, рано или поздно история ткнёт нас носом в реальность, и тогда окажется, что все эти краткие курсы истории, и все эти поиски врагов и виноватых - это всё пустяки, всё это рассыплется в прах. История - как ни крути, это не прошлое, это сегодняшний и завтрашний день.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.