О практической пользе учения и книг

Без книги – в мире ночь, без книги мрак кругом. (В. Гюго)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Автор
Ученик
Философ
Ученик и философ сидят на берегу моря, за ними здание на подобие древнегреческой школы, где они занимаются науками.
Ученик: Возможно ли без книги прожить на свете белом?
Философ: А ты возьми, попробуй порвать на части целое.
Ученик: Ведь жизнь и так прекрасна, зачем трудить свой ум?
Не лучше ль наслаждаться без этих мудрых дум?
Философ: Как жизнь-то ты постигнешь, законы ремесла?
Иль хочешь ты, чтоб глупость всё на пути снесла?
Ученик: Да мне здесь не до книжек. Я тут чиню баркас.
Философ: А как же ты починишь, не зная ничего?
Ученик: Простите, мой учитель немножко не до вас.
Философ: Стремился бы хоть выяснить, что здесь и от чего.
Ученик: Да всё и так я знаю. Я всё смогу, поверь.
Философ: Уж лучше ты подумай и всё везде проверь.
Ученик: Сейчас сюда прикрутим… А это вот сюда…
Философ: Сначала изучите: где, что идёт куда.
Вот справочник вам в помощь: здесь всё отражено.
Ученик: Вот-вот деталь последняя – и всё налажено!
Философ: Так, так… Посмотрим в деле, как судно поплывёт.
Ученик: Хоть что можно затеять и плавать круглый год!
Философ: Ты посмотри! Упрямый! Не хочет прочитать.
Ученик: Зачем же в самом деле? Что нужно ещё знать?
Философ: Твоя самоуверенность на пользу не пойдёт.
Ученик: Я шлюпку отшвартую и дам полный вперёд!
Философ: Поострерёгся хоть бы, не так надёжен плот.
Ученик: Я сделал это судно, и это мой оплот.
Философ: Далёко хоть не уезжай, чтоб я успел спасти.
Ученик: Не нужен мне помощник, я сам хочу пройти!
Ученик отчаливает от берега на своём баркасе.
Автор:
Но только парень тронулся, как ветер зашумел,
И шторм на море поднялся, мальчишка побледнел.
И волны чёрной пастью всю шлюпку залили,
Вот горе! Вот напастье! Мольбы не помогли.
И судно накренилось и так пошло ко дну,
Мальчишка испугался и крикнул: «Я тону!»
Тогда философ сразу рванул в тот рёв и вал,
В морской пучине в миг же куда-то он пропал.
Но вот он показался средь пены той морской,
Скорей доплыть пытался к той шлюпке бедовой.
Мальчишка бултыхался, отчаянно взвывал.
Философ в это время к нему уж подплывал,
Скорее подал руку и нА плечи взвалил,
И так с парнишкой вместе он к берегу поплыл.
Сопротивлялся волнам и чуть не утонул,
Но, выплыв с ним на берег, от устали заснул.
Парнишка отдышался и так благоволил,
Что он в живых остался, и к Богу так взмолил:
Ученик:
Дай Бог ему здоровья и долгих-долгих лет,
Теперь я буду слушать любой его совет!
Он мудрый и спокойный, отчаянный такой!
Теперь ему так нужен и отдых, и покой.
Ну а когда проснётся, мы с ним поговорим,
Кто ж всё-таки разрушил могучий древний Рим?
Мне стало интересно, отважный как Гомер
Так сочинил всё это, его ли брать в пример?
Автор:
Философ встал, проснулся, протёр свои глаза
И в море окунулся. Умолкла та гроза.
И мир другого цвета, весь сразу стал сиять,
Нет к знаниям запрета – хочу вам показать.
Ученик:
Философ, как водичка? Она уже не та!
А я всё по привычке… Какая красота!
Философ:
Я вижу ты в порядке, чему я очень рад!
Что там по распорядку? По физике доклад?
Ученик:
А что вот так всё сразу? Хоть отдышаться дай!
Не с первого же разу… Немного погуляй.
Философ:
А я уж отдохнувший, готовый хоть куда!
Но так уже не манит веселием вода.
Ученик:
Ах, дорогой учитель! Прости меня, прости!
За этот путь нелёгкий, что нам пришлось пройти!
Философ:
Зачем же извиняться, раз такова судьба?
Ты пережил, поднялся, тебе только хвальба.
Ученик:
Ах нет, учитель милый, я ж книжку не прочёл.
А если б изучил бы и всё как есть учёл,
То так бы не случилось, я б в дебри не зашёл.
Философ:
Теперь ты понимаешь, как важно изучать,
До мелких до деталей всё-всё разузнавать.
Ученик:
Да-да, учитель, понял, что было невдомёк,
И кажется усвоил сей жизненный урок.
Философ:
Вот славно! Очень счастлив и рад я за тебя.
Теперь ты знаешь главное. Черту переступя,
Ты к знаниям потянешься, ответишь за себя.
Ученик:
Давай теперь, учитель, с тобой поговорим.
Где император правил, то Греция иль Рим?
Философ:
У нас урок истории? А впрочем – всё равно.
Тогда внимай и слушай. То было так давно…
Автор:
И начал сказ свой длинный про тот имперский Рим.
Как он Октавиана в речах превозносил!
Упомянул Трояна аристократов род,
Была толпа им пьяна, любил его народ.
Как добродушный Нерва освободил людей
И выделил им землю, не наложив цепей.
Стратегия Веспасиана была настоль мудра,
Что победить соперника не создаёт труда.
А Колизей построить он так и не успел,
Но Тит уже продолжил тот список важных дел.
Так можно бесконечно сей продолжать рассказ,
Но главное – усвоить истории наказ:
Не проливайте крови, не затевайте войн,
Не обижайте ближнего, не забывай имён,
Которые останутся в сердцах на все века.
Дорога их к победе длинна и нелегка.
Страной своей гордиться, лелеять, защищать.
От слов ненужных, лишних язык свой очищать.
Философ:
Ну как, ты понял, мальчик, что важно изучать,
Как можно больше книжек полезно прочитать.
У каждой книги есть судьба. Свой собственный удел.
Но в каждой книге, мальчик мой, я мудрость лицезрел.
И так поймёшь мораль сию, насколько сам ты зрел.
Готов ли ты отправиться вокруг святой земли?
Тебе она понравится. Вон видишь там вдали
Отважный капитан плывёт, ему пятнадцать лет!
Хоть он так юн ещё, но знает уже весь белый свет!
А видишь Крузо Робинзон на острове один?
Среди полей, лесов и скал, и дна морских глубин.
Там двадцать восемь лет провёл и выжил, и привык.
Он к людям приспособился, за столько лет отвык!
Герои эти неспроста в страницах книг «лежат».
Они примером могут стать – вот это результат!
Ученик:
Учитель, я хочу читать как можно поскорей!
Спешу узнать, как различать, где ямб, а где хорей.
Хочу просторы бороздить со светлыми умами,
Хочу узнать, а что же там – дальше, за морями?
И что мне делать, как мне жить?
Какими качествами дорожить?
И не хочу один я быть,
Но тут вопрос, а с кем дружить?
Философ:
На все вопросы даст ответ,
И в этом даже спору нет,
Не буду затевать интригу,
Отвечу, что зовётся Книгой.
Ученик:
О, Книга, я спешу к тебе!
Ты так важна в моей судьбе!
И никуда не отпущу,
Пока до корки не прочту!

Автор:
Вот так, мальчишка знает цену,
Живого слова переплёт.
И книге не найти замену,
Так как она переживёт
Все времена, все перемены
И, может быть, дойдёт до сцены.
Об этом лучше знать потомкам,
Пусть собирают по обломкам
Крупицы, что составят труд,
Быть может, карты и не врут,
О том, что будущее знают,
Пускай же как хотят гадают,
Я точно говорю, друзья,
(Не самый строгий я судья)
Оценят книгу по заслугам,
Пусть даже самым лучшим другом
Будет обругана она,
Другим понравится сполна.
С бокалом сладкого вина
Пусть выпьют те её до дна.
Придёт черёд её – я знаю,
Заранее предугадаю.
Ну а для вас я завершаю
Сей поучительный рассказ,
В котором каждый здесь из нас
Найдёт отдушину свою.
А я всех вас благодарю!
И удаляюсь с позволенья
С сего прекрасного явленья.

Конец.


Рецензии