Где обитают жизненные смыслы

  ГДЕ ОБИТАЮТ ЖИЗНЕННЫЕ СМЫСЛЫ
       (лейтмотив на злобу жизни)

  У смыслов есть своя юдоль,
  Свои приюты. Селяви.
  Резон прослушать соизволь…

  Родных и ближних — возлюби!
  Злонравье — жёстко отфутболь:
  Чтоб жёлчь изгнать из головы.

  Да благонравию потрафь,
  И в сердце милость возведи —
  Тебе откроет мудрость вежды,
  И замаячат счастья виды…

  Оставь задорность для забав,
  Но своеволие уволь,
  А себялюбие убавь…

  Тогда — момент наступит важный:
  Ты абсолютно станешь ведать —
  «Все смыслы
         там же,
             где
                любовь!»

  Она обманчива, корыстна,
  Но только в ней таятся смыслы.

                *  *  *
  (Стих вроде как местами белый, однако для каждой строки, пусть далеко, но найдётся рифма, хотя она может оказаться диссонансной)))

  По большому счёту фразу «Все смыслы там же, где любовь!» можно отнести ко всем видам смыслов жизни и ко всем видам любви, которые насыщают человеческое существование.
  Любая деятельность наполняется смыслом, если её выполнять с любовью и ради любви.
  Смыслы жизни обеспечивают человека стимулом и бодрящей энергией, дабы жить дальше. И оправдывают уже прожитые годы. Далеко не все смыслы — высшие (в смысле ориентации на возвышенную цель), но все они идеальны, в том смысле, что позволяют человеку и радоваться жизни, и порой… даже отдавать её за них.
  И договорился я до парадокса: смысл жизни включает в себя готовность пожертвовать жизнью! Можно смягчить формулировку: …готовность отстаивать его до конца.
  А всё потому, что любовь только тогда является настоящей, когда человек ради неё способен на жертвы. Но «жертвы любви» — это вовсе не обязательно жизнь, но чаще — отказ от чего-либо ценного, нужного, желаемого, от собственных интересов — ради благополучия любви. Жертвовать можно: временем, деньгами, комфортом, добрым именем (пример — Иуда), материальными благами, здоровьем, карьерой. Жертвы могут и не понадобиться, но важна готовность к ним.
                –  –  –

Сальников С. М. /ssm52/
Июль 2023 г.


Рецензии
Спорное стихо, прямые нравоучения возносят поэта над читателем, и тот чувствует себя приниженным, что неприятно. Дальше "любовь любовная". Если повторять слово "сахар" слаще не станет. Зачем же всё смешивать и вносить путаницу, называя любовью. Для отношения к деятельности, к работе есть слова " заинтересованность" "удовольствие в стремлении к результату", "мастерство".., а любовь оставьте для живых существ... Показатель "настоящести" - жертвенность? А если не потребовалось жертв? Бездоказательное утверждение. Смыслы требуют отдавать за них жизнь! Любовь, замешанная на жертвах! Да Вы, батенька, не только моралист, но и мазохист!

Нина Можная   27.07.2023 22:57     Заявить о нарушении
Да уж… Ниночка рубанула правду-матку. Без обиняков. Жаль, что она увидела всё в гипертрофированном мазохистском ракурсе.

Жаль также, что рецензия практически не затрагивает само стихо (его образов, рифмовок), а целиком посвящена критике примечаний к нему.
Отвечу кратко.

Нравоучение в том или ином виде закладывается авторами во многих жанрах литературы, включая сказки. Нравоучений в моём стихо не более, чем в заповедях божьих. Да и не нравоучу я, а призываю!

«Способен на жертвы» — это достаточно гибкое высказывание. Во-первых, жертвы — это не обязательно «пожертвать своей жизнью»; жертвовать можно: временем, деньгами, комфортом, добрым именем (пример — Иуда), материальными благами, здоровьем; во-вторых, жертвы не являются обязательными, а важна готовность к ним, если возникнет необходимость.

Опять же, не в стихо, а в примечании сказано, что «порой даже отдавать жизнь за смыслы». Не как обязательное, а «порой», то есть если возникнет необходимость. Какой смысл отправляться на войну и, возможно, отдать здоровье и жизнь, если он не замешан на любви к своей родине? И в семейных отношениях, между родственниками, любовь и готовность в «жертвам» играют важную роль. Между прочим, сама идея этого стихотворения зародилась при взгляде на семейные отношения. А уже потом решил сделать обобщение на все людские смыслы жизни.
Во многих деяниях отплясываем от любви, как от печки: есть любовь — есть смысл — и если любовь настоящая, то должна быть и готовность к «жертвам».
А если такой готовности нет, то это не более, чем игра, страсть, – и, как выразилась Нина, "заинтересованность", "удовольствие в стремлении к результату", – и претендовать на смысл жизни не может.

Сальников Сергей Ссм52   28.07.2023 11:43   Заявить о нарушении
Эко вывернул! Моим салом меня по мусалам! Значит, я не умею любить, если не жертвую! Молодец! Так и надо защищать свои творения! Не то, что я - готова принять любую критику, исправить своё, кровно выстраданное, в угоду любому замечанию! Даааа, надо как-то учиться, любить своё.
Я уже говорила, что объяснения после литературного произведения мешают его восприятию. Выглядят так, будто автор не уверен, что всё выразил в стихо и поэтому добавляет в прозе. Для меня как читателя проза, стихи, всё ощущается единым целым, если опубликовано одновременно. Поэтому я чувствую себя в праве анализировать всё написанное. Но если Серёженьку это беспокоит, то я умерю свой пыл! Постараюсь меньше высказываться! Однако Серёженька не заметил, что при любом отзыве я жму кнопку "нравится"!

Нина Можная   28.07.2023 18:52   Заявить о нарушении
Присмотрелся я к своему творению, и у меня тоже возникло ощущение, что в данном произведении пояснения составили единое целое со стихами. И, в известной мере, испортили впечатление от самих стихов.

Выходит, из меня выходят не просто стихи, а часть мыслей как бы воспаряет в виде рифмованных строк, но часть остаётся в сухом остатке, в виде прозаических пояснений. Михалыч шутит, мол, от моего сухого остатка у нормальных людей в голове першит.

Подумал, не удалить ли эти примечания, но не поднялась рука. И даже добавил пару абзацев с дополнительным пояснением, дескать, жертвы бывают разные и не обязательно жизнь. Короче, ещё более усугубил противостояние стиха и прозы.

Вы правы, есть такое дело: порой не удаётся всё выразить в стихах и приходится изъясняться прозой. Наверное, это случается, когда из-под клавиатуры выходит не лирика, а философия. А иначе стихи получились бы длинными и водянистыми (с большим количеством неинформативных строк, служащих только для оформления стиха).

Ниночка, продолжайте высказывать начистоту всё, что затрагивает Ваше чуткое восприятие. А иначе как узнать о впечатлениях от наших произведений и непонятках, в них содержащихся. Вы же видите, мы с Михалычем адекватно реагируем. Этим нам нравится Юрий Семецкий: на любую критику он даёт спокойное разъяснение своей позиции.

Насчёт кнопки «Нравится». Буду крайне признателен, если подскажете, где отображается, что она была нажата? Я не нашёл.

Вот тут Михалыч интересуется. Нина, а понравились ли Вам диссонансные рифмы — «вежды – важный», «виды – ведать», «убавь – любовь»?

Сальников Сергей Ссм52   29.07.2023 12:32   Заявить о нарушении
Да, Вы правы, Серёженька! Написано опять много пояснялок. Указанная рифма относится к народной, неточной, я такой стараюсь пользоваться как можно меньше. Это старые впечатления влияют. Когда я публиковалась в альманахе "Литературный Кисловодск", под меняющимися рубриками публиковали самобытных, талантливых авторов, а под рубрикой "народные стихи" - графоманов, начинающих поэтов, заканчивающих, переделывающих. Старалась в эту группу не попадать))). Я знаю, что есть белые стихи, верлибр, проза, но чем неточная рифма, уж лучше без неё.

Нина Можная   30.07.2023 00:24   Заявить о нарушении
Ниночка, Ваш подход мне понятен. Благодарю за дискуссию. Вставлю только свои последние пять копеек.
Отмеченные выше рифмы, конечно, неточные, но неточность у них специфическая, они — разновидность диссонансных. Ударные гласные отличаются, а близлежащие согласные совпадают. Я слышу в таких рифмовках определённую красоту, как будто в мелодии стиха прозвучал неожиданный парадоксальный ход. (яблоко-облако, итак-итог).
Когда начал сочинять стихо про смыслы, появилось желание как-нибудь нестандартно зарифмовать «любовь», и решил воспользоваться прелестями диссонанса. Подобрал «убавь – любовь», а чтобы такая рифмовка не красовалась подобно случайной неточности, вставил ещё парочку диссонансных рифм. Думаю, у графоманов неточные рифмы рождаются легко и просто, а мне, признаюсь честно, пришлось немало повозиться, чтобы самому же, как автору, всё понравилось. Почувствовал, что подобрать и уложить в стихо строчки с диссонансными рифмами, наверное, тяжелее, чем с обычными.
СМАЙЛИК!

Сальников Сергей Ссм52   30.07.2023 02:21   Заявить о нарушении