Одежда как текст

"И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их" (Бытие 3, 21)

   Из Библии мы узнаем, что первый плод греха Адама и Евы это ощущение наготы, т. е. стыд. «И открылись глаза их обоих. И узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясание» (Бытие 3, 7). Между тем, вплоть до грехопадения « были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». (Бытие 2, 25).
Стыд наготы рождается у человека от осознания того факта, что взгляд, устремленный на него, принадлежит нелюбимому существу, чужому.

   Чужой человек смотрит на встретившегося ему лишь как на объект собственных вожделений, потому стыд наготы рождает потребность в одежде как самозащите от чужого эгоистического желания (похоти). Поставление человеком телесных утех в доминирующее положение, над духом, прямо ведет к потере понятия «чистый эрос», означающий любовь возвышенную, без грубой чувственности. Отсутствие его приводит всего лишь к желанию обладать понравившейся чужой плотью для удовлетворения своей и порождает бесстыдство.

   Выражаясь в творческом акте модельера, бесстыдство создает одежду плотно облегающую (подчеркивая прелести фигуры) или оголяющую интимные места. При выборе одежды потребителем он соглашается такую носить для приманки взглядов, но выставляет человека лишь соблазнителем, раздражителем чьей либо похоти, что разумным не назовешь. По этому поводу святой преподобный Иоанн Лествичник, в первые века христианства, говорил: «Благой Господь и в том являет великое о нас промышление, что бесстыдство женского пола удерживает стыдом, как некою уздою; ибо если бы женщины сами прибегали к мужчинам, то не спаслась бы никакая плоть». Но, увы, в наше время многие женщины рвут узду стыда, и, поправ приличия, одержимые духом блуда, почти обнаженные гарцуют по улицам. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» говорит нам Христос в Евангелии от Матфея.

   С принятием Европой христианства основным определяющим началом покроя одежды любого стиля стало христианское благочестие. Вследствие этого одежда христиан стала длинной и широкой, закрытой и несоблазняющей. Длинные волосы традиционно считались символом девственности и чистоты. Поэтому замужние женщины их прятали, либо укладывали в особые прически (типа кос, скрученных на голове). Распущенные женские волосы считались эротическим символом, допустимым в полном виде лишь в спальне. Только самые темные народности, в основном потомки Хама (например, языческие африканские племена), не знали этих порядков, не отличали грех от допустимого, невинное от порочного, бесчестное от достойного.

   Именно от хамской культуры, в прямом смысле слова, берет начало «раскрепощенность» современной одежды, музыки, танцев, подающих соблазн ко греху, и та самая секс-культура, ставшая возможной благодаря расцвету первых трех. Движение за «раскрепощение» женщины сломало многие нормы и в отношении волос. Это проявилось в виде коротких женских стрижек этаком символе неприступности, а затем наоборот – свободы от условностей. В 1960-е годы на волне студенческого движения в моду вошли длинные распущенные волосы, как символ протеста против «буржуазных условностей». Велик соблазн, а посему: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его», говорит нам апостол Павел. О соблазняющих, соответственно, сказано выше.

   В обнажении своего тела, в чувственно раскованном поведении кроется бессознательное противление воле Божией обозначенной в Библии: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды (ризы) кожаные и одел их». Покрой этих риз нам не ведом, но, несомненно, они предназначались для скрытия соблазнительных мест, ибо чувственность у первочеловеков после грехопадения взыграла.

   Приход ренессанса (эпоха возрождения) положил начало смещению строгого христианского мировоззрения западного мира в сторону вольностей языческих. Изыскания художников обернулись появлением культа тела, поэты стали воспевать блудные похождения под видом любовных. Философы, конечно, все это объяснили как освобождение человечества от излишних строгостей христианства, как возрождение. Естественно, это не могло не сказаться на покрое европейской одежды, и, появилось платье, слегка обтягивающее некоторые части тела и слегка их открывающее. Дальше – больше; финиш этого процесса мы можем наблюдать ныне.

   Наряду с этим, с приходом капитализма, постепенное вторжение женщин в сферу мужских занятий потребовало создание и более функциональной женской одежды или прямого заимствования мужской. И появился прецедент, уже в XIX в. женщины из богатых сословий стали использовать мужские штаны для верховой езды. В дальнейшем мужские спортивные штаны стали и женской спортивной одеждой, которая перекочевала и в семейный быт в качестве домашней рабочей одежды и просто одежды для дома. Может в смысле удобства это кому-то удобно, но есть по этому поводу и другой взгляд – самого Творца мира: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор.22:5). Выход женщин на улицы, в общественные учреждения в брюках, как символе мужской субкультуры, был равносилен вызову традициям, но в первую очередь это бунт против Бога.

   Чаще всего мы не думаем о том, что наш стиль жизни, наше поведение, одежда будут восприниматься окружающими как некий текст. Люди смотрят друг на друга, как зрители смотрят фильм, и пытаются в меру своей любознательности и способностей этот текст прочесть. И вот, неизбежное наличие читателей заставляет человека быть писателем. Естественно, прежде чем писать текст, выбирают его стиль (торжественный, деловой, эксклюзивный) как основу и набор символов каким он будет писаться. Например, преподавателю идущему на лекцию к лицу востребовать стиль деловой, с внесением в него своих решений, символов располагающих к общению. Можно, конечно, взять более свободный и внести в него изменения в сторону делового. В качестве символов выступают как отдельные элементы (галстук, запонка, фасон пиджака и т.д.), так и сам костюм как единое целое, да и весь набор используемой одежды.

   Вообще, свой стиль следует творить исходя из того, чтобы слишком строгая или слишком фривольная одежда не мешала исполнению своих обязанностей, не шокировала окружающих. Тут, конечно, каждый понимает по своему разумению, по мере своей испорченности. Этот афоризм также верен и при выборе стиля и символов текста для конкретных адресатов, чье мнение о нас важно, или же для толпы, чья реакция того или иного типа желательна. Но, иногда получается так, – человек хочет сказать: «Я богат!» или «Я молод!», а окружающие читают: «У него нет вкуса».

   Что же движет людьми выбрать тот или иной стиль; купить или сшить ту или иную одежду? Двигателем, как правило, являются некоторые принятые человеком стандартны мышления. Фаворитом среди людей можно назвать стандарт «Я такой же, как все». По словам социологов, в США 90% населения не имеют другого желания, кроме как «иметь то, что имеют другие». Реклама подсказывает: «Купи это, потому что это носят все!». Следом идет стандарт «Я принадлежу к той группе, на членов которой я хочу быть похожим». За ним, как доминанта сознания, – «Я из элиты общества и ношу то, что не могут позволить себе другие». Завершает стандартные мотивации выбора стиля утверждение: «Я не такой как другие, я индивидуальность».

   Но человек, также ориентируется и на культуру, к которой принадлежит, на состояние своего кошелька, на эстетическое воспитание, полученное в семье. Развитый вкус, – это результат культурного развития семьи на протяжении истории не одного поколения. Как пишет один из социологов, «при равенстве прочих факторов влияние происхождения особенно значимо в потреблении высокой культуры. В западном мире вкусы давно являются отличительными признаками классов».

   Воспитание эстетически развитого человека требует капитальных вложений на получение дополнительного образования, на посещение театров, выставочных залов и музеев. В Советском Союзе отличия в области потребления людьми высокого искусства, большей частью, касались разницы происхождения (т.е. разного культурного развития семей) но, сейчас, семьи имеющие доход выше среднего уходят в отрыв. Большинству семейств, увы, доступно потреблять лишь массовую культуру; как по причине хронического безденежья, так и по недостатку эстетического образования.

   И вот тут я скажу о том, что дает в плане эстетического воспитания христианская религия и культура, в частности православная. Дает всем желающим, имущим и неимущим.

   В-первых, прекрасная архитектура и внутреннее убранство храмов отпечатывается в сердцах прихожан гармоничными образами линий и красок. Посещая разные храмы, верующие получают своего рода уроки эстетического воспитания, взирая на плоды истинного, можно сказать экологического зодчества. В некоторых храмах иконостасы выполнены столь великолепно, что даже поражаешься ювелирному совершенству их. Вот тебе и образование, и чем оно ранее начнется, тем ранее сформируется вкус к прекрасному.

   Во-вторых, каждый приходящий в храм встречается здесь с чистым певческим искусством, и это искусство высоко. Православные песнопения, если ими регулярно наполнять душу, научают ее любить только достойное восхищения и радоваться тому, что действительно есть «лепота», красота исполненная Богом или человеком. Некоторые церковные певцы обладают не меньшими талантами, чем оперные – прославленные звезды «бельканто», и мы их можем слышать бесплатно.

   В-третьих, верующие, проходя вышесказанное, непосредственно бывают просвещаемы и наставляемы Духом Святым к свету разума, которому дается некий общий ключ к любым конкретным понятиям касающихся изящества и гармонии. С этим светом видно все «опечатки» и погрешности выбранных кем-то стилей одежды, что было задумано «модельером», в чем дисгармония или умысел. И так, человек проходя глубокую эстетическую социализацию в Церкви, начинает разуметь то, что разумеет человек, получивший утонченное эстетическое образование в миру, и сверх того, что не разумеет эстет.

   Сейчас на дворе время пост советской культуры со своими взглядами на нормы жизни, они изменчивы и лукавы, бездумно держатся их, – по меньшей мере, глупо. Они не все плохи, но все ориентированы на земное и выветривают из головы то, что не только хлебом единым жив человек, «но всяким словом, исходящим из уст Божиих». (Матф.4:4). И, если кто-то далек от христианских норм жизни, тем хуже для него. Благо, что Россия, в массе своей, впитав в свои нормы жизни дух Христа, не поспешила с ними расстаться и после революции; и сейчас еще живет ими по инерции.

   Одна из универсальных норм культуры состоит в том, что, при выборе спутника жизни женщине отводится пассивная роль. Мир сей, не ломая этой нормы, но, утверждая право женщины выбирать, пошел по пути акцентирования внимания мужчин на внешней привлекательности слабого пола. Сейчас эротичность женской одежды стала правилом хорошего тона. Одна московская модельер женской одежды, сформулировала это правило так: — «Мне часто говорят: «Вы делаете одежду слишком красивую»  — Да, и специально. Я стараюсь смотреть на женщин глазами мужчин: что для них будет волнующим, желанным в ней…». Что тут скажешь, желание нравится законно, но если тебя выбирают как кошечку на базаре, за красивую шерстку, игривость, сложение – это не совсем хорошо. Это не то на чем строятся крепкие семьи. Внешнее приедается и пресыщает, с ним не поговоришь как с другом, а посему, как от любого надоевшего предмета от него стараются, при случае, избавится.

   Ныне мода потеряла былую жесткость, можно носить разные виды одежды и быть модным. Все тенденции ее прогрессивного развития исчерпаны и поэтому она пестрит цитатами из стилей прошлых лет, которые легко узнаются. Ничего ныне не мешает людям одеваться поприличнее и не искушать окружающих оголенными частями своего тела. Это касается мужчин тоже. Господа, будем взаимовежливы.


Рецензии
Интересная и глубокая исследовательская работа по теме, которая мало проработана. Согласна, что одежда - это вид общения и выражение отношения к другим людям. Она говорит то, что язык сказать не осмелится. Дальнейших Вам творческих успехов!

Елена Болотова 2   30.03.2024 05:22     Заявить о нарушении
Спасибо за выбор для рецки этого эссэ, написано мной двадцать лет назад для православного альманаха "Путь", в котором был главным редактором. Правильные у вас мысли об одежде, спасибо за пожелание успехов.

Дай Бог вам столько здоровья, сколько доброты и радости в глазах и тёплых слов в сердце.

Александр Лосев   30.03.2024 10:59   Заявить о нарушении