Философский образ жузов у казахов

Неономадической философией мировоззрений в качестве информационного архетипа (инфотипа), слова-символа для современных межрелигиозных и духовных коммуникаций, предлагается казахское понятие «жуза». Жузами мы называем векторные мировоззрения-местоимения. Мировоззрения-местоимения являются ничем иным как ликами, звездными образами, ипостасями мира и именно поэтому для их обозначения подходит многомерное казахское слово-понятие «жуз», имеющее в себе семантику объединяющего, собственно философского принципа.

В чем выражается этот философско-объединяющий принцип? «Жуз» на казахском языке означает числовое понятие «сотни». В некоторых особых случаях этот термин употребляется в значении «лица» или «облика», космического и звездного образа: например, «жер жузi» — весь мир, «дуние жузi» — вселенная или «жузiн калай шырайлы» — «какой у тебя светоносный лик». Или вот: слово «жуздесу» обычно буднично переводиться как «встречаться», но если буквально перевести, то это сложное слово означает ничто иное как «встречу ликов». Есть лингвистическая версия, трактующая понятие «жуз» как редуцированное обобщение другого древнего казахского слова «жулдыз», которое в переводе означает «звезда». Слово «жуз» также имеется и в арабском языке, где оно означает «подраздел», «раздел». Но в арабский понятие «жуза», скорее всего, попало гораздо позже, в качестве неологизма из кипчакско-сакского языка, поскольку в казахском языке изначально присутствует значение «жуза» как «лица», «облика», которое не прослеживается в арабском.

В историческом смысле «жузом» именуется также каждое из образовавшихся в начале II тысячелетия трех родоплеменных объединений казахов, которые сформировались по сознательно сконструированным социодинамическим параметрам. По дошедшим свидетельствам, казахским бием Майкы (конец XII — середина XIII вв.) каждому жузу вместе закреплением за ним определенной территорией была предписана определенная роль в формировании казахского этноса. Бий — это выборный мировой судья, одновременно звание «бия» в народном сознании синонимично понятию «мудреца». Бии в казахской истории были разного социального статуса и положения, была у них и своя степная демократическая иерархия. Майкы был известным бием, поэтом, импровизатором. В энциклопедических изданиях его называют «Майкы бий», Байки, Байку. Он был современником и советником Чингисхана. Его называли авторитетным человеком, аулие (святым, прозорливцем), т.е. он мог прогнозировать события, предсказывать судьбы людей. Сын Чингисхана, уходя в поход на Запад, доверил Майкы бию право на управление правым крылом своей армии. Абай причислял Майкы к числу 12 биев-казахов, так как он в числе 12 ханов ходил поздравлять в 1206 году Чингисхана, когда тот стал ханом Монголии.

По легендам, после смерти Орманбет бия и откочевки ногайцев, Майкы бий разделил казахов на три жуза. Представителей уйсунов назвали «Улы жуз (старший жуз)», подраздел под руководством Кабанулы Болаткажы получил название «Орта жуз (средний жуз)», объединение племен под руководством Когамулы Алшын стало именоваться «Кiшi жуз (младший жуз)». Одного из ханов — Ахмета (Алаша-хан) — сделали ханом трех жузов. По историческим свидетельствам, в эти объединения вошли представители 40 родов и каждому подразделу вручили знаки. Уйсунам вручили «флаг», аргынам — «глаз», тому, кто должен был первым идти на врага Алшыну — «копье». Также были розданы подобные знаки отличия всем 40 родам, которые были высечены на горных камнях. Эти наскальные изображения вошли в историю под названиями «Майкы танбасы» («Знаки Майкы») или «Нура танбасы» («Знаки Нура»). Последнее было дано в честь местности, где они были высечены.

Майкы бий часто участвовал в спорах, в аргументации своей опираясь больше на народные пословицы и изречения. При этом превыше всего он ставил единство народа. По мнению Майкы, государство должно было управляться с учетом народных обычаев. Проживший около 120 лет казахский мудрец считал, что даже в давно забытых традициях заложен определенный смысл. Поэтому о «распределении обязанностей» среди казахских жузов скажем особо. Это необходимо для прояснения ситуации, которую многие исследователи до сих пор понимают поверхностно. Для необычного троичного устройства жизни целого народа советская наука нашла уничижительный термин «трайбализм», который и сейчас вгоняет в ложный стыд многих казахов-интеллигентов. Такое искаженное восприятие добровольного опыта народного строительства само по себе прискорбно.

Ведь что было на самом-то деле? Каждый жуз специализировался в своем абстрактно заданном направлении. Старший жуз преимущественно занимался менеджментом, земледелием, скотоводством, торговым ремеслом; племена Среднего жуза были проводниками учености и образованности, судьями; Младший жуз первым становился на защиту общей родины. Уникальная энергийная дифференциация привела не к раздору, а к сплочению народа. Она на протяжении почти полутора тысяч лет сохраняется неформально и присутствует поныне уже в качестве устойчивого духовного каркаса народа. Именно благодаря такому мудрому распределению жузовских миссий наши предки сумели сохранить и передать потомкам огромную территорию нынешнего Казахстана, самобытную культуру и особый соборный дух восприятия и познания жизни. Исторический опыт такого социовекторного проектирования этнического пространства до сих пор играет немалую культурообразующую роль в становлении народа и государственности Республики Казахстан. И опытом осознанного формирования жузов надо бы только гордиться, очищая семена от плевел.

из моей книги «Гомо информатикус. Мировоззрение с открытым исходным кодом», 2012, Астана


Рецензии