Эклектика рефлексии

Мнение дилетанта.

Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
(А.С.Пушкин. «Зимний вечер»)

Рецензиия
Это тот редкий, если не редчайший случай, когда эклектика не только не раздражает, но, напротив, притягивает и увлекает в мир постижения Любви, многомерный и многогранный. Дилетант, как искусный ювелир, снимает с Любви напластования
пустой породы вульгарных представлений и упрощенных трактовок. Слову, затёртому и утратившему свой смысл (люблю утку по-пекински; люблю «поприкалываться» и т.п.) он возвращает сакральную сущность. Символично, что автор завершает свои размышления о Любви многоточием, оставляя каждому возможность пройти этим прекрасным и опасным путём к самому себе.
В.Ч.   
    
Английский художник-сюрреалист и писатель Десмонд Моррис, защитивший  диссертацию «Репродуктивное поведение десятишиповой колюшки» и получивший за неё степень доктора наук, издал несколько книг, в т.ч. «Голая женщина». Во Введении автор предупредил любопытных читателей: «Эту книгу можно назвать путеводителем по женскому телу. Это отнюдь не медицинский труд и не лабораторный анализ психолога, а зоологический портрет, прославляющий женщин такими, какими они являются в реальный мир, в их естественной среде. Каждая женщина обладает прекрасным телом – прекрасным, поскольку в нем воплотился блестящий итог миллионов лет эволюции. За этот период оно подверглось поразительным корректировкам и тонким усовершенствованиям, благодаря чему стало самым замечательным организмом на планете. Тем не менее в разные эпохи и в разных уголках мира женщины пытались ещё более усовершенствовать свое тело с помощью тысячи различных способов. Некоторые из этих ухищрений вызывали приятные ощущения, некоторые причиняли боль, но цель у них была одна – сделать женское тело ещё красивее». Во Введении к другой Десмонт отметил, что «Настоящая работа представляет собой естественное продолжение книги «Голая женщина». Единственное важное отличие состоит в том, что добавил главу о сексуальных предпочтениях. «В работе над книгой неоценимую помощь оказала моя жена. Подозреваю, что определённым образом это связано с темой книги».
При этом надо заметить, что Десмонд – зоолог, а также то, что женщина несколько отличается от «десятишиповой колюшки», но это не относится к её «репродуктивному поведению» ...
* * *
В романе французской писательницы Франсуазы Саган описаны эпизоды взаимоотношений женщины и мужчины, но в восприятии и представлении женщиной и мужчиной – отдельно, каждым по своему.
За 10 лет до смерти Саган от лёгочной эмболии в 2004 году газета «Известия» опубликовала очерк Юрия Коваленко под названием фразы писательницы: «Я обожаю делать глупости».
Прославившись в 19 лет своим первым романом, за который получила 5 миллионов франков от издателя, Франсуаза Саган впоследствии рассказывала: «Я пишу инстинктивно, как живу или дышу. Не стремлюсь к какой-то литературной новизне или смелости». И оценила свои способности так: «Пруст – гений, а я – талант... Больший, чем принято думать, больший, чем у девяти десятых пишущих людей».
В 1972 году на экраны вышел польский фильм «Анатомия любви»...
О психологии взаимоотношений женщины и мужчины, которые меняются местами в чувстве от равнодушия к ревности. Менее известны индусские трактаты брахмана об «образах любви» - «Ветки персика», «Кама сутра» Ватьсьяяны (полное название - «Ватьсьяяна кама сутра» («Наставление о каме, принадлежащее Ватьсьяяне»), индийского философа и учёного Малланаги Ватьсьяяны (о котором говорят, как об аскете-молчальнике), хотя «Ветки» – это 15-16, а «Кама» - 3-4 в.в.н.э. В массовой культуре более обращено внимания на раздел о сексуальных позах. «Камасутра» называет секс «божественным единением». Ватьсьяяна полагал, что в сексе нет ничего предосудительного, но сочетаться в нём легкомысленно - грешно. Значительная часть текстов обоих произведений посвящена общей философии и психологии взаимоотношений, наставлениям по ухаживанию, жизни в браке, внебрачных отношениях. Говорится о том, как быть хорошим гражданином, о взаимоотношении мужчин и женщин.
Так Кама сутра состоит из 800 стихов, расположенных в 7 разделах:
1. Общий (5 глав) – о любви вообще и - в жизни человека.
2. О любовном соединении (15 глав) – анализ поцелуев, предварительных ласк, оргазма, сексуальные позы, оральный секс, парафилия и ситуации треугольника (семьи втроём – муж, жена и любовница мужа).
3. Об обращении с девушками (9 глав) – ухаживание и свадьба.
4. О замужних (8 глав) – об отношениях в семье, о поведении жён.
5. О чужих жёнах (10 глав) – об обольщении.
6. О гетерах (9 глав).
7. Наставление (6 глав) – очарование окружающих и восстановление влечения.
В «Ветках персика», кроме описания сексуальных поз и разделов, похожих на предыдущее, говорится следующее:
«Жeлaющий жить имeeт тpи цeли: Пoзнaниe, Любoвь и Стяжaниe бoгaтcтвa.
Пepвaя чacть жизни пocвящeнa пoзнaнию. Втopaя чacть жизни пocвящaeтcя любви. Тpeтья чacть пocвящaeтcя cтяжaнию бoгaтcтвa.
Тpи иcтoчникa имeют влeчeния чeлoвeкa: Дyшa, Рaзyм и Тeлo. Влeчeниe дyши пopoждaeт дpyжбy. Влeчeниe yмa пopoждaeт yвaжeниe. Влeчeниe тeлa пopoждaeт жeлaниe. Сoeдинeниe тpex влeчeний пopoждaeт любoвь.
Кaкoвы нacлaждeния любви? Двa нacлaждeния дyши - пpичинeниe и тepпeниe. Двa нacлaждeния paзyмa - влeчeниe и oтдaвaниe. Тpи нacлaждeния тeлa - кacaниe, тpeниe и вcacывaниe. Тpи дoпoлняющиx нacлaждeния - вкyc, зaпax и цвeт.
Кaкoвo cocтoяниe, вeдyщee к любви? Нaпpяжeниe и cтpacть. Кaкoвo cocтoяниe пpoизвoдимoe любoвью? Облeгчeниe и нeжнocть».
Почему девушке уже со школьной скамьи (согласно правилам русской грамматики) – «уж, замуж, невтерпёж». Зачем и почему люди женятся? Чиа Дао ду поведал, что «человек – это животное пАрное» и добавил: «чтобы вместе тянуть жизненную лямку», а Кант, - что человек это женщина и мужчина вместе. Из этого философского посыла следует, что в каждом мужчине есть место женщине... Сколько людей – столько мнений, в т.ч. «образов любви», как икон с ликом бога, как проекций самого понятия «любовь» на мозг, психику, психологию. Дева (с фамилией по второму замужеству) в прекрасном тёмном брючном костюме, на «шпильках» в телевизионной «Белой студии» (как операционная) задавала вопросы одному из замечательных актёров советского кино («Суд сумасшедших», «Коллеги», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона») о нём самом и его отце - прекрасном актёре. Вот что он сказал деве (пребывающей во втором замужестве) – не дословно, но по смыслу: «Любовь – вещь односторонняя и она не вечна». И этот «образ» для всех людей действительно не вечен, как справедливо заметил Вишневский: «Из всего вечного самый короткий срок у любви». И в тоже время - это совсем не то, что раздевшаяся для Распутина, лежащая перед ним голая холодная красавица – молодая жена князя Юсупова, с точёной фигурой мраморного тела, как у бесподобной Галатеи, и «... раздета не для сна», как сказал Есенин. Потрясающая «до потери сознательности», как обязательно сказал бы правдивый Мюнхгаузен. Но от которой отказался вдруг(?) Распутин, которую не пожелал, хотя он требовал её от князя, и тот её отдал... Однако, вожделение Распутина что-то остановило. Конечно, мужчина смотрит «с вожделением», как сказал Аркадий Варламович в «Покровских воротах», и на одетую женщину. Но тем он и отличается, что впереди человеческой физиологии к «другу человека» - девушке - как определил её товарищ Саахов в «Кавказской пленнице», впереди физиологии ставится психология. Именно она, психология остановила физиологию Распутина перед голой и готовой к соитию великой княжной – племянницей императора - ослепительной Романовой Ириной Александровной, женой последнего из князей Юсуповых. Психологичный Вишневский согласен в том, что женщина для мужчины – это само по себе уже афродизиак. Женская психология - это сублимация, иждивенчество: «Мне было приятно и интересно с Вами переписываться» - вот что девочке «надо, кроме шоколада», как римскому плебсу – «хлеба и зрелищ». Очевидно, что в отвергаемой многими идее «образа любви», обязательно присутствует физиологическое чувство (либидо, желание).
«Но дружба – продолжил размышление актёр в разговоре с девой – не такова, как любовь». Развивая его мысль, можно добавить, что дружба может закончиться только в двух случаях: смертью одного или предательством (враг может убить, но не предать, предаёт друг, потому, кстати, невозможна дружба женщины и мужчины, при этом в подоплёке имеет место очередной «образ любви»). Потому и живут мужчины короче, чем женщины, потому как выше организованы, более ранимы, их психология тоньше, болезненнее восприятие действительности ... Вообще говоря: «жизнь по преимуществу печальна, а потом сразу умираешь»...


Рецензии