В. Графов. Прощай, Звёздный! Здравствуй, Кичера!

  Это было недавно.
     Это было давно.

Ушел в лету славный 1977 год, ушел с встречами и проводами очередных первых поездов, укладчик Виктора Лакомова уже скоро подберется к Давану. Часть мехколонн уже перебазируется за перевал на Бурятский участок, к величавому Байкалу. Туда же ушли мостовики, а бензовозы без устали и днём, и ночью везут горючее к далёкому и загадочному Северо-Муйскому перевалу, где тоннельщики начали бить самый протяжённый тоннель длиною в 15 км. Кто-то с чувством исполненного долга пакует чемоданы, мол, я своё дело сделал и комсомольский долг выполнил сполна, а кому-то по-прежнему снятся палатки и первые просеки.
Но, увы, все это уже позади. Впереди сдача пути в МПС, командировки в подшефный совхоз «Подымахинский». Все это, конечно, нужно и государству, и региону, и просто людям, живущим в этом краю испокон веков. Но ведь дорога ещё не построена, там, за Даваном, ещё тысячи не пройденных километров, сотни мостов и труб, и до открытия сквозного движения ещё годы упорнейшего труда.
И вот, как и четыре года назад, бессменный комсомольский трубач трубит «зарю», и, снова формируется новый отряд теперь уже имени XVIII съезда!
И в бригаде вдруг подул этот ветер перемен.
- Вперёд, туда, где снова палатки, где снова тайга, где пикеты ещё не уложенных рельсов!
Только вот это дело-то нешуточное. Вся бригада - это вам не один -два человека, пусть и опытных и бывалых. Да и не было такого со времён передислокации с Хребтовой, чтобы вот так всей-то бригадой. Возьмут ли на новом месте? Холостым проще, а семейным? Им ведь и жилье надо, и садики, и школы, и работу жёнам. Закипели в бригаде нешуточные споры. Жилье, садики построим, как построили всё в Звёздном. Жён уговорим!
А как же театр?!?
А что театр? Снова начнем! Сергеичу, что привыкать лесорубить или железнодорожить?!?
 Пороть горячку всё же не стоит.
И вот уже на попутках отправляются в путь гонцы к берегам Байкала, где только-только образовывается новый трест ,,НИЖНЕАНГАРСКТРАНССТРОЙ", который возглавляет Герой социалистического труда Феликс Ходаковский. Тот самый Ходаковский, который привез отряд XVII съезда четыре года назад в Звёздный.
И вот, после почти двухнедельного ожидания, прибывают сияющие Александр Рапопорт и Иван Машков. Результат разведки написан у ребят на лицах:
- Конечно, берут. Готовы выслать машину, как только будем готовы к переезду мы!
На следующий день вся бригада в полном составе вместо прорабского участка появляется в конторе. В руках у каждого заявление:
- Прошу уволить переводом в трест ,,НАТС" по согласованию с администрацией.
Мы все, конечно, ожидали, что администрация СМП-266 в отличие от администрации треста НАТС не будет в восторге от такого заявления всей бригады сразу. Ожидали и были готовы к уговорам и увещеваниям, но ТАКОГО ответа никто не ожидал.
Уговоры быстро перешли в угрозы: положить коммунистам на стол партбилеты, а комсомольцам написать такие характеристики, с которыми и в тюрьму не возьмут. Но самый главный козырь был припасён, как говорится, напоследок:
- Никакого перевода вам, ребята, не видать, как собственных ушей.
Для тех, кто не сталкивался с «переводами по согласованию с администрацией», объясню, что если перевода нет, то нет у тебя трудового стажа. То есть ты начинаешь всё с нуля. В общем, в случае отказа в переводе, мы все, в том числе и жёны наших семьянинов, теряем срок процентов северной надбавки к зарплате, то есть если к данному моменту мы на заработанный рубль имели сорок копеек законного коэффициента, то теперь мы будем иметь ноль.
Вечером у Сашки квартира напоминает расширенное заседание штаба «Молодой гвардии». Здесь все: и жены, и невесты, и даже отдельные участники театра, включая и Анатолия Байкова.
Решение об увольнении без перевода с потерей «северных» принято единогласно.
Наутро, после регистрации всех заявлений у секретарши администрации СМП-266, поступает команда уволить по собственному желанию всех подавших заявление с двухнедельной отработкой согласно Кодекса о труде РСФСР, и отправить бригаду на рубку просеки под ЛЭП в район станции Небель.
 А ещё через день бригада уже выгружала с платформы те самые два вагончика, которые стали нам родными при работе на железной дороге, и, с помощью трелёвочного трактора мы перетащили их на визирку будущей просеки.
А через три недели за бригадой пришла вахтовка на базе «Магируса» (обычная будка с тремя окошками да дверью и рундуками вдоль стен, обитых старыми матрасами). Так бригада под звуки не стареющей Славянки отправилась навстречу новому этапу своей жизни в далёкую и ещё не построенную станцию Кичера.
Прощай, самый первый и навеки самый любимый посёлок нашей юности!
Прощай, Звездный!
Мы тебя никогда не забудем.
 При первой возможности мы будем заглядывать к тебе на берега Таюры, на берега Нии, на твои легендарные улицы, на твою сопку Любви. Мы ещё встретимся с тобою.
Но это будет в будущем.
А пока:
      ПРОЩАЙ,
     ЗВЁЗДНЫЙ !!!
Здравствуй,
          Кичера!


Рецензии