Оттенки белого и Фея Драже

Стихотворение написано для Салона Вдохновения: http://stihi.ru/2023/07/10/455
Хозяйка Салона: Татьяна Игнатова, авторская страница: http://stihi.ru/avtor/ignattur/

«Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик». П.И. Чайковский:  https://youtu.be/Wz_f9B4pPtg
(инструмент, звучание которого похоже на звон колокольчиков, называется «челеста»)



За тканью белой инструмент необычайный...
Я вижу контур лишь, и слышу звук хрустальный,
Его на холст нанёс художник мягким жестом.
Но что за тканью? Клавесин, рояль, челеста*?

Сыграл творец на инструменте пару тактов,
Поднялся занавес для сцен второго акта*.
И замелькали пачки СНЕЖНЫЕ, пуанты -
Дивертисмент* звучит с картины «музыканта».

Побеждены все силы зла!* На авансцену
Различным сладостям с паяцами на смену*
Впорхнула лёгкая, как дым БЕЛЁСЫЙ вея,
Сама Драже – из царства сказочного Фея.

Довольно сделать только па одно царице,
Ему в ответ звон колокольчиков струится.
По взмаху рук её слетают шаловливо
Со струн СЕРЕБРЯНЫХ пассажей переливы.

Кружатся с ФЕЕЙ  за прозрачною туалью*
ОТТЕНКИ БЕЛОГО, пропетые гризайлью*
В сопровождении, чарующем сквозь шали,
И клавесина, и челесты, и рояля.


*
Челеста – инструмент, патент на изобретение которого получил французский мастер Огюст Мюстель в шестидесятых годах XIX века. Этот клавишный металлофон, по внешнему виду напоминает пианино. Источником его звука являются металлические пластинки с резонаторами.
Летом 1892 года, во время своей концертной поездки Пётр Ильич, впервые услышавший челесту, был так заворожён её звучанием, что незамедлительно написал письмо издателю Петру Юргенсону с просьбой купить этот чудесный инструмент, который стоил 1200 франков. Помимо этого, композитор умолял держать всё в секрете, так как побаивался, что Глазунов и Римский-Корсаков раньше него могут воспользоваться эффектными звуками этого нового инструмента.

Во втором акте балета «Щелкунчик», после того как были побеждены злые силы и неуклюжий Щелкунчик предстал перед Мари в образе прекрасного принца, оба они отправляются в сказочное царство сладостей, в город Конфитюренбург. Там уже идут приготовления к пышному празднику. Встречать и приветствовать дорогих гостей выходит сама повелительница царства - Фея Драже и её свита.
Второй акт балета включает в себя, кроме всего прочего, «Дивертисмент» и «Танец Феи Драже».

ДивертисмЕнт (от фр. «увеселение», «развлечение») - балетный спектакль, состоящий из отдельных номеров.

В «Щелкунчике» сюда входят танцы:

1. Шоколад (испанский танец)
2. Кофе (арабский танец)
3. Чай (китайский танец)
4. Трепак (русский танец; карамельная трость)
5. Танец пастушков (датский марципан)
6. Мамаша Гигонь (Жигонь) и паяцы

Туаль - Во Франции «туалью» вначале называли очень тонкую одноцветную шёлковую ткань. Сейчас этим словом также называют хлопковую ткань с набивным рисунком.

Техника гризайль — это живопись, которая основывается на подаче тона с помощью свето - тени  одного, либо двух цветов. Чаще всего черно-белого, либо коричнево-белого оттенков.



Иллюстрация: Кульчицкая Надежда, "Белый рояль", холст/масло, гризайль - белое на белом, 130х130 см., 2005г.


Рецензии
Сказочное стихотворение! Как танец Феи Драже
Очень люблю эту сказку!
С уважением,

Владимир Гальченко   28.03.2024 06:30     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, я тоже сказку эту люблю, а балет - просто обожаю! Смотрела его в разных странах, на многих сценах. И каждый раз восхищаюсь.
С наилучшими пожеланиями,
Наташа

Наталия Шишкова   28.03.2024 18:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.