Блаженный Августин

                «Проси в молитве не легкой ноши, а крепких плеч»
               
                Бл. Аврелий Августин
      
   Когда-то, в нулевых, одним из моих любимых книжных был магазин «Паолине». Не знаю точно, как он назывался, но владели и управляли им сестры Паолине. Тоже не уверен, были ли они реальными сестрами, или же принадлежали к какому-нибудь ордену, но магазин был очень для меня интересным. Находился он на Большой Никитской, кажется, дом 26, сейчас там продают какие-то ковры и тюфики. Выбор книг у сестёр был такой: история, религия, художественная литература, кроме того разные открытки и прочие сувениры. Значительная часть моей библиотеки куплена в этом магазине: Лютер, Жак Кальвин, Фома Аквинский, такого рода. Когда я покупал новую книгу, я шел к метро, по дороге пил кофе. Самый лучший в этом районе и в это время был в белорусском ресторане, совсем недалеко. Потом я шел по Брюсовому переулку к метро, садился где-нибудь в тихом дворике и читал эту новую книгу. Благодать!
    А ещё магазин устраивал детские вечера, и на них мы ходили с Аней. Дети были 6-8 лет, и проводила их одна из продавщиц. Идея была простая, брали какую-нибудь сказку, к примеру, «Лягушка-путешественница», вначале дети рисовали, кто маски в виде лягушки, кто просто лягушек в пруду. В это время ведущая помогала, или зачитывала фрагменты из сказки. В конце все участвовали в маленьком спектакле, одевали лягушачьи маски, со своими маленькими ролями. Им было весело.
   Было у сестёр Паолине свое издательство, и оно выпускало религиозную литературу. Первая их книга была с новым переводом «Исповеди» Августина (я знаю, как минимум, еще два перевода «Исповеди», классическим считается перевод М.Е.Сергеенко), переводчиком был Леонид Харитонов. Я познакомился с ним на презентации, очень знающий и интеллигентный человек. Кроме него на презентации была ещё Наталья Трауберг. Для меня больший интерес представляла Наталья Трауберг. К своему стыду, я понятия не имел тогда, насколько это важный для нас человек, и сколько она всего перевела. Некоторые мысли её я и сейчас помню. Она сказала тогда, что Августин не человек, убивший в себе всё человеческое.  Это про его отношения с женщинами и его сыне. Я не понимаю, почему из всего, что она говорила тогда, я запомнил лучше всего её рассуждения о сворованных грушах. Об этом – ниже. К сожалению, примерно через год она умерла, и по странному совпадению, 5 июля 2023 года исполнилось 95 лет со дня рождения Наталье Леонидовна Трауберг. Харитонов тогда рассказал об особенностях своего перевода. Это было в 2008 году, и после я видел его еще пару раз, вроде бы он продолжал сотрудничать с «Паолине».  Однажды мы зашли в кафе, и он рассказал кое-что о своём переводе, чем он отличается и всё такое, но в основном всё это он уже рассказывал на презентации. Тогда он сказал, что «наверное, это единственный пример исканий, настоящих исканий». Здесь я с ним согласен, это самое важное. Я посмотрел, сейчас он продолжает работать переводчиком, книги религиозной тематики.
    Где-то в 2010 у магазина начались трудности, я так понял, что арендную плату сёстрам стали немерено поднимать, да и тренд уже наметился: нафига каких-то католиков терпеть, нам ведь чуждая духовность не нужна. Всех выгнали или запретили, а чего достигли? Академкниги нет, а Читай-город это, граждане, совсем не то, так что есть у нас Дом книги и магазин «Москва», и в них бедные полочки с историей и религией, очень убогий выбор, да и не покупает никто. (О Читай-городе должен заметить о прекращении против них дела о содействии лгбт, умереть можно).
Теперь об Августине и его «Исповеди».

   Аврелий Августин Иппонийский (лат. Aurelius Augustinus Hipponensis) 354-430, также известный как Блаженный Августин - богослов, философ и епископ Гиппона Царского в Нумидии, римской Северной Африке. Его труды повлияли на развитие западной философии и западного христианства, и он считается одним из самых важных отцов Католической церкви, его труды и житие получили признание и в Православной церкви, где он также причислен к лику блаженных. Среди его значительных работ: «О граде Божьем», «Христианская наука» и «Исповедь».
   Память в Католической церкви и в Лютеранской - 28 августа, в Православной церкви - 28 июня (нового ст.), так что его день памяти был только что.
   Детально анализировать его учение просто невозможно, так что я остановлюсь на сути некоторых его взглядов. Но, вначале, о воровстве груш, о котором рассказала когда-то Наталья Трауберг. В «Исповеди» есть:
«Воровство, конечно, наказывается по закону Твоему, Господи, и по закону, написанному в человеческом сердце, который сама неправда уничтожить не может. Найдется ли вор, который спокойно терпел бы вора? И богач не терпит человека, принужденного к воровству нищетой. Я же захотел совершить воровство, и я совершил его, толкаемый не бедностью или голодом, а от отвращения к справедливости и от объядения грехом. Я украл то, что у меня имелось в изобилии и притом было гораздо лучше: я хотел насладиться не тем, что стремился уворовать, а самим воровством и грехом. По соседству с нашим виноградником стояла груша, отягощенная плодами, ничуть не соблазнительными ни по виду, ни по вкусу. Негодные мальчишки, мы отправились отрясти ее и забрать свою добычу в глухую полночь; по губительному обычаю наши уличные забавы затягивались до этого времени. Мы унесли оттуда огромную ношу не для еды себе (если даже кое-что и съели); и мы готовы были выбросить ее хоть свиньям, лишь бы совершить поступок, который тем был приятен, что был запретен. Вот сердце мое. Господи, вот сердце мое, над которым Ты сжалился, когда оно было на дне бездны. Пусть скажет Тебе сейчас сердце мое, зачем оно искало быть злым безо всякой цели. Причиной моей испорченности была ведь только моя испорченность. Она была гадка, и я любил ее; я любил погибель; я любил падение свое; не то, что побуждало меня к падению; самое падение свое любил я, гнусная душа, скатившаяся из крепости Твоей в погибель, ищущая желанного не путем порока, но ищущая самый порок».
   Про кражу груш Августином Наталья Трауберг тогда сказала, что «душа, ищущая не каких-то срамных вещей, а самого срама», и это так. А про детскую тенденцию что-нибудь своровать, она сказала: «они просто маленькие». И еще, она произносила «иронИя», и я для себя решил, что это нечто питерское.
     Теперь об отношении Августина к манихейству. Августин резко критиковал манихейство (о Мани и манихействе у меня уже было, см. http://stihi.ru/2023/04/23/6117), и эта критика связана с центральной проблемой, рассматриваемой Августином: это проблема теодицеи (причины возникновения зла в мире). Сначала кратко: манихеи исходили из дуалистической посылки об идеальности божественного мира и тьмы материального мира. Основой существования у них является вечная битва между Богом и Сатаной, Светом и Тьмой, т.е. битва 2-х равновеликих начал, каждое из которых периодически доминирует. Зло было, есть и будет всегда. Но такое решение проблемы зла не устраивало Августина: «Много верного сообщают они о твари, Творца же не ищут, а потому и не находят». Кроме того, Августин обнаружил, что даже один из авторитетнейших манихеев Фавст был человеком весьма скромных познаний. По счастью, он был также достаточно скромен, поэтому и не стремился ввести в заблуждение Августина, уклоняясь от бесед с ним на эти темы. Рвение Августина к учению Мани постепенно охладело, но он не порывал с манихеями отчасти потому, что уважал Фавста. Вообще-то, на мой взгляд, критика Августина была невнятной, ну подумаешь, слишком много значения придавали злу, манихеи никогда не говорили о божественной сути зла, наоборот, их основной посыл был, что зло породил Бог. К тому же, сразу скажу, что Б.Августин пробыл манихеем 9 лет.
   «Так и попал я в среду людей, горделиво бредящих, слишком преданных плоти и болтливых. Речи их были сетями дьявольскими, птичьим клеем, состряпанным из смеси слогов, составляющих имена: Твое, Господа Иисуса Христа и Параклета, Утешителя нашего, Духа Святого. Эти имена не сходили у них с языка, оставаясь только словесным звоном и шумом: истина не жила у них в сердце. Они твердили: «истина, истина» и много твердили мне о ней, но ее нигде у них не было. Они ложно учили не только о Тебе, который есть воистину Истина, но и об элементах мира, созданного Тобой; а мне следовало бы забросить даже тех философов, которые говорят об этом правильно, из любви к Тебе, Отец мой, высшее благо, краса всего прекрасного.
О Истина, Истина! из самой глубины души своей, уже тогда я вздыхал по Тебе, и они постоянно звонили мне о Тебе, на разные лады, в словах, остававшихся только словами, и в грудах толстых книг! Это были блюда, в которых мне, алчущему Тебя, подносили вместо Тебя солнце и лун, прекрасные создания Твои, но только создания Твои, не Тебя Самого, и даже не первые создания Твои, – первенство принадлежит духовным созданиям Твоим, а не этим телесным, хотя они и светлы и находятся на небе». И т.д., почитайте, никаких аргументов против манихеев у него не было, кроме веры.
Так Августин пишет о манихеях и этом периоде своей жизни в своей «Исповеди». Врёт он, манихеи совсем не отличались болтливостью и преданностью плоти, а в конце существования их движения, после казни Мани, их просто уничтожали по любому поводу, придумывая и наговаривая всяческие грехи, как конкурентов уничтожали. И идолам они никаким не поклонялись, это для их представлений просто бред, тем не менее, слухи и представления об этом были в Европе настолько широко распространены, что и самого Августина изобразили, поклоняющимся идолу. См. Рагир ван дер Вейден. «Августин, приносящий жертву идолу»).

     Теперь немного о жизни Августина. Августин (Аврелий) родился 13 ноября 354 года н. э. в африканской провинции Нумидия, в Тагасте (ныне Сук-Ахрас в Алжире). Первоначальным своим образованием он обязан матери, христианке Св. Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, нейтрализовалось отцом-язычником Патрицием, римским гражданином, мелким землевладельцем, крестившимся незадолго до смерти.
   По окончании школы в Тагасте Августин отправился учиться в ближайший культурный центр — Мадавру. В 370 году Августин отправился на трёхлетнее обучение риторике в Карфаген. В 17 лет, будучи в Карфагене, Августин вступил в отношения с молодой женщиной, которая стала его сожительницей на 13 лет, и на которой он никогда не женился, так как она принадлежала к более низкому социальному классу. Именно в этот период Августин произнёс своё изречение: «Добрый Боже, дай мне целомудрие и умеренность… Но не сейчас, о Боже, ещё не сейчас!». В 372 году н. э. у Августина в конкубинате родился сын Адеодат. Так что, как сказала Наталья Трауберг, «он не хотел побороть страсти», и еще «он не человек, убивший в себе всё человеческое».
   В 373 году Августин стал изучать философию и вскоре примкнул к манихеям (см. выше).  Он теперь стал преподавать риторику сначала в Тагасте, позже в Карфагене. В этот год Августин принял решение найти учительскую должность в Риме, но там он провёл всего год. Прочитав некоторые трактаты Плотина, Августин познакомился с неоплатонизмом, представлявшим Бога как нематериальное трансцендентное Бытие. Для многих и сейчас Августин является неоплатоником.
    Во время пребывания Августина в Медиолане в 384—388 годах его мать нашла сыну невесту, ради чего он оставил свою конкубину. Однако, он должен был ждать два года до того, как невеста достигнет необходимого возраста, поэтому он завёл другую конкубину. В конце концов, Августин разорвал помолвку со своей 11-летней невестой, оставил вторую конкубину и никогда не возобновил отношения с первой. Похоже, что конкубины у него не переводились.
   Затем, в Остии, в возрасте 56 лет умирает его мать Моника. На Пасху 387 года он, вместе с Адеодатом и Алипием, был крещён Амвросием в Медиолане После этого он отправился в Африку вместе с сыном Адеодатом. Вскоре, однако, Адеодат умер. По возвращении в Африку, Августин вновь поселился в Тагасте, где организовал монашескую общину. Во время поездки в Гиппон Регийский, где уже было 6 христианских церквей, греческий епископ Валерий охотно рукоположил Августина в пресвитеры, так как ему было трудно проповедовать на латыни. В 395 году Валерий назначил его викарным епископом, а сам через год умер.
      Августин умер 28 августа 430 года, во время первой осады Гиппона вандалами. Ничего достоверного о его участии в отражении вандалов и собственно о его смерти не сохранилось. Вандалы были христианами, точнее, арианами, о них я подробно писал (см. http://stihi.ru/2021/01/19/4155). Останки Августина были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти их от поругания ариан-вандалов, а когда этот остров попал в руки сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королём лангобардов и погребены в Павии в церкви Св. Петра. В 1842 году, с согласия папы, часть правой руки (локтевая кость) Августина была перевезена в Алжир и сохраняется там подле памятника Августину, воздвигнутого ему на развалинах Гиппона французскими епископами.
      После своего обращения в христианство и крещения в 386 году Августин разработал свой собственный подход к философии и теологии, включив в него различные методы и точки зрения. Полагая, что благодать Христа необходима для свободы человека, он сформулировал доктрину первородного греха. Когда Западная Римская империя начала распадаться, Августин представлял Церковь как духовный Град Божий, отличный от материального Града Земного. Его мысли глубоко повлияли на средневековое мировоззрение. Та часть Церкви, которая придерживалась концепции Троицы, определенной Никейским и Константинопольским соборами, тесно отождествляла себя с работой Августина «О Троице».
   На Востоке его учение вызывает большое количество споров.  Самая спорная доктрина, связанная с ним, филиокве, была отвергнута Православной церковью. Филио;кве (лат. Filioque – «и от Сына») – богословский термин, выражающий положение католического вероучения о том, что Святой Дух в Своем вечном бытии исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына. Этого положения Православная церковь не признала и не признает до сих пор, именно филиокве – самая существенная часть противоречий между Православием и Католичеством. Среди других спорных учений — его взгляды на первородный грех, учение о благодати и предопределении. Тем не менее, хотя он и считается ошибочным в некоторых моментах, он по-прежнему считается святым, оказав влияние на некоторых отцов церкви Востока, в первую очередь на Григория Паламу.
          Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. Благодать, по Августину, действует по отношению к человеку и производит изменения в его природе. Свободное решение воли - лишь способность стремиться к чему-либо, но реализовать свои стремления в лучшую сторону человек способен только с помощью благодати. Благодать в представлении Августина напрямую связана с основополагающим догматом христианства - с верой в то, что Христос искупил все человечество. Значит, по природе своей благодать имеет всеобщий характер, и она должна даваться всем людям. Но очевидно, что не все люди спасутся. Августин это объясняет тем, что некоторые люди не способны принять благодать. Это зависит, прежде всего, от способности их воли.

     Августин о теодиции (Богооправдании). Августин доказывал, что все сотворённое Богом в той или иной мере причастно к абсолютной доброте — Всеблагости Бога: ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел в тварном определённую меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ и смысл. В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро. Зло — не некая сила, существующая сама по себе, а ослабленное добро, необходимая ступень к добру. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной благости всего сущего: «Всякая природа, которая может стать лучше — хороша». Вот здесь-то он совсем расходится с манихеями, для которых зло – реальность, постоянно борющаяся с добром, правда породил и зло и добро Бог, и зло не есть какой-то второй бог, это про манихеев выдумали позже.
    Августин оказал влияние на догматическую сторону христианского учения. Воздействие его проповедей было на протяжении последующих нескольких веков ощутимо в западной церкви. Его полемика против ариан, присциллиан и, в особенности, против донатистов и других течений нашла много сторонников. Августин оставил многочисленные сочинения, имевшие существенное влияние на антропологическую сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин). В честь Августина в поздней литературе названо течение — августинизм, поскольку часть исследователей считали Августина родоначальником христианской философии истории, по их мнению, христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и западном латинском богословии до XIII века, когда его в целом сменил христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского (томизм, о Фоме Аквинском будет отдельно); августинизм остался доминирующей философией ордена августинцев, оказал огромное влияние на августинца Мартина Лютера (о нем – отдельно). Учение Августина о предопределении стало основой кальвинизма и теологии отделившихся от него групп — индепендентов.
Для себя в творениях Августина мне запомнилось: «Проси в молитве не легкой ноши, а крепких плеч», что и вынесено эпиграфом.
Из цикла «Отцы церкви».

Августин из Гиппона. «Исповедь». Перевод Леонида Харитонова. М., Паолине, 2008. Обложка. На обложке: Амброджио да Бергононе. «Поставление во епископы бл. Августина». 1510.

12.7.2023


Рецензии