Где рабский труд, цикл

Где рабский труд, там любят пирамиды,
Дворцы Советов, переброску рек.
Там фюрер, фараон, или генсек,             
И там открыты очи у Фемиды.
        - Илья Журбинский

ПРОЛОГ

Как получилось, так некстати,
Что у других славян - народов
Другие корни отличают
Рабов от всех других, свободных?


Раб – Работа (рус)
Slave –Job (англ)
Esclavo – Trabajo (исп)
Servus – Officium (лат)
Esclave – Emploi  (франц)
Sklave – Arbeit  (нем)
Schiavo – Lavoro (итал)
Rab – Pracy  (пол)
Раб – Праца  (белорус)
Раб – Праця (укр)
Sklavo – Laboro (есперанто)



СИНДРОМ РАБА

Рабство унижает человека до того, что он начинает любить свои оковы.         
                - Люк де Клапье Вовенарг


Чем психология рабов
Так отличается от многих?
Всё начинается с основ
В душе заложенных - убогих.

Возможно быть рабом привычек,
Уютной тёплой сытой жизни,
Рабом вельможей или нищим
И от рождения до тризны.

Раб унизителен пред властью,
А тех, кто ниже - унижает.
Своим болотом горд со страстью,
А из другого - презирает.

Он верит новостям эфира,
И горячо их повторяет...
Всегда созвучна его лира
И с властью мнение меняет.

Не жаждет перемен он вовсе,
Ну разве лучшего царя...
И может водки много больше,
Все остальные споры зря.

Во всех невзгодах есть виновный!
Не он, конечно, а другой -
Желательно, чтоб инородный
И чтобы веры был иной.   

Он первым пнёт ногой и плюнет
В того, кому кричал - "Ура!",
Лишь убедившись силе пули,
Ударившей под сердце льва. 




РАБЫ БЫВАЮТ РАЗНЫХ ВИДОВ

Причина не в том, что туже
Сжимают кольцо псари;
Раб - это не цепь снаружи,
Но жажда цепей внутри!
           - Юрий Нестеренко


Рабы бывают разных видов:
С клеймом на лбу и на душе,
К галерам в кандалах прибитым
И в смокинге.  И в неглиже.

Раб может быть героем в битве,
А позже целовать сапог,
Своею окружённый свитой
Других, приниженных рабов. 

Раб не ярлык, не положение,
А состояние души.
Пусть грудь в крестах, но сожаление,
За что кресты те получил. 

За то, что сам невинных мучил
По приказаниям свысока?
Брал дочек чьих то, чьих то внучек
Кто "враг народа" был тогда?

Раб честно выполнял приказы
И даже перевыполнял.
Служил рабом не для показу,
Душою рабство принимал. 

Рабы бывают разных видов,
Но страшен тот, кто раб в душе.
То на арене друга в спину....
То в жизни всех продал уже.




ВОСПИТАНИЕ РАБОВ

И тщетно твердить баранам
Про волю как цель борьбы:
Не раб порожден тираном -
Тиранов родят рабы!
       - Юрий Нестеренко


Рабов воспитывать полезно
И для вождей, и для страны -
Послушны, без вопросов вечных,
Неприхотливы и смирны. 

А главное - внушить им с детства,
Что лучше всех они живут
И те, кто рядом, по-соседству
От зависти, как мухи мрут.

Что в неоплатном по гроб жизни
Они в долгу перед страной,
Патриотизма только мысли,
А больше ни одной другой.

Чтобы похлёбке были рады
В урочный день, в урочный час.
Для развлечения - парады
Под лозунги: "виват, ура!"

Религия нужна попроще -
Не дёргайся и не шуми,
А в благодарность твои мощи
В раю воспримут, как свои. 

Тяни спокойно свою лямку,
Влезай безропотно в ярмо,
И под команду:  "Правой, правой..."
На пашню или же в кино.

Вот идеальный строй описан,
Где робот - гражданин страны
И всё что видит, и что слышит:
"Мы не рабы. Рабы не мы."




ЛУЧШИЙ РАБ

И не исцелится рана,
И сделает круг резьба...
Свободный, убей тирана,
Но прежде - убей раба!
          - Юрий Нестеренко


Наверно самый лучший раб
Тот, кто считает, что свободный -
Он пропаганде хитрой рад,
Работать будет за похлёбку

Он разрушает старый мир -
Ему не жаль - не он же строил.
Он на руинах правит пир,
Но новый мир он не построит.

Он научится говорить,
Вождей цитируя пристрастно.
"Врагов народа” уличить
Врагов своих, пусть непричастных.

Стуча багровым кулаком
Пошлёт других рабов в забои
Серпом и молотом, пером...
Всё воспевать  и только стоя.

Идея главная нужна -
Чтоб хорошо потом, для внуков,
И чтобы пела вся страна:
“Как хорошо…”    Какая скука.



ОТ ПЕРЕМЕНЫ МЕСТ...

Мечта рабов: базар, на котором можно купить себе господина.
           —  Станислав Ежи Лец

За равенство боролись много:
Мол "все равны, даешь дележ",
И свои рубища на тоги
Сменить им было невтерпеж. 

Они не равенства хотели,
А поменять места свои
Стать власть имущими на деле...
Права качали лишь свои. 

За перемену мест боролись
Спартак, плебеи и рабы.
А строй устраивал их вроде,
Девиз их был: "рабы не мы".

Свободу, равенство и братство
Трубил Руссо, Монтень, Вольтер,
Нигде оно не состоялось,
И негде мне найти пример.

Маркс поступил умнее сразу -
Он гегемона возбудил:
На диктатуру пролетариата
Он братский лозунг перешил.

И даже это не свершилось,
Все та ж элита у руля,
И строй любой как лыком шитый,
Есть избранные, а есть и тля.

От перемены мест мы знаем
Ведь результат не изменим.
А мы политику латаем:
"Равны, равнее, уравним".




РАБСТВО ТОЛПЫ

Люди необразованные в глазах толпы кажутся более убедительными, чем образованные.
        —  Аристотель

Только фанатичная толпа легко управляема.
       —  Адольф Гитлер


Толпа способна подчиниться
Гиперболическим речам,
Оратор должен повторяться
Без доказательств для ума.

Он апеллирует лишь к чувствам
И для толпы он сам герой,
Он как на сцене и искусство
В его контроле над толпой.

Он вызывает у народа
Те первобытные черты,
До государства, до закона…
Там есть добыча и есть ты.

Толпа не терпит возражений
Религиозных и мирских,
Не надо ей разумных мнений -
Чуть что и сразу - “Бей чужих!”

Толпе нужна лишь только сила
И чтоб короткий поводок…
Она тиранов приводила,
А слабаков вгоняла в гроб.

Бывало деспот был повержен
И бог разорванный толпой,
Как только слабости подвежен
И для толпы уж не герой.

Тогда плюют на пьедесталы,
Кричат “долой”, кричат “капут”
Все те, кто к рабству призывали -
Лев ослабел и выпал кнут.



УПРВЛЕНИЕ РАБАМИ - ПОСОБИЕ

Рабы были для римлянина дорогим капиталовложением, и жестокость по отношению к ним означала причинение ущерба собственным активам.
Римляне предпочитали использовать иные методы, побуждающие рабов работать лучше и охотнее, – от небольших поощрений и долгосрочных стимулов.
    - Джерри Тонер, Марк Сидоний Фалкс


Есть польза в древности уроках,
Что знать не каждому дано,
Да, быть начальником неплохо,
Хорошим быть - на так легко.

Великий Рим брал в рабство тех,
Кто им сдавался сам, без боя.
Сопротивление - значит смерть
Всем на пути то помнить стоит. 



Во-первых раб - твой капитал,
Цена и труд на воспитание,
Профессию, что он познал, -
Его беречь - твоё задание.

Твои рабы - твоё лицо.
По ним тебя порою судят.
Послушны ль, шайка подлецов,
Твоей виной, заслугой будет.

С рабами дружбу не водить,
Не улыбаться, быть спокойным.
Держать дистанцию. И быть
Их уважения достойным.

Не допускайте круговой
Всеобщей средь рабов поруки -
И коль не выдан сам “герой”,
То наказание всем без скуки.

Не позволять кружков и сект,
Не поощрять особой дружбы,
В ответе каждый есть за всех
И все за каждого, есть служба.

Корми их сыто, но не впрок,
Чтоб силы, а не лень добавить.
Есть в поощрениях урок,
А наказанием поправить.

Раб должен видеть цель вдали -
К чему стремиться в результате.
Повыше должность, это приз
Усердием лучшим, чем к оплате.

Знать его слабые места:
Чем дорожит и что лелеет,
Что его главная мечта; -
Что потерять он не посмеет.

Раб каждый должен чётко знать
За что он лично отвечает.
Чтоб знал - на шее голова,
Пока задание выполняет.

Назначить главного раба,
Как раб он - хуже, чем другие.
Но, как начальник - он гроза,
Лишь не вернуться в рядовые.

Не доверяться никому,
Всё проверять довольно часто.
Вникать в детали самому
И знать - доверие опасно.

Ведь сколько есть у вас рабов,
Число врагов им равно тоже.
Они внутри.  Дверь на засов
От них закрыть совсем не сможешь.


Для нас, мудрее на века,
Есть польза в  тех уроках древних.
Кто бригадир или прораб,
Большой начальник иль из средних.



РАБСТВО БЫЛО НОРМОЙ

Вероятно, большинство ныне живущих людей происходят из семей рабов.
                - Альфред Адлер


Что кажется сегодня диким,
Во всё былые времена
Считалось правильным. Возникшим
С веления Высшего сполна. 

Считалось рабство просто нормой.
Считал хозяин так и раб.
Желания были и не спорны -
«Царя бы доброго». Вот так. 

Рабы из Африки - те позже,
Но был Египет, был Исход.
Славяне в рабство были гоже
Для греков, римлян, на восток.

Шли как разменная монета
На Шелковом Большом Пути.
И в Византии знали это -
Пенька, пушнина и ... они.

Религия не возражала -
«Раб божий» - хорошо звучит.
И в гены, в душу проникало...
Воспитывался инвалид. 

Профессиональный раб душевный!
Как много я таких встречал,
Не «За», не «Против»... всюду средний
Царя б получше - идеал!



СТРАШНЕЕ НЕТ ТОГО РАБА

"От трех трясется земля, четырех она не может носить: Раба, когда он делается царем, Глупого, когда он досыта ест хлеб, позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей".
              - Книга притчей Соломоновых Гл. 30, стихи 21-23

Все четверо - проклятье нам,
Но все же в списке том   
Авгур поставил раньше всех
Раба, что стал царем.
      - Стихи Редьярда Киплинга в переводе Льва Блуменфельда

Мечтает не о воле раб,
А о своих рабах.
           -  Юрий Нестеренко, «Поэма пощёчин»


Так было испокон веков -
Под именем другим
Боролся яростно холоп,
Чтоб стал сам господин. 

Чтобы других, таких как он,
В ярмо своё загнать,
Заставить их пахать под стон...
Ему ль его не знать!

Он много лучше кандалы
И лучше плеть создаст.
И улучшение тюрьмы
И лагерей каркас.

Из тех, которых сам бежал,
Закроет выход, брешь.
Науку в Шушенском познал,
Таких попробуй, срежь. 

Страшнее нет того раба,
Кто вырвался в князья.
А было так не раз, не два...
То помним вы и я. 



РАБЫ ПРИВЫЧЕК

Мы все рабы своих привычек
И обстоятельств, и вещей.
Не ищем от замков отмычек
Для незнакомых нам дверей.

Плывём с течением по жизни,
В толпе шагаем следом в след
И пережеванные мысли
Уютны нам, как старый плед. 

Там сверху знают много лучше,
Где посочней растёт трава
И сено есть, на всякий случай,
Чтоб не болела голова. 

Таков портрет во всех столетиях
Простого сытого раба.
Печально, коль себя заметим
В том описании, в тех словах. 

Нас пробуждали революции,
Восстания, войны набат
И понимали мы до жути,
Куда привёл душевный раб.

На мир смотрели мы иначе, -
Без пропаганды и без шор.
Что есть свобода и удача
Решали без узды и шпор. 

Оковы сбросив, как похмелье,
Шли на распятие, на костёр.
Исход тогда служил нам целью,
С дверей запретных сняв запор. 

Потом, насытившись свободой,
Все расходились по домам,
Чтоб жить привычно год за годом,
Как и положено рабам. 



ПОСЛУШНЫЕ РАБЫ

Ошейник раба весит больше, чем доспехи воина.
        —  Юрий Нестеренко
 

Всем тем, кто на вершине власти
Нужны послушные рабы,
Чтоб шли на смерть не ради сласти,
А убеждением сильны.

Чтоб знали, что умрут за веру,
За демократию, царя...
Чтоб добровольно и чтоб смело
Жизнь отдавали, хоть и зря. 

Чтобы зажечь рабов идеей
Одной идее той слабо,
Идее Маркса нужен Ленин,
Чтоб ложью спрятать это зло. 

И надо чтобы был Дзержинский,
ЧеКа с наганом и петлей,
Убить сомнения, чтоб и в мыслях
Ползти счастливо на убой. 

Нужна конечно пропаганда
И агитатор краснобай,
Чтоб сутки прочь твердили - надо,
И кто не с нами - враг чужой. 

Не позабудь про молодежь
Патриотизм чтоб был в крови,
Когда умело правит вождь -
Взойдут послушные рабы.



ПРЕДАННЫЕ РАБЫ

Известно случаев немало -
Хозяину был предан раб
И жизнь свою так отдавал он,
Как будто рабству был он рад.

Он с радостью носил оковы,
Гордился рабским он клеймом,
Был сыт. Всегда в обносках новых
Лакеем рьяным был во всём.

Всегда к утру была похлёбка,
Очерчен круг его забот.
Возвышенный среди других холопов
И разной жизнью жизнь идёт.

Он восхвалял и кнут и пряник,
Ждал зрелищ, где других рабов
Друг с другом драться заставляли,
Всех обезглавив их потом.

Гордился тем, что жил он в самой
Рабовладельческой стране,
Где все от края и до края
Слагали песни о царе.

Тот раб считал себя свободным,
Что мог он восхвалять сполна
Среди других себе подобных.
Зачем им воля. Не нужна.



ЭПИЛОГ

Когда все остальные права попраны, право на восстание становится бесспорным.
           —  Томас Пейн

Нет ничего страшнее
Исчадия из тьмы,
Когда идут зверея
Восставшие рабы.

У них нет страха смерти,
Им жизнь не дорога
О них не плачут дети
И их не ждет жена.
 
И не проси пощады,
Порвавши кандалы
Они свободе рады
От воздуха пьяны.

Смерть их не на арене
Иль в шахтах Воркуты,
Или в Варшавском гетто...
Восставшие рабы.

И будь то Стенька Разин,
Спартак иль Пугачев,
Вождя народов жертвы -
Прощение их не ждет.

И смерть или победа
Одна на всех - вперед
Распятию подвергнут,
На дыбу иль в костер.
 
Там, загнанным нам в угол,
Прощения не нужны.
Но жизнь в цепях дороже
Продать желаем мы.

И без заградотрядов,
Медали не нужны,
Идут, идут в атаку
Восставшие рабы.

К тиранам всех окрасок
Вопрос:   Готовы вы
На суд прийти где судьи
Восставшие рабы?


«В 1949 году на станции Обязь заключенные восстали, разоружили охрану, побили всех и направили в сторону Воркуты освобождать каторжников-шахтеров. Восставшие прошли около 80 километров с боями, освобождая лагерь за лагерем. К ним примыкали все новые и новые силы из освобожденных лагерей, и, в конце концов, число восставших достигло более 70 тысяч… Были приняты меры. Самолетами высадили десант, "подтянули" минометы, артиллерию, и началось уничтожение этих заключенных с воздуха и земли. Две недели шли бои, пока всех их не уничтожили».

(Из статьи, подготовленной Ринатом Саитовым по материалам  журнала "Ямальский Меридиан", газеты "Красный Север", документов из архива Окружного краеведческого музея ЯНАО http://www.yamal.org/501/doc/5.htm)


Рецензии
Очень интересно и актуально о рабах и рабстве! Большое спасибо за замечательную публикацию, Оскар!
Счастья и красоты!
С теплом и уважением!

Евгения Рупп   12.07.2023 21:24     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.