Выбор бога, цикл

ПРОЛОГ

Выбирая богов мы выбираем свою судьбу.
       - Вергилий


Мы выбираем по себе
Царя, тирана или Бога,
Чтоб, как без хлопот жить и в тепле,
Он нам указывал дорогу.

В политику идут лишь те,
В ком ненасытен голод власти
В ком жар гордыни: «Я» и «Мне» -
Не смертный грех - источник счастья.

Таких людей мы над собой
Как только ставим - доверяем
Судьбу детей - их завтра в бой
За цель пошлют, что презираем.

Смириться с горем иль протест?
Гимн или манифест, мы знаем,
Зависит и от нас и тех
Кого мы в боги выбираем.



ВЫБОР

Верующий ли я? Одному Богу известно.
         —  Станислав Ежи Лец

У греков был простор широкий,
Какому богу поклоняться
Или богине. Храмы многих
Есть до сих пор стоят, пылятся. 

С единым богом выбор сужен.
И более, - выбор исключён.
Но вот какой один вам нужен?
Вот в этом спор и заключён.

Когда сошлись в кого вам верить,
Опять есть спор: «Что Он сказал?»
И не проверить, лишь поверить,
Опять есть с верою скандал!

Расколы, схизмы, секты, ветви -
Во всех религиях были, есть.
Свои святые, свои черти,
За то готовы умереть. 

А всех неверующих в догму,
Всех отклонистов, как врагов
Вернуть насильно в «нашу норму»,
Иль уничтожить.  Путь не нов.   



КАК СОЗДАВАТЬ СЕБЕ БОГОВ?

Он (Бог) смотрит на него издалека,
Угрозой вечной над народом рея,
Не потому ли в давние века,
Народ другого создал, — подобрее?
        -  А. Городницкий


Как создавать себе богов -
Учиться надо у евреев.
Бог должен быть один, - суров,
Из рабства вывести сумеет.

Небесной манной окропить,
Раздвинуть море для побега,
Скрижали мудрые вручить
И тысячи лет идти по следу.

Дать мудрость знаний и мораль,
Брать ежегодные отчёты;
Дать несравненную печаль -
За что?  Какие-то свои расчёты.

Законы им и книгу дал,
Другим религиям примером.
Построен и разрушен храм,
Но храм в душе владел их телом. 

Сказал: “избрал”, лишил страны,
Рассеял весь народ по свету;
Там были светлые умы,
Хоть ум был часто под запретом.

Народ давал везде ростки
Культуры, знаний и науки -
Певцы, поэты, скрипачи…
Пока лишь нужен ум и руки.

Дал логику, познаний страсть,
Ничто не принимать на веру,
Всё лично самому понять
И интеллект принять за меру.

Держал в оседлости черте,
Под инквизицией, погромом,
Душил «циклоном», жёг в пече…
Народ, что лично был знакомым.

Не потому ль давным давно
Был ими создан бог добрее,
Кто был распят…
                Но всё равно,
Спросите люди у евреев.



ХАРАКТЕР БОГОВ

Если у жрецов больной желудок, не приносите богам трудно перевариваемые жертвы.
     - Станислав Ежи Лец

Богов характер изучал я
По мифам греков и других,
А результатом оказался
Ответ, что поместился в стих. 

Характер их намного проще,
Чем у людей, что я встречал:
В них нет коварства или злости,
Что заслужил, то получал.

Известны правила заранее -
Что можно, а чего нельзя.
“Запретный плод”, к нему внимание
Влечёт заветная стезя.

Есть: “не убий” (война не в счёте);
“Не укради”, а кто считал?
“Не возжелай”, что не в почёте,
Но кто грешил, тот это знал.

Да, иногда сварливы боги,
Любили смертных иногда.
Им попадались недотроги,
Что ж, - “непорочное” тогда.

Мы верим в Бога справедливость,
Как и в протекцию святых:
“Замолви слово, сделай милость”,
Так клянчил всякий, кто не псих.

Давали жертвоприношения,
Барашка кто, а кто вола.
И по животным - отпущения
Жрецы решали все дела.

Как справедливый, всемогущий,
Брал взятки с смертных, не пойму.
Зачем ему в тех райских кущах
Иль на Олимпе.  Почему?




ЛЮБАЯ ЦЕРКОВЬ - НЕСТАБИЛЬНА

Ничто нельзя произнести столь точно, что бы оно не было ложно истолковано.
     - Спиноза

Любая церковь - нестабильна,
Она делилась много раз
И ссорилась, потом мирилась,
Ссылаясь на Его указ. 

Казалось, есть одно учение,
Один есть Автор, больше нет,
А толкователей и мнений
Хоть пруд пруди.  А где же свет?

Быть может, Он сказал неясно?
Иль что-то там не досказал?
И мудрецы, вздыхая часто,
Нам разъяснят, что недодал? 

У иудеев есть Талмуд -
Путеводитель их по Торе,
Христос учил его, но тут
С его учением все и спорят.  

Чем православные неправы?
Что у католиков верней?
У протестантов свои нравы
И сект их сосчитать посмей. 

У Римской церкви были схизмы,  (1)
Меж разных пап и анти-пап.
Война была не за отчизну,
А кто в религии их прав.

Мормоны знают - они правы,
А лютеране - много их,
Свидетели есть Иеговы,
И адвентисты с верой в них. 

Принципиальные различия
Или, на первый взгляд, пустяк -
Как записать Иисуса имя,
Количество перстов, как знак.  (2)

Раскольники, старообрядцы,
И кальвинисты всех мастей...
Так что же происходит братцы,
Ну кто из них всего правей?

Так было, есть с любой доктриной
Ислам возьмите, просто жуть...
От Маркса были отклонисты -
Плеханов, Троцкий - в этом суть!

Не совершенен наш язык
И позволяет толкование
Не то, к которому привык...
Что к новому ведет восстанию. 


(1) Схизма др.-греч. «расщепление, раскол, распря, разделение»  — раскол в Церкви или иной религиозной организации.

(2) Среди главных причин раскола Православной Церкви в середине XVII века  были введение трехперстного, а не двуперстного крестного знамения, тройной, а не сугубой (двойной «Аллилуия»), совершение крестного хода вокруг церкви «противосолонь» – против солнца, то есть с запада на восток, а не наоборот, и  в том числе в имя Исус добавили еще одну букву, и оно стало писаться Иисус




ЛУЧШЕ ОДИН БОГ, ЧЕМ МНОГО?

Творите о себе мифы. Боги начинали только так.
           —  Станислав Ежи Лец

Всегда обращайся к чужим богам. Они выслушают тебя вне очереди.
          —  Станислав Ежи Лец


Чем лучше Бог один, чем много?
Когда то мифы стал читать,
Как олимпийцы боги строго
Делили сферы да и власть.

Всегда интриги, много связей.
Полу-богов такой навал…
Кто хитростью, а кто обманом
Карьеру деткам создавал.

И вдруг единый Бог явился
И сын его опять один.
И дух святой - опять единство…
Единство множеств - это "блин".

Теперь решение едино,
Нет апелляции, нет суда…
Но есть святые, к ним ревниво
Стоит просителей чреда.

Замкнулся круг, с единым Богом
Лазеек много и ходов,
У многих есть в обход дорога
И покровитель.  Ход не нов.



МОНОТЕИЗМ

Если Бог вездесущ, любая дорога должна вести к нему.
       —  Станислав Ежи Лец

Не кажется вам это странным,
Монотеизма появление
Не в Вавилоне, не в Афинах,
В полу-пустынной Иудее ?

Наверное это было важно,
Чтоб идеал найти в идее,
В пустыне скудной и миражной
Решить – “Что есть всего нужнее?”

Не отвлекаясь на соблазны,
Не утонув совсем природе,
Ответ искать о мироздании,
Что без раздумий не найдете.

Тогда был выдан Свод Законов,
Печатью высшею скрепленный,
И для царя, и для народа -
Индивидуально все сплоченны.

Впервые жизни смысл указан,
Начало и конец описан,
И свод этических указов
Был выдан всем в Синае свыше.

Что делать и как жить всем дальше,
Что можно есть, что не кошерно,
Как жить этически морально,
Что Бог един, и Он лишь верный.

В пустыне нет полу-решений,
В пустыне жизнь и смерть на карте.
Где, хоть и очень много мнений,
Пустышку сразу видит каждый.

Пророки древние в пустыне
Искали мир уединения.
Тогда наверно и решили
То жизни-смерти уравнение.

Хотя религий было много,
И варианты бесконечны,
Но связь с одним, единым Богом
В трех основных религиях вечны.



ЕДИНЫЙ БОГ

Мы поделили богов, но как они поделили нас?
        —  Станислав Ежи Лец

Единый Бог явился нам
В далекой пыльной Иудее,
И не ко всем.  Решил Он сам
Открыться только Моисею.

Он убеждал его, что "Есть"
Не только мудрыми словами,
В Завете можем мы прочесть
То, что зовём мы чудесами.

Кого избрал - помог уйти
Из рабства, море вдруг раздвинув.
Потом являлся и другим
Пророкам древним, дав им силу.

Он терпеливо ждал века
И вмешивался неохотно,
Когда Потоп, когда война...
Другим богам дал жить свободно.

Как мог терпеть других богов
До появления Моисея,
Ведь много тысяч лет прошло
С Адама, Евы, древа, Змея?

В него поверили не все,
Но постепенно, как завеса,
Ушли Перун, Юпитер, Зевс
Ушли с Олимпа, неба, леса. 

Единый Бог потом предстал
Для христиан и с сыном-духом
И в этом виде мир познал,
Что троица всему порука.   (1)

Един в трёх лицах этот Бог
С руки святого Феофила.    (2)
Догмат не логика, он строг -
Раз сказано, то так и было.

(1)  Троица - богословский термин, отражающий христианский догмат  о трёх Лицах единого по существу Бога.
(2) Впервые термин «Троица» засвидетельствован у Феофила Антиохийского (II век)



СУРОВЫЙ ИУДЕЙСКИЙ БОГ

Бог — юморист: если не верите — посмотрите на себя в зеркало.
          —  Станислав Ежи Лец


Суровый иудейский Бог
Он правил миром чрез Законы
Скрижали дал и дал каноны,
Чтоб каждый следовать им мог.

За преступление - наказание,
Награда, если ты святой.
Он море раздвигал рукой,
Давал приказы, указания.

Совсем иначе Олимпийцы
Вели себя и без морали
Всем миром греков управляли -
Интриги, дрязги и капризы. 

Им была лесть весьма приятна
И взятки им лишь подавай,
Мы узнаём любимый край -
Цивилизация нам понятна. 

Там все любимчиков имели,
Детей рождённых вне семьи -
Им место тёплое они
Готовили всем с колыбели. 

Прошли века, что посмотри
Напоминает мир сегодня -
Правительство - большая сводня
Или закон для всех один?




МЫ ЗНАЕМ, БОГ БЫЛ НЕ СВЯТОЙ

Иногда меня дьявол искушает поверить в Бога.
          —  Станислав Ежи Лец


Грешили все мы под луной
И в мыслях, и в словах, в поступках.
Мы не справляемся с собой
На перепутьях жизни трудных.

Хоть ничего не изменить
И некого просить прощения,
Нас некому уже стыдить,
Но знаем мы и провидение. 

И душной иногда волной
Воспоминание накатит...
Хоть знаем, Бог был не святой -
Один Потоп чего-то значит.

Опять, с Марией имел дело -
Она дитя, ещё подросток...  (1)
По "Кодексу" могли бы смело
Статью пришить и очень просто.

Вину свою мы признаём
И откупиться нет надежды.
Но жизнь свою мы так живём,
Чтобы загладить грех тот прежний.

(1) Мария родила Иисуса в 14-15 лет




НЕДОСМОТРЕЛ, УВЫ СОЗДАТЕЛЬ

Что же тут странного? Люди, почитаемые как боги, со временем действительно утрачивают человеческие черты.
             —  Станислав Ежи Лец


Недосмотрел, увы, создатель
Нас создавая по себе,
Забыл инструкцию придать к нам
Насчёт ремонта и вообще.

Теперь в больницах разбирают
Нас по частям, как шевролет,
Поможет или нет - не знают,
Инструкций по ремонту нет.

Не существует и гарантия
На месяц или там на год,
Не принимает жалоб станция
Создавшая наш homo род.

Заветы были - "то не делай",
"То не возьми", "положь назад"...
Но кто читает те наклейки,
Включают просто аппарат.

Вот так живём. Бредём на ощупь.
Решаем "быть или не быть".
Ну как не стыдно там, ей-богу,
Забыть инструкцию вложить.




ВОПРОС О СУЩЕСТВОВАНИИ БОГА

Не верьте предсказателям, Богу самому интересно, чем всё это кончится.
            —  Станислав Ежи Лец

В политике, в учебе, в жизни
Умей всегда задать вопрос,
Вопрос привносит больше смысла
Ответ приходит на запрос.

Пример:  Вопрос о вере в Бога
И доказательств есть иль нет?
Ответов множество толковых,
О том, что есть. О том, что нет.

Для тех, кто верит - нет вопроса.
Для атеистов - тоже нет.
Пишу для тех, кому не просто -
Им доказательств нужен свет.

Для тех, кто Библию и мифы
Считает сказкой может быть.
Но только гром, то сразу тихо
Ему поклоны станет бить.

Вопрос веками обсуждался
В пещерах, храмах, за столом...
Ответ философом давался,
И мудрецом, как и плутом.

Но тот вопрос спросить иначе:
А есть ли в принципе ответ
О Боге или Созидании?
Ответ один - 'конечно нет'.

Математически доказан,
Нельзя сказать ни "Да" ни "Нет"
По Курт Гёдела теореме
Логической "неполноте" (1). 

Ответ получен однозначен
И вариантов больше нет,
Что значит правильно поставлен
Вопрос - определил ответ.


(1) Курт Гёдель - Теорема неполноты  http://www.stihi.ru/2015/06/13/376





ПЯТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА ПО Ф. АКВИНСКОМУ

Кажется, дело идет к тому, что Наука откроет Бога.
И я заранее трепещу за его судьбу.
        —  Станислав Ежи Лец


Фома Аквинский был ученый,
Мудрец, философ, богослов.
Он Аристотеля законы
Принял основой из основ.

Связать язычника с писанием
Задача была непроста -
Как логику о мироздании
Связать с идеями Христа?

Фома Аквинский сделал это,
Его трудам благодаря
Стали возможны отклонения
Науки против "жития".

Он перевёл оригинал
От греков, а не от арабов
И "Метафизике" жизнь дал
В Европе. Как это немало!

А ведь могла тогда Европа
Пойти путем, что шел Ислам,
Где догме вечная корона,
Где - не посмей ты мыслить сам.

Пять доказательств дал нам Бога -
Их изучают до сих пор.
Но только тех, кто верил строго,
Он убедил. С другими спор.   (2)

Дал философии приличие,
Как теологии вассал.
Чтоб Бога доказать наличие
Логично, разум чтоб признал.

С него включили философию
В программы первых высших школ,
Париж и Оксфорд и Болонья -
Теологический упор.

Для получения "магистра",
Иначе – "доктор философии",
Пять доказательств этих списком
Знать претендент обязан более.

Там есть движение, причина,
Необходимость есть и степень,
И цель – конечная доктрина...
Сейчас, конечно, ей перечим.

Начало было Возрождения -
Был слаб и хил его росток,
Но выжил он. Его рождение -
Для нас истории урок.

Критиковали его страшно,
Потом приняли все, как факт.
И стала догмой, и напрасно
Свободной мысли догма – враг.

Теперь католикам "томизм" -   (3)
Святая версия Аристотеля.
Ещё один известный "-изм"
И версия одна Утопии.

Его трудам благодаря,
В Италии на Возрождение,
Джордано умер от огня
И засудили Галилея.

(1) Фома Аквинский (1225-1274) — итальянский философ и теолог, канонизирован католической церковью как святой, основатель томизма, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля.

(2) Знаменитые пять доказательств бытия Бога в трактате «Сумма теологии»
 
1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.

2. Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.

3. Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.

4. Доказательство от степеней бытия — люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.

5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, — это существо мы именуем Богом.

(3) Томизм — ведущее направление в католической мысли, как теистическая версия аристотелизма. Основные идеи томизма изложены в трактате Фомы Аквинского «Сумма теологии».




В ПОДОБИЕ

Если Бог сотворил человека по своему образу и подобию, то человек отплатил ему тем же.
       - Вольтер


Создал нас Бог себе в подобие
Автопортрет создал, а зря
С тех пор, мы, выпив за здоровье,
Кроим его же под себя.

У греков боги на Олимпе
Почти как в Вашингтоне нынче.
Такую же связь с толпой держали,
В Персидскую войну играли.

Их боги жизнью наслаждались
Хотя бессмертны беспримерно
Но если верить Пифагору
Их боги были геометры.

Бог египтян, он звался Ра
Был астроном он и строитель,
Антисемит он скрытый был,
Рабов евреев притеснитель.

Бог иудеев был созидатель
Народ избрал он по себе.
Дал свод законов в назидание
Как жить им надо на земле.

Сказал он им, мол не убей,
Не укради.
    Все было бы складно:
С чужой женой смотри не спи,
А сам с Марией, ну да ладно...

Был этот бог судьей конечно,
Он и задумал страшный суд.
И преступление с наказанием
С тех пор бок о бок все идут

Он вывел предков из Египта
Он их на прочность испытал
Такое им в веках устроил,
Эх, лучше бы других избрал.

И иудеи имя Бога
Держали в тайне много зим.
Хотя привычно по субботам
Они беседовали с ним

Картавил он конечно сильно,
И с отчеством он подкачал.
Как все евреи - сделав много
Он повышения не ждал.

Декарта Бог часы любил
Был механизмов командор
Он все вселенную завел.
Планеты как часы с тех пор

Законы Кеплера внедрил
И Ньютон был его кумир.
У Галилея и Ньютона
Он математиком прослыл.

У Баха был он музыкантом
Непревзойденным по таланту.
У Леонардо был без меры
Художником и инженером.

Он у Шекспира был актером:
Как бог играл роль не одну.
А Дарвин, Пушкин, Фрейд и Гёте
Всяк в свою сторону тянул

Он с Бором в казино играл,
Эйнштейн конечно возражал.
Поверить в то, что этот Бог
Играет в кости он не мог.

А нынешнее поколение
Уверенно и без сомнения
Что Бог - элитный программист
И супер-дупер генетист.

В программе мы заключены,
Живем как скажет алгоритм,
И все великие законы
Понять мы изнутри хотим.

Ну, кто кого когда создал?
Ну и на чье подобие?
Скажите, руку положив,
Что ценишь всего  более.

Мне больше близок Бог Спинозы -  Природа.
  Он же и сказал:
Имел бы треугольник волю
- Бог треугольником бы стал.
 


А ДУША?

Бог сотворил нас по своему образу и подобию. Но откуда уверенность, что он работал в реалистической манере?
        —  Станислав Ежи Лец


Создал нас Бог себе в подобие!
Кого?  Да каждого из нас.
Но не душой. Душой убогие.
Похоже, он создал каркас.

Там всё рассчитано и мудро,
Там каждой косточке есть смысл.
Там лишний орган выбрать трудно,
(Аппендицит - он лишним слыл).

В расцвете сил - мы все как боги,
Тем более, богини все!
Нас сотворил давно.  В итоге,
На юности своей заре.

Эллады боги - как культурно
С людьми сходились иногда!
И, в результате, их скульптуры
В музее встретишь иногда.

Теперь, спустя тысячелетия,
Он очень редко смотрит вниз.
Там слышит Он лишь междометия
О том - как, что и где болит.

Его небесные подобия
Так не похожи на Него,
Из той же глины по пособию
Лепились. Ну и что с того?



ЯЗЫК БОГА

Каждый человек - как буква в алфавите:
чтобы образовать слово, надо слиться с другими.
               - Еврейская пословица

Мы знаем - первым было “Слово",
Но на каком же языке?
Какой язык родным был Бога?
На это претендуют все. 

Язык, до башни Вавилона,
Когда их стало просто тьма.
Язык Адама, Евы, Ноя...
Язык что вызвал “Свет” тогда?

Иврит понятен Моисею,
Как и египетский - он местный.
Язык для Торы - арамеев,
Язык Иисуса он, известно.

Письмо всё Ветхого Завета
Берёт с начала Вавилона,
На арамейском слово это
Слова от Бога там знакомы.

Евангелии все написаны
На древне-греческом письме!
Апостолы - святые истины
Тем языком писали все.

Аллах беседовал с пророком
Лишь на арабском, говорят.
Язык Корана тоже Бога...
А в Риме, там латинский свят.

Славянский древний - в церкви слышен,
Вся литургия, к Богу речь.
Молитвы, просьбы идут выше
И языков теперь не счесть.

Похоже, что закон Вселенной
Лишь с математикой знаком.
Её язык, язык нетленный
Кто его создал, как не Он?

Да, слово-словом… Наши гены
Другой язык, другой закон.
Решайте сами - что бесценно?
Какой язык, что создал Он?



А ПЕРЕВОД НЕ БОГ ПИСАЛ

Тишина — язык Бога, все остальное — плохой перевод.“
              —  Джалаледдин Руми

Учили нас всегда искать
Везде, во всём первоисточник.
А если нет?  Не доверять
Тем, кто транслирует неточно.  (1)

Читали Пушкина ли вы
На языке другом, не русском?
Совсем не так он прозвучит
В английском или же французском.

Дантесу было не понять
Что убивал он Вдохновение,
О, если мог он прочитать,
Как мы то - "чудное мгновение"!

Теперь представьте - перевод
Был переписан с перевода,
Кому не важен мысли ход,
С своей идеей и подходом.

Где изменён язык и слог,
И главы на местах неточных.
И нет редактора, кто б смог
Прочесть, сравнить первоисточник.

А перевод ждал тысячу лет,
Чтоб наконец он стал издАнным,        (2)
Когда другой есть взгляд на Свет,
И мир уже не первозданный... 

Так повторялось сотни раз
И сотни лет с другим творением -
Зовётся Библией сейчас!
Христос читал бы с удивлением.

Таков «рогатый» Моисей
У Микеланджело в скульптуре.
Так думали - ведь он еврей,
А в перевод «рога» ввернули. (3)

Дословно - «свет он излучавший»
«Лучи» перевели «рога»...
Простим художнику.  Ваявший
Пророка, он не знал тогда.

Ошибки были в переводе,
А смысл менялся навсегда -
Так «молодую деву» вроде,
Как «непорочную» тогда.   (4)

Ошибки эти получались,
У тех, кто Библию читал
И переводу доверялись,
А перевод не Бог писал.


(1) Кроме четырех, вошедших в Новый завет, существовали евангелия Петра, Андрея, Варфоломея, Филиппа, Якова, двенадцати апостолов, два евангелия Фомы, совершенно разные по содержанию, и еще одно Евангелие от Марка

(2) В России Священное Писание появилось на русском языке на год позже перевода "Капитал” Маркса
В 1876 году впервые вышла из печати полная русская Библия. Этот перевод получил название «синодального», так как был издан под руководством Синода

(3) Перевод на латынь Вульгаты (Общепринятой Библии) был официальным текстом Католической церкви в течение полутора тысячелетий (с 382 по 1979 год), но в нем содержалась курьезная ошибка. Выражение keren or, которое на иврите означает сияющий лик Моисея, было ошибочно переведено как «рога». Это была бессмыслица, но кто усомнится в священном тексте?

(4) В Старом Завете употреблено слово "almah" ("молодая женщина"), а не "bethulah" ("девственница"). Однако, в третьем веке до нашей эры ученые мужи перевели еврейское слово "almah" на греческий язык как "parthenos". Таким образом, "молодая женщина" на иврите превратилась в "девственницу" по-гречески, и с тех пор она осталась девственницей в переводах по всему миру. Так, благодаря неправильному переводу, появилось понятие "непорочное зачатие".




А БОГ ЛИСТАЕТ ЛИШЬ СТРАНИЦЫ

Жизнь — вредная штука. От нее все умирают.
           - С.Е.Лец

Я слышал мнение, что всё
Что есть и что потом случится
Записано уже давно!
И Бог листает лишь страницы.

Как все решения геометрии
Есть просто шаг из аксиомы,
И звёзд беспечное кружение
Даны Эйнштейном и Ньютоном.

Даны законы и константы
И как по рельсам катит свет.
Все станции и полустанки
Есть в расписании. Как завет.

Всевышний знает всё, что будет
И для него секретов нет.
Листает книгу.  Были люди...
Прологом был: «Да будет свет!»



ДОНОСЧИКИ БОГА

Я не могу поверить в Бога, который хочет, чтобы его постоянно хвалили.
          —  Фридрих Ницше


О херувимах знаю мало -
Прелестны милы ангелочки,
Крылатых малышей навалом
У Рафаэля, как грибочков.

Они наушничают Богу
То, что подсмотрят и услышат.
Ведут с душою разговоры
И души все для них открыты.

Обманчив вид их миловидный -
Не за, а против вас копают.
Доверишься, потом обидно -
Ему доносы составляют.

Не путайте их с Купидоном
Или с Амуром, хоть похожи.
Кружатся больше возле трона,
А к людям в снах они лишь вхожи.

И это через них малюток
Он знает всё и видит много.
А их Агентству не до шуток -
Секретов ведь у всех нас много. 



БОГ ЛУЧШЕ ЗНАЛ

Не следует просить у Бога больше того, что можешь сделать сам.
          —  Иоанн Павел II

Читал я Библию и тоже
И удивлялся, и грустил,
Что Богу яблоко дороже
Адама, а ведь первый сын!

Простить Адаму бы провинность,
Ведь он скрижалей не читал.
И мы бы с вами жили чинно
В раю. Но Бог нас лучше знал.

Бог знает всё. Ему сквозь время
Известны мысли и дела.
Он знал, какое создал племя,
А Ева повод лишь дала.

Он знал - мы недостойны рая,
Он знал - святыми нам не быть.
Ведь мы, его заветы зная,
Живём не так, как надо жить.




НАВЕРНО БОГУ ОДИНОКО

Судьба богов и сверхлюдей — гениев — быть одинокими.
           —  Гарегин Нжде


Наверно Богу одиноко -
На небесах всегда один
Хоть наблюдает он в пол-ока
Что на Земле мы все творим. 

Проклятия слышит и молитвы,
И смех детей, и боль войны...
И запах гари после битвы
И звук гитары иль трубы.

Следит за нами с интересом,
Что там еще мы натворим,
Хоть знает наперед - с прогрессом
Мы ближе к пропасти летим.

Когда-то вмешивался часто
Ну а потом махнул рукой:
Все уговоры ведь напрасны -
Да ведь и сам Он не святой.

Он угрожал и даже спорил,
Когда Исход, когда Потоп...
Теперь от нас отрекся, что ли -
Не потому ль так одинок?



САВАОФ

Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом.
           —  Аврелий Августин

У иудеев имя Бога
Нельзя произносить, писать,
Но почему на Саваофа
Есть ссылки, что не сосчитать?

В Завете Ветхом, как и в Новом
Две сотни раз есть Саваоф.
Создатель, воин там толковый
И с ним все ангелы полком. 

Из множества Его имён
С ним христиане все знакомы
Он смотрит строго с всех икон
Он - Саваоф и Он - Иегова.

Седым он старцем смотрит с них,
Хотя никто Его не видел.
«Подобие» ищут со страниц
Священной древней умной книги.

А было ведь запрещено
Его писать указом церкви!
Иисуса видели его
И всех апостолов до смерти.   

Седой, могучий исполин
Над алтарями и в картинах,
Он Саваоф, Он Зевс, О’дин...
Пусть имена... А Он единый. 

Саваоф — одно из титулов Бога в иудейской и христианской традициях, упоминаемое в Танахе (Ветхом Завете) с Первой книги Царств (1 Цар. 1:3), а также в Новом завете — в Послании Иакова (Иак. 5:4) и в Послании к Римлянам (Рим. 9:29).



ДОБРО ВО ВРЕД

У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её, как может.
         —  Жан-Поль Сартр

Христос сказал: "твори добро"
Добро сказал он - есть любовь.
Но знаем мы, что как назло
Любовь слепа, хоть бейся в кровь.

Родители любвеобильны,
Любовь так часто безответна -
Над ними дети их всесильны,
Добро ли это неизвестно.

Добра желая мы друг другу,
Совет даем, того не зная
Что вдруг медвежию услугу
Даем, и к худшему толкаем.

Так что ж он все ж имел в виду?
Две категории несхожи
И можно ли свести в одну
Как плюс и минус непохожи.

Нет, я не верю в то, что зло,
Что как оно бы ни старалось,
Добром вернулось нам назло
В какой костюм ни наряжалось.
 
А может нету абсолюта,
Что есть добро, а что есть зло?
И все зависит почему-то
Как, для чего оно пришло.




БОГ ОДИН, НО…

У бога нет лучшего жилища на земле, чем чистая душа.
          —  Пифагор


Известный факт, что Бог один,
Но верит каждый по другому.
Ни доказать, ни убедить
Ни одному и не другому.

Молчит их высший судия -
Мол “разбирайтесь дети сами...”
А здесь такая уж вражда,
И все кричат, что “Бог лишь с нами”.

Когда-то кто-то подсчитал
Что в христианстве тысячи фракций:
Рим с Византией враждовал,
А тут еще и протестанты.

Какая же разница меж ними?
Кричат друг другу – “ЕРЕТИК”!
Давайте мы посмотрим с вами
Что у одних, что у других?

Начнем с единства каждой церкви:
Все Протестанты по себе -
Лишь в Библию они все верят,
Других авторитетов нет.

Католики едины Римом,
Им Папа вместо Бога здесь,
Им Рим спускает директивы
И их ослушаться - не сметь.
 
А православных нет единства,
Есть церковь русских и болгар,
У греков – “ортодох” им имя,
У сербов, у румын, армян.

И Патриарх, Архиепископ,
Митрополит везде есть свой...
Различны несколько доктрины,
Идеи делят меж собой.

Святая Троица во-первых
В трактовке видится другой:
У православия – “лишь от Бога
Исходит только Дух Святой”.

И Богородица в России
Не непорочно зачала,
Истории такие были
Куда не глянешь - пол села.

У православных не взлетела
Она живой на небеса,
И со Святыми плохо дело
Тот, кто католик, тот не наш.

Не верит в Папу православный,
Да и Чистилище - вранье,
Опять же поп у нас женатый,
У них конечно холостой.

Нет у католиков разводов -
Женитьба раз и навсегда,
У православных, дай лишь повод -
И сразу новая жена.

Стремятся все костелы к небу
В них лишь распятия, нет икон
Им - инквизиция для веры,
У  православных есть Синод.
 
В Египте КОПТЫ поселились
Древнейший христианский род,
У них был Папа раньше Рима
Там православия был восход.

Сам МАРК ЕВАНГЕЛИСТ учил их… *
Для них Иисус лишь только Бог.
Для них он человеком не был,
А значит умереть не мог. 

Вот так идёт с далёких пор -
Все веруя в Творца, что Свет,
Щеку врагу подставить мог,
Но верой поступиться - нет.


* Марк — один из четверых евангелистов, апостол от семидесяти. По происхождению еврей, но ещё юношей примкнул к общине христиан, так как его мать Мария была одной из последовательниц Христа, и в доме её семьи собирались верующие в него.




НАЦИОНАЛЬНОСТЬ БОГА
      
Бог, которого можно понять, уже не Бог.
          —  Сомерсет Моэм

У Бога есть национальность?
Безумный кажется вопрос,
Я не о всех богах, а только
Кого назвал отцом Христос. 

Известна мама - та еврейка,
А значит был еврей Христос,
Ну с этим ясно, нет лазейки.
Ну а вот папой и был Бог. 

В те времена до христианства,
До мусульманства семь веков,
Единый Бог был только в царстве
У иудейских синагог. 

Он их и вывел из Египта
Дал Тору - Ветхий их Завет,
И десять заповедей в свитках,
Иль в камне высечен совет.

Итак, решаем уравнение,
Где неизвестное одно:
Известен сын, и нахождение,
И мама сына - где звено?

Известно также, что вначале
Евреям очень потакал,
Беседовал Он с ними в тайне,
И слухи были, что "избрал".

В двадцатом веке все злодеи
За меньшее толкали в печь...
Я знаю, он за всех радеет,
Но как вопросом пренебречь?



ПРОБЛЕМА ЗЛА

Если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю.
Но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю всё.
          —  Блез Паскаль

Проблема появления Зла
В том мире, где лишь добрый Бог -
Была причиной, что дала
Грехопадениям залог.

Во времена творения Мира
Ведь создавалось лишь Добро.
И всё создав своею силой
Сказал Всевышний - “хорошо”.

Задолго, как бедняжка Ева
Вкусила с дерева плодов,
Низвергли ангелов и небо
Очистили от всех врагов.

Куда низверг ОН их?  На Землю.
Лису в курятник запустил -
“Врагов Народа” - ОН для Евы
И для Адама Рай закрыл.

Виновны ль первые селяне,
Что Демона послали к ним?
Ведь без него семь лет не знали
Греха и Зла.  Пришло всё с ним.

Ну оступился бедный Ангел -
Его бы взять и поддержать,
Но нет, рукою беспощадной
Его на каторгу сослать.

Так Зло пришло, его начало
Ищите там, на небесах…
Случилось это всё по плану?
Представить это просто страх.




БОГ СПИНОЗЫ

Ничто нельзя произнести столь точно, чтобы оно не было ложно истолковано.
               - Бенедикт Спиноза


Спинозы Бог - он не Творец,
Он есть - активная природа.
Он всё, что было и что есть -
Необходимость всего рода.

Он созидание само,
Его ничто не подгоняет,
И смысл лишь бытия его -
Он созидает, созидает.

Он всё, что есть и без Него
Ничто существовать не может…
Так в даосизме до него
Сам Лао Цзы твердил всё тоже.

Спинозы Бог далёк от чувств -
Его понять лишь разум сможет;
Поскольку Бог везде, вокруг,
То значит и в тебе он тоже.

“Познай себя” - Сократа клич
Звучит в его устах иначе -
Познвв себя - ты будешь с Ним,
А это редкая удача.

Познав себя - познаешь всё,
Хоть Бог его и безграничен,.
Но часть его в тебе живёт
И эта часть - твоя есть личность.

Он дух и тело, и душа
Хотим того или не знаем…
Вы шаг свой взвесьте не спеша -
Идёте так, как Он желает?



ЭПИЛОГ

Если бы не было Бога, его следовало бы выдумать. Но он в этом не нуждается.
           —  Вольтер

Для тех, кто верит в лучший мир,
И кто живет его надеждой,
Кто жизнь земную посвятил,
Чтоб веру принести невеждам.

Кто всем соблазнам сказал "нет",
Не пропускал дневных молений,
Не покривил душой и свет
Нес людям в час мирских волнений.

Кто не молчал, не предавал,
Кто правду говорил тиранам,
Кто золотом пренебрегал,
Любовь, добро неся по странам.

Ах, это я не к вам?
А кандидата вы встречали?
Я тоже их не видел сам.
Да, был один. Его распяли.


Рецензии