Напиши, что ты видел...

...НАПИШИ, ЧТО ТЫ ВИДЕЛ, И ЧТО ЕСТЬ,
И ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ СЕГО...

(Иоанн Богослов)

Факты из православных источников

Откуда был родом апостол Иоанн, об этом нельзя сказать ничего определённого. Об отце его, Зеведее, известно только, что он, со своими сыновьями, Иаковом и Иоанном, жил в Капернауме и занимался рыболовным промыслом с довольно предприимчиво — у него были работники.

Более выдающейся личностью была жена Зеведея, Саломия. Она принадлежала к тем женщинам, какие сопровождали Христа и на средства которых содержали учеников Христовых, составлявших свиту Спасителя.

Саломия разделяла честолюбивые желания сыновей и просила Христа об исполнении их мечтаний.  Присутствовала при снятии с креста Спасителя и участвовала в покупке ароматов для помазания тела погребенного Иисуса. Возле распятого Христа находился и Иоанн, не убоявшись смертельной опасности.

Семья Зеведея была в родстве с семейством Превятой Девы: Саломия и Пресвятая Дева были родные сестры, — и это находится в полном соответствии с тем, что Спаситель, предавая Дух Свой Отцу Своему, поручил Пресвятую Деву попечению Иоанна.

Этим родством можно объяснить и то, почему именно

из всех учеников Иаков и Иоанн были удостоены первых мест в Царстве Христовом.

И дело тут не во внешней стороне родства. Если Иаков и Иоанн приходились племянниками Пресвятой Деве, то они, значит, были в родстве и с Иоанном Крестителем, проповедь которого должна была их особенно заинтересовать.

Все эти семьи (вот главное) были проникнуты одним благочестивым, подлинно израильским настроением, настоящей верой: об этом говорит и то, что имена, которые носили члены этих семей, все чисто еврейские, без примеси греческих или латинских прозвищ.

Из того, что Иаков везде называется прежде Иоанна, можно заключить, что Иоанн был моложе Иакова, а предание называет его и самым младшим между апостолами. Не более двадцати лет было Иоанну, когда призвал его следовать за Собою Христос; предание о том, что он дожил до власти императора Траяна, царствовавшего с 98 до 117 года новой эры, не заключает в себе невероятности. Иоанну было тогда около 90 лет.

Вскоре после приглашения идти за Собою Христос призвал Иоанна к особому, апостольскому, служению, и Иоанн стал одним из двенадцати апостолов.  В силу своей особой любви и преданности Учителю, Иоанн сделался одним из наиболее любимых среди учеников. Он удостоился присутствовать при важнейших событиях в жизни Спасителя; например, при Его преображении, при молении в Гефсимании.

В противоположность апостолу Павлу, Иоанн жил более внутренней, созерцательной жизнью. Он больше наблюдает, чем действует, чаще погружается в свой внутренний мир, обсуждая в уме великие события, свидетелем которых становился.

Душа его предпочтительно витала в горнем мире, почему издревле ему присваивался символ орла. Но иногда Иоанн проявлял  пылкость души, даже крайнюю раздражительность: это было, когда он вступался за честь Учителя.

Пламенное желание быть ближе ко Христу сказалось и в просьбе Иоанна предоставить ему вместе с братом первые должности в царстве Христовом, для чего Иоанн готов был пойти с Господом и на страдания. За такую способность к неожиданным порывам Христос назвал Иоанна и Иакова «сыновьями грома», предсказывая, что проповедь братьев будет действовать на души слушателей неотразимо, как гром.

После вознесения Христа на небо апостол Иоанн вместе с братом Петром выступают представителями христианской церкви в Иерусалиме. На апостольском соборе (Иерусалим, 51-52 годы) Иоанн, Петр и предстоятель Иерусалимской церкви Иаков признают за апостолом Павлом право проповедовать евангелие язычникам, не обязывая их соблюдать закон Моисея.

Следовательно, уже в то время значение апостола Иоанна было велико. Но как оно возросло, когда ушли из жизни Петр, Павел и Иаков! Поселившись в Ефесе, Иоанн еще 30 лет занимал положение руководителя всех церквей Азии и пользовался заслуженным почтением верующих.

Предание сообщает о некоторых фактах жизни Иоанна в этот период. Он ежегодно праздновал христианскую пасху в одно время с иудейской и перед

пасхою соблюдал пост. Однажды ушел из общественной бани, увидев там  еретика Керифа. Насколько велика была в нем любовь к людям — узнаем из рассказа Климента Александрийского о юноше, которого Иоанн обратил ко Христу и который в его отсутствие вступил в шайку разбойников. Апостол убедил юношу вернуться к вере.

В последние дни жизни Иоанн, будучи не в состоянии говорить помногу, повторял одну фразу: «Детки, любите друг друга!» Когда спросили его, почему он повторяет одно и то же, апостол ответил: «Потому, что это заповедь Господня, и если бы ее только исполнить — этого было бы достаточно». Так и закрепилось за ним прозвище — «Апостол любви».

Преданность Христу Иоанн засвидетельствовал своими страданиями. Страданиями, которые людям неверующим кажутся невероятными, фантастическими. Но ведь всё, что связно с именем Бога, — сверхъестественное, уму человеческому недоступное. Скажем, то же создание мира из ничего, да еще в таком непредставимом многообразии и такой невероятной  умопомрачительной сложности!

При Нероне (56-58 годы новой эры) апостола в оковах  привели в Рим и заставили выпить чашу со смертельным ядом. Яд не подействовал. Нерон приказал бросить Иоанна в котёл с кипящим маслом. Однако и эта жестокость, по воле Господней, оказалась бессильной: масло мгновенно остыло.

При императоре Домициане Иоанн жил в ссылке в разных городах, продолжая проповедь истин Христовых и излечение современников от болезней. Вскоре он был сослан на каторжные работы на остров Патмос (40 миль от Ефеса). Здесь в таинственных видениях ему были открыты судьбы человечества и Церкви Христовой, которые он изобразил в «Апокалипсисе», в книге самой таинственной и пророческой.

На острове каменных карьеров апостол оставался до смерти Домициана, после чего, по милости императора Траяна, был возвращен в Ефес.

Скончался Иоанн в 105 году по рождеству Христову , достигнув столетнего возраста. Спустя несколько часов после захоронения (еще одно невероятное чудо!) тело апостола в могиле не обнаружили. Но до сих пор на этом месте происходят массовые исцеления паломников. Много веков подряд.


Рецензии