Дворжак. Симфония 8. Впервые

© Copyrights МЕЙЕРХОЛЬД Тася - Tasya MEIERHOLD
© Copyrights КОРДИКОВА Елена - Elena G. KORDIKOVA

А. Дворжак. Симфония N8 (Соч. 88). Соль мажор (1889) [1]
Введение
I. Allegro con brio. Соль минор - соль мажор
II. Adagio. Ми-бемоль мажор - до минор - до мажор
III. Allegretto grazioso. Соль минор - трио и кода соль мажор
IV. Allegro ma non troppo. Соль мажор

Введение
Симфония дарует радость
И связь с родимою землёй,
С её природой. В ней отрада
И оптимизм, людей любовь

К истории страны, искусству,
К древнейшим замкам и церквам,
И гордость за простые чувства,
За героичные века.

Есть ощущение в ней жизни,
В которой яркий колорит,
И упоение Отчизной,
Чьё мужество огнём горит,

Блистает подвигами славы,
Живым весельем, простотой,
Теплом согрето неустанно
И упоенно красотой

Пейзажей родины картинных,
Романтикой минувших дней,
Свободой, пасторальным миром,
В котором дышится вольней.
 
I. Allegro con brio. Соль минор - соль мажор
Минор вступления - хоральный,
Рождает храма высоту, -
Природы чувственной, сакральной,
Чья светоносность, чистота

Слышны в валторнах и кларнетах.
В лиричных скрипках виден свет.
И в пианиссимо заветных
Звучит гобой, и с ним кларнет.

Мелодию играет флейта.
Фон оглашает ‘птичий крик’
И открывает таин действо,
С которым в унисон звучит

Живое, яркое начало.
Сияя, входит новый день
Под развесёлые литавры,
Природы открывая сень.

В сопровождении оркестра
Напевы плясовых слышны.
Единый звук идёт в регистрах.
Картины светлой старины

Красиво пишут скрипки, флейты.
Слышны природы голоса.
Народный праздник душу греет.
Охотничьи рожки звучат.

Щебечут радостные птицы
Под наигрыши духовых.
Их песни омрачают мысли:
Минорный лад, пунктирный ритм,

Скачки и серии аккордов
Напоминают о былом,
Контрастом резких фраз тревожат
И омрачают небосклон.

Но оптимизм не ждёт за тактом.
Веселья возвращает звук.
Ликует в откровенном раже
Героики победный дух.
 
II. Adagio. Ми-бемоль мажор - до минор - до мажор
Спокойна, мелодична тема.
Оркестр негромко шелестит,
Поёт гобой красивым тембром.
О жизни с флейтой говорит

В игривом, ярком диалоге.
Кларнеты лёгкие звучат,
Фаготы, первые валторны.
И переливами басят

Виолончели, контрабасы.
Нисходят гаммы первых струн.
И пиццикато движут альты
К суровым темам древних рун.

Но диалоги групп оркестра
Определяют жизни суть
И между сильных междометий
Звук лиры пробивает путь.

Певучие слышны напевы.
Трезвонят птичьи голоса.
Лад пасторалей кантиленных
Витает в мягких облаках

И прерывается грозою.
Гром барабанов, духовых
Идёт широкою волною,
Сгущает мыслей драматизм,

Минорность тона, настроений.
В полифонизме виден свет.
И в главной партии мгновенно
Он возникает, настаёт,

Но постепенно затухает,
Уходит с перекличкой труб.
И в темноте уже витает.
Недремлющего стража дух.

III. Allegretto grazioso. Соль минор - трио и кода соль мажор
Вальс благородный, грациозный
Меланхолически звучит
И приглашает к танцу просто,
Изяществом манер пленит.

Он в вариациях витает,
Мир раскрывает личных чувств,
На все лады их повторяет,
В усладу добавляя грусть.

Перепевает вальс прилежно
Оркестр. Уводит звук гобой
И интонирует безбрежно,
Неся элегии покой.

За ним звучит богемный танец.
Народный яркий колорит
Своею остротою тянет,
Весельем радостным блестит.

И вновь вальсируют все скрипки.
Спешит напевная волна
В мир благородного артиста,
Переживаний, чувств полна.

И в русле лирики интимной
Звучит трагически оркестр
И открывает тайну зримым
Среди завесу многих лет...

Наивный, безыскусно танец
Врывается, как ураган.
Веселье брызжит, света глянец
Сияет бесшабашно там,

Где прежде грусть-печаль царила
Средь элегичных ясных волн,
К раздумьям в вальсе приводила,
Неся поэзии минор.

IV. Allegro ma non troppo. Соль мажор
Финал стремительный и бурный.
Литавры, барабанный фон...
Звучат взволнованные трубы.
Зовёт призывно к танцу горн.

И из-за такта мелодично
Возносит звук виолончель
Мелодии столь гармоничной,
Что застывает менестрель

И молча слушает красоты,
Идущие напевно вверх.
Прозрачной лирики высоты
Предупреждают труб успех,

Тот, что врывается контрастно.
Бежит стремительный каскад.
И триумфально, громогласно
Меняет тему, ритм и лад

Медь духовых и контрабасы.
Гарцует каждый инструмент,
Звучит торжественно и страстно.
Ликует духовой оркестр.

Мажор сменяется минором.
Меняет свой характер звук.
И в вариациях танцоров
Танцует пылкий, бодрый дух

Оптимистично и радушно.
Жизнь бьёт ликующим ключом.
Не оставляет равнодушных
Оркестра радостный трезвон. 

Каскад аккордов триумфальных
В блестящей коде духовых
Венчает праздник эпохальный,
В котором страстно бьётся жизнь.
 
[1] Симфония N8 (1889) написана в деревне Высокой неподалеку от г. Пржебрама в горах Южной Чехии по случаю избрания А. Дворжака в Чешскую академию наук, литературы и искусств и опубликована в 1890 г. как N4, хотя Дворжак надписал её N7

4.07.2023. Krasnodar
A. Dvo;;k / P. J;rvi. Symphony No. 8 in G Major. Full orchestra. TV Channel “Culture”


Рецензии