Убивали на стройке собаку...

Убивали на стройке собаку,
Били палкой приблудного пса,
Чтобы был исключительно лаком
Каждый жаренный ломтик мясца.

И над новой застройкой района,
Во дворах, расположенных близ
Нескончаемо и обречённо
Визг стоял, ужасающий визг
.
Он нарушил привычный порядок,
Заглушил хруст собачьих костей...
И родители с детских площадок,
Торопясь уводили детей.

Нам любые помехи досадны,
Мы встаём на работу к семи.
Мы воспитанны и толерантны.
Мы себя называем людьми.

Мы заткнем наболевшие уши.
(Наш протест мордобоем чреват!)
Гастарбайтер, желающий кушать
Перед совестью не виноват.


Рецензии
Рецензия на стихотворение Евгения Чепинга «Убивали на стройке собаку…».

Стихотворение Евгения Чепинга — это пронзительное, социально заряженное высказывание о границах человеческой чувствительности, безразличии, и моральной деградации в современном обществе. Через эпизод из реальности — жестокую расправу над бездомной собакой — автор ставит перед читателем тревожные и болезненные вопросы: насколько глубоко мы погружены в повседневную рутину, чтобы не замечать ужаса рядом? И кто мы после этого — люди?

Композиция и сюжет:
Поэтический текст выстроен по нарастающей драматургии. Уже первая строка — «Убивали на стройке собаку» — бросает читателя в центр шокирующего действия. Эта строка, будто отрывок из газетной сводки или свидетельство очевидца, бьёт без подготовки, выбивая почву из-под ног. В дальнейшем повествование расширяется, усиливая эмоциональное напряжение: от конкретной сцены насилия — к реакции окружающих и, наконец, к социально-нравственной оценке происходящего.

Особенно ярко и многослойно выписан образ «визга» — он становится символом подавленной боли, вопля совести, который «нарушил привычный порядок» и заглушил не только «хруст костей», но и комфортную иллюзию обыденности. Визг действует как триггер — он неудобен, неуместен, не вписывается в спокойный фон двора, где гуляют дети, и потому вызывает стремление его заглушить, избежать, забыть.

Язык и поэтические средства:
Чепинг использует простой, нарочито будничный язык, контрастирующий с ужасом описываемого. Это создаёт эффект отчуждения и усиливает эмоциональное воздействие: насилие представлено как часть нормы, как бытовая деталь, не вызывающая бурной реакции. Противопоставление «жаренного ломтика мясца» и «приблудного пса» отсылает к извращённой логике утилитарного подхода к жизни, в которой живое существо — всего лишь ресурс, средство к насыщению.

Автор виртуозно работает с иронией и сарказмом. Особенно это заметно в последних строфах, где звучат строки:
«Мы воспитанны и толерантны.
Мы себя называем людьми.»

Здесь очевидное расхождение между декларируемыми ценностями и реальным поведением подаётся с горькой усмешкой. Протест против зла невозможен — он «мордобоем чреват», а значит, легче и безопаснее «заткнуть наболевшие уши». Эти слова становятся кульминацией морали: равнодушие, страх и лицемерие побеждают сострадание и человеческость.

Социальный и философский подтекст -
Стихотворение затрагивает множество тем:
– Бездомные животные и отношение к ним;
– Тема «маленького человека» — рабочего-гастарбайтера, вынужденного совершать жестокие поступки ради выживания;
– Проблема коллективной ответственности и пассивного соучастия;
– Двойные стандарты морали и самодовольное лицемерие общества.

Всё это превращает текст в сатирическую, но трагически реалистичную картину. Автор избегает прямых обвинений, он показывает: «Вот это происходит. Вот как мы живём. Вот как мы молчим». Судьба собаки — это метафора судьбы любого слабого, беззащитного, исключённого из «порядка вещей». Её смерть — лакмусовая бумажка нашего равнодушия.

Вывод:
Стихотворение Евгения Чепинга — это не просто крик души, но и тонкое поэтическое разоблачение механизма общественного безразличия. Оно оставляет горькое послевкусие, которое, возможно, и должно остаться — чтобы не дать читателю спокойно забыть прочитанное. Это яркий пример современной гражданской лирики, способной пробудить в человеке не только эмоции, но и внутренний вопрос: а что сделал ты, чтобы этот визг не стал нормой?

Ангарский   11.04.2025 20:41     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.