Заметка о стихотворении А. А. Тарковского Просыпае

Просыпается тело,
Напрягается слух.
Ночь дошла до предела,
Крикнул третий петух.

Сел старик на кровати,
Заскрипела кровать.
Было так при Пилате.
Что теперь вспоминать.

И какая досада
Сердце точит с утра?
И на что это надо –
Горевать за Петра?

Кто всего мне дороже,
Всех желаннее мне?
В эту ночь – от кого же
Я отрекся во сне?

Крик идет петушиный
В первой утренней мгле
Через горы-долины
По широкой земле.

Перед нами образец стихотворения, в котором прекрасно выражается стилистика А. Тарковского. Это воплощение его микромира в поэтическом слове.
С первого прочтения стихотворения мы видим отчетливо выраженный евангельский сюжет – отречение апостола Петра от своего Божественного Учителя Иисуса Христа и последующие переживания Петра – его покаяние до конца дней, плач, когда очередной крик петуха воскрешал в памяти тот страшный момент отречения. Так может быть, это стихотворение целиком посвящено апостолу, он – главный герой? Но такую интерпретацию прерывает третье четверостишье:
И какая досада
Сердце точит с утра?
И на что это надо –
Горевать за Петра?

Кто-то «горюет» за поступок Петра – очевидно, что тот, кто по опыту знает непрочность человеческой верности, духовную «шаткость» человека.

Очень интересна структура данного стихотворения. Первое и пятое четверостишья – описательные, в них нельзя определить действующее лицо – апостол ли это, или лирический образ; в них очерчивается канва повествования стихотворения. Вторая и четвертая строфы уже иные. Во второй прослеживается, скорее всего, образ апостола Петра, а в четвертой – лирического героя (или самого поэта). Третья строфа является точкой перехода от одного образа к другому.
Возможно, здесь совмещен евангельский рассказ и собственные переживания поэта, который как бы «примерил» на себя ситуацию апостола Петра в момент ареста Христа. Вопросы, из которых состоит четвертая строфа, мог задать себе как апостол, так и любой человек из многих тысяч поколений: «Кто всего мне дороже,// Всех желаннее мне?// В эту ночь – от кого же// Я отрекся во сне?» Сон здесь можно понять и в буквальном смысле – сновидение во время сна тела, и тогда автор передает в стихотворении сон об отречении Петра и свои переживания по этому поводу, – и сон как символ духовной спячки, от которой происходят падения в грех.
…Вот так может быть насыщено разными смысловыми пластами простое по форме стихотворение…


Рецензии