О поэтах-песенниках - с благодарностью...

О ПОЭТАХ-ПЕСЕННИКАХ – С БЛАГОДАРНОСТЬЮ…
Давно хотелось порассуждать об этом. Сказать слова благодарности, в частности, И. Резнику за его превосходные песни для той же А. Пугачёвой, как и некоторых других исполнителей.
Новым поводом к этому послужила небольшая передача на телеканале «МУЗ ТВ», где немного откровенничала Наташа Королёва. В частности, она рассказала, как создавалась полудетская отличная песня «Маленькая страна».
Оказывается, Игорь Николаев написал музыку, которая, похоже, ему самому очень понравилась, но с текстом к ней он справиться не смог. Не выходило чего-то такого, что обещалось мелодией. И тогда они решили обратиться к Илье (Батьковичу, - не помню отчества поэта, увы!), и тот очень быстро написал те удивительные стихи к песне, которые до их пор с воодушевлением поют молодые поколения, а все прочие – подхватывают и подпевают.
Такими интересными бывают судьбы отдельных песен!
Лично меня Илья Резник удивлял и восхищал каждой почти песней, поскольку писал для очень талантливых певцов и певиц (А. Пугачёва, Н. Королёва, В, Леонтьев, Л. Вайкуле, некоторые другие). Соответственно, и слова (стихи) находил для них очень весомые, точные, очень тонкие, поскольку порой выворачивали всю душу исполнителя (исполнительницы, поскольку это касается, конечно, Аллы Пугачёвой, очень искренней и открытой в своём творчестве).
Известно, что был период размолвки в отношениях этих очень крупных творческих личностей. Резник, кстати, сам как-то рассказал об этом в одной из телепередач. Не помню причину их размолвки тогда, но Резник признался, что именно из-за ссоры с Пугачёвой предложил композитору Р. Паулсу написать что-то для начинающей певицы Лаймы Вайкуле, фактически тем самым открыв ей дорогу на большую сцену эстрады. Сделал стихотворец это-  назло Алле. Так, видимо, их конфликт углубился.
Сказать по правде, в ту пору, прочитав, например, одну очень отрицательную, несправедливую статью об Алле в «Рабочей газете»(!), зная, что такие критические статьи в таких именно газетах бывают «заказными», я недоумевала, кто мог это заказать? Алле там даже дали «кликуху» – по-моему, «Пугало» обозвали её.
Было понятно, что проявлялся какой-то недоброжелатель. Через энное количество лет, услышав по телевидению эти признания Резника о размолвке с Аллой, как мне кажется, я поняла, кто поспособствовал этой публикации (как, может быть, и не только этой), и поняла глубину обиды Аллы на стихотворца, как и уход её в другие творческие «союзы», с  разрывом контактов этого «трио.
Похоже, тогда на неё обиделся и Паулс: вся страна слышала, как он недвусмысленно высказался в какой-то телепередаче: «У Аллы теперь молодёжный период!». (Как знаем теперь, он не ошибся в своей иронии. И его досада была вполне объяснима: представляю, сколько, видимо, вопросов он получал со всех сторон: почему завершилась их творческая дружба с Пугачёвой?)
Помню, прочитав тогда ту клеветническую статью о Пугачёвой (было это примерно в 1978-м или 1979-м году, на пике её славы), я, конечно, поняла, что кто-то скрежещет зубами по поводу её успехов, как и прекрасно понимала, что талант Аллы преодолеет все эти сплетни, глупости, гнусности, зависть, и прочее. Понимала это, т.к. была тогда творчеством Аллы очарована.
Однако, когда я дала прочесть эту статью одной из сотрудниц (дело было в Мелитопольской Центральной библиотеке им. Лермонтова, где я в ту пору работала библиографом, почему эта писулька и не прошла мимо меня – по роду службы я вносила в картотеку наиболее актуальные статьи-заметки из разных газет Союза, потому ежедневно просматривала немало прессы), - так вот моя недальновидная сотрудница (хотя тогда ещё достаточно молодая, годов 28-ми) неожиданно для меня усмехнулась и изрекла: - Ну, всё, теперь Пугачёвой конец!
Мне её мнение, конечно, показалось глупым, я оспорила: - Вряд ли! Такой талант ещё себя проявит! – Естественно, я не ошиблась. Но гаденькое дельце против прекрасной певицы кем-то, всё же, было сделано, и, наверное, не единожды. О ней нередко писали дурь: то о её недовольствах гостиницами, то вместо голоса - оценивали ноги, фигуру, наряды… Ну, дуракам у нас дорога в публичность всегда была приоткрыта, мы это хорошо помним с советских времён…
Из Аллы хотели сделать жертву сплетен, но поклонники по всему Союзу (как и за рубежом, где она неоднократно выступала) отдавали ей дань и почестей, и любви-восхищения, и надежд на новые встречи и новые импульсы таланта.
И она оправдывала эти надежды. Мы знаем, какое количество композиторов и поэтов писали для неё свои песни, как и она сама порой творила в этих ипостасях – автора музыки  и стихотворца. И песни эти были – одна интереснее другой, тонкие, эмоциональные, завораживающие.
Важно, конечно, какая публика тебя слушает, что именно она ценит, и даже понимает в твоём творчестве. Особенно, извините, в тонком творчестве. А таких песен у неё немало – символичных, философских.
Другое дело, что телевизионщики во все времена (кроме ельцинских, возможно) закрывали перед ней большой телеэкран, а в последние лет 15 – 18 вообще перекрыли кислород её (теперь уже прошлому) шикарному творчеству! (Я об этом уже писала не раз в своих статьях об Алле).
Даже её последний превосходнейший концерт в начале двухтысячных (не помню год, не помню уже название её обширной программы в двух частях), – даже этот грандиозный труд «они» (ОНИ! Завистники!) ни разу не повторили по ТВ полностью! (Однажды на первом канале как-то дали с ремейками, всё!)
По чьему-то коварному заказу певицу стали игнорировать на ТВ, негласно вписав её в то, что на Западе уже тогда называли «культурой отмены». Конечно, если ваше творчество нигде не демонстрируют, – массы начинают сомневаться: - а было ли это творчество на самом деле? И это отношение у нас демонстрировали к песням лучшей певицы страны! К песням, которые несли в себе, в том числе, огромный воспитательный элемент: к серьёзным чувствам людей, к культуре общения, к душевному миру женщин, к уважению преданности, верности в любовных связях.
Эти «отрицатели» перечёркивали всё это – и в творческих находках композиторов, поэтов-песенников, а не только самой Пугачёвой, которой временщики-властители, похоже, просто боялись, опасались красоты, которую несла эта женщина в жизнь, тогда как их род деятельности, увы, в этом далеко не преуспевал, да и мало ставил такие цели в своей работе.
Да, в этих заметках я не уделила внимание некоторым другим достойным авторам российской песни, эстрады, очень известным и любимым многими. думаю, это сделаю другие люди и без меня, те, кому по должности это дано: искусствоведы, критики, отдельные телевизионщики. Я же написала, что написалось.
И несмотря на историю распрей между Резником и Пугачёвой, я, как и прежде, во времена премьер песен Аллы на слова этого поэта, с пристрастием отношусь к его песенному искусству. И радуюсь, что у них с Аллой когда-то был этот творческий тандем, который показывал всем в стране силу умного слова в сочетании с красивой музыкой и виртуозным, феноменальным исполнением.
2 июля 2023.
В. Лефтерова


Рецензии