Анатолий Азо и Владимир Высоцкий

                Продолжается действо без нас, продолжается действо,
                Возвращается боль, потому что ей некуда деться,
                Возвращается вечером ветер на круги своя.
                (А. Галич, «Последняя песня»)

    Анатолий Азо (1934–2007), советский и российский актер театра и кино, родился в Ленинграде. У Анатолия Георгиевича – эстонские корни, отсюда и такая фамилия. После окончания Великой Отечественной войны Азо вернулся в родной город из эвакуации и поступил на учебу в ремесленное училище. По его окончании работал токарем на Ленинградском машиностроительном заводе им. Сталина.
    Параллельно с работой парень увлекся театральным искусством и стал играть в Народном театре Дворца культуры в Выборге.
    С 1953 по 56 гг. Анатолий служил в армии. Демобилизовавшись, вернулся на завод. Добился в работе отличных результатов и даже был представлен к званию Героя Социалистического Труда. Но любовь к искусству оказалось сильнее. Азо оставил завод, поступив в ленинградский Театральный институт им. А. Н. Островского (окончил в 1958 году). И продолжал посещать репетиции в Народном театре.
    На одном из его спектаклей Анатолия заметил директор псковского Областного драматического театра им. А. С. Пушкина и пригласил в свою труппу. Не без колебаний он согласился, но, в итоге, не отработал там и сезона. Но еще перед отъездом в Псков Азо прошел пробы и был утвержден на главную роль в картину «Завтрашние заботы» (реж. Г. Аронов, Б. Метальников, «Ленфильм», 1962 г.). Это и сыграло решающую роль в его решении покинуть театр.
    После выхода на экраны фильма Анатолий Азо был принят в ленинградский Театр им. Ленинского комсомола. Отыграв там два сезона, в 1966 году перешел в Театр им. Комиссаржевской, но через пять лет покинул и этот коллектив. Теперь актера неудержимо влекло кино. С 1971 года Анатолий – штатный артист Киностудии «Ленфильм», он работал там 20 лет, до начала 90-х годов.
    Азо много снимался в кино в 1970-80 годы. В свободное от актерской деятельности время Анатолий Георгиевич увлекался изготовлением различных фигур из капа. В 1993 году даже была проведена персональная выставка работ Азо в рамках фестиваля «Звезды-93».
    Проживал актер в Петербурге, в доме недалеко от Киностудии «Ленфильм», на Театральной площади. Последняя роль в кино – в телесериале «Улицы разбитых фонарей – 3» (2007) (всего в фильмографии Азо 46 картин). Скончался Анатолий Георгиевич Азо от инсульта 25 ноября 2007 года. Похоронен на Северном кладбище Петербурга.
    Когда и где состоялось знакомство актеров Владимира Высоцкого и Анатолия Азо? Ответ на этот вопрос пытался получить журналист-высоцковед Владимир Румянцев еще в начале 90-х – в беседе со второй супругой поэта, актрисой и сценаристкой Людмилой Абрамовой. Но та ничего внятного по теме вспомнить и рассказать не смогла. Вот отрывок из их беседы – о съемках Высоцкого и Абрамовой в остросюжетной приключенческой картине режиссера Григория Никулина «713-й просит посадку» («Ленфильм», 1962 г.).
    «– А насчет Анатолия Азо разговор не возникал? Меня интересует: к этому моменту он с Азо уже был знаком лично или нет?
    – Нет, не помню». (В. Румянцев, «Фрагменты беседы с Людмилой Абрамовой (Ленинград, 11 декабря 1990 г.)», «В поисках Высоцкого» (г. Пятигорск), № 25, октябрь 2016 г.)
    Внятный ответ на вопрос о дате и месте знакомства с актером и поэтом дал сам Анатолий Георгиевич в интервью петербургскому журналисту Владимиру Желтову.
    «– Вам приходилось работать с разными режиссерами, у вас были замечательные партнеры! Среди них – Владимир Высоцкий.
    – С Высоцким мы снимались в картине «Плохой хороший человек» («Ленфильм», 1973 г. – А. С.). Режиссер Иосиф Ефимович Хейфиц сказал мне: «Хватит тебе играть всяких негодяев у других режиссеров! Сыграй у меня в чеховской "Дуэли"». Хейфиц снимал на какую-то очень дорогую пленку. Как-то не по своей вине я запорол кадр. Иосиф Ефимович говорит: «Толя, у меня очень дорогая пленка! Я не могу снимать по несколько дублей».
    С Володей Высоцким мы познакомились в гостинице Одесской киностудии («Куряж». – А. С.) за несколько лет до этого. Кира Муратова уговаривала меня на роль в картине «Короткие встречи». Я упорно отказывался – и правильно делал! Роль геолога Максима Высоцкий сыграл так, как мне не сыграть». (В. Желтов, «Под плащом Мельпомены»: интервью с А. Азо, «Смена» (г. Санкт-Петербург), 31 октября 2007 г., глава «Незабываемые поцелуи с Фатеевой».) 
    По поводу фильма Одесской киностудии «Короткие встречи»… «Актер жалел, что отказался от роли геолога Максима в дебютном фильме Киры Муратовой. Режиссер очень хотела, чтобы эту роль сыграл Азо». (Интернет-сайт «Дзен» dzen.ru, страница «Звенимир», 1 декабря 2022 г., «Актер Анатолий Азо. Мужчина-мечта!»)
    Причины отказа Анатолия Георгиевича от роли и съемок – неизвестны. Не стал сниматься у Киры Георгиевны и другой известный артист. «В одной из телепередач Муратова рассказала, что на роль Максима был утвержден Станислав Любшин, но он ушел сниматься в военном сериале режиссера Владимира Басова «Щит и меч» (1968)», – сообщает подробности статья, посвященная истории создания картины «"Короткие встречи" (фильм, 1967)», размещенная в русскоязычной Википедии.
    В итоге роль геолога Максима в фильме сыграл Владимир Высоцкий.
    Картина выпущена в прокат летом 1967 года и, увы, замечена зрителями не была.
    Что касается драмы «Плохой хороший человек», у Владимира Семеновича в ней одна из главных ролей – зоолог Николай Васильевич фон Корен. Анатолий Азо в экранизации чеховской повести сыграл пристава Егора Алексеевича Кириллина.
    Побывавший на съемках картины кинокритик Амаяк Липков делился с читателями своими впечатлениями увиденного: «А этот кадр, некстати отложенный до начала зимы (пусть даже покладистой ялтинской зимы), не дается никак. Вся сцена пикника отснята еще осенью во время экспедиции на Кавказ. Отснято, как деловито орудует у костра усатый добряк доктор Самойленко (Анатолий Папанов), как флиртует с сыном богатого купца Ачмианова (Ашот Меликджанян) невенчанная жена Лаевского (Олег Даль) Надежда Федоровна (Людмила Максакова), как зло рубит хворост для костра зоолог фон Корен (Владимир Высоцкий), словно вкладывая в это занятие всю свою ненависть к «макаке» – Лаевскому, бездельно развалившемуся в пролетке. Но вся сцена не сложится без одного, совсем не главного кадра: без Лаевского, удобно устроившегося на сиденье среди запасенных в дорогу корзин и бутылей. Рядом хлопотливо суетится добродетельная чиновничья чета Битюговых (Андрей Апсолон и Любовь Малиновская), многозначительно перебирает струны гитары пристав Кириллин (Анатолий Азо), а он сидит, уткнувшись в воротник подбородком, равнодушный ко всему творящемуся вокруг. Впрочем, даже несостоявшаяся съемка не оказывается напрасной: пробуются новые варианты, уточняется рисунок сцены, оттачивается ее смысл. И постепенно, от репетиции к репетиции, вроде бы проходной кадр – человек в пролетке – вырастает в обобщающий образ – образ путешественника без лошадей, без направления, без цели…» (А. Липков, «Плохой хороший человек», «Советский экран», № 6, 1973 г.)
    Фильм вышел на экраны в декабре 1973 года и также большого интереса у зрителей не вызвал.
    Кстати, не многие зрители знают, что в картине герой Анатолия Георгиевича говорит чужим голосом: Азо в «Плохом хорошем человеке» переозвучил актер Олег Басилашвили.
    Могли пересечься артисты в исторической картине режиссера Алексея Салтыкова «Емельян Пугачев» («Мосфильм», 1978 г.). Известно, что Владимир Семенович пробовался на роль главного героя (сохранились кинопробы), но в итоге утвержден не был (Пугачева сыграл актер Евгений Матвеев). Анатолию Азо досталась в фильме роль Григория Орлова, генерала-фельдцейхмейстера, фаворита императрицы Екатерины II.


Рецензии