История любви длинною в жизнь!
Ахматова и Модильяни.
ИСТОРИЯ ЛЮБВИ ДЛИННОЮ В ЖИЗНЬ!
Галина Подольская
СОНЕТ
*******
Молчала Анна всяк о жизни личной.
Друзей рассказы проливали свет
На творческую жизнь в среде столичной,
Истории любви, на их сюжет:
«Художник итальянский Модильяни
Ей встретился. Вот парадокс судьбы,
Великой страсти горькие клубы
В Париже разгорались, не в Милане.
Ей двадцать, Амедео двадцать пять,
Впервые в мае встретились в Париже,
Им друг от друга взгляд не оторвать,
С минутой каждой становились ближе.
Она жена, хоть вышла не любя
(Для Гумилёва Анна как дитя).
*******
Но Моди, хоть талантлив, очень беден,
Известен лишь изяществом своим,
С друзьями нараспашку, ликом бледен,
Чувствительностью крайней одержим,
Захваченный парижским вихрем жизни,
Творил он, окрылённый, без конца,
Искал он взлёта, Божьего Венца,
Но всё нашёл он вдруг у самой тризны.
Её в "Ротонде" встретил он, в кафе,
Где собиралась вся тогда богема,
И в знак любви, в знак аутодафе*
Они умчались в мыслях в рай Эдема.
Но Анну Николай приревновал,
А Моди закатил ему скандал**.
*Аутодафе – в буквальном переводе с испанского и португальского языков – «акт веры».
**Гумилев обращался к жене на русском, который окружающие не понимали.
*******
Их страсть была в тот миг неудержимой
И бурной, но не долгою была:
Художник рисовал портрет любимой,
И Анна ему сердце отдала.
Он не похож ни на кого на свете,
Тот голос в памяти и навсегда,
Промчатся чередой своей года,
Но образ Амедео также светел.
Толкнуло что на бурный их роман,
Что притянуло их сердца друг к другу:
Её прекрасный, гибкий, стройный стан,
И нежные, изломанные руки?
Уже "вкусила славы" чуть она,
Известной Анна в Питере была.
*******
В те годы Амедео был безвестным,
Непризнанным, он "славы не вкусил",
Его картины всем не интересны
Хоть в них он вкладывал нимало сил.
Он находился в "странствиях отважных"
И в поисках лишь "самого себя",
Но живопись безмерно полюбя,
Терялся вмиг в рисунках карандашных:
Напишет с упоением портрет
И тут же в злости изорвёт набросок.
При жизни Моди не признает свет,
Со смертью лишь услышан отголосок!
Трещит по швам у Анны хрупкий брак,
У Модильяни в жизни всё не так!
*******
В отъезде Гумилёв и ей не пишет,
Он бредил Африкой, лишь ею жил.
Письмо получит Анна из Парижа:
"Вы наваждение, Вас полюбил!"
Вернулся муж, расстроенная Анна
Ему устроила большой скандал.
Чтоб он надолго впредь не исчезал,
Она в Париж умчалась от "тирана",
Где пробыла три месяца благих.
(Начало краха брака с Николаем
И апогей их с Моди сверх любви,
Их обоюдным и бездонным раем.
Но Амедео в вечной нищете,
Погряз в разврате, пьянстве, наркоте).
*******
Ей что дано увидеть по приезде:
Худое и больное существо,
Беспомощность прослеживалась в жесте
И выражение лица мертво.
Но даже в миг заметно постаревший,
Обросший несуразной бородой,
Хранил он взгляд горящих глаз земной,
В ней бурю страсти проявить сумевший.
Пронзительный, призывный, нежный взгляд,
Её настиг, был для неё он прежний,
Сказал тот взгляд, что несказанно рад,
Что сердце озарит лучом надежды.
Не оторвать взор от его лица.
Хранила Анна встречу до конца!
*******
И в мастерской, заставленной холстами,
Они проводят вместе день деньской,
Карандашом рисует и мазками
Портрет Ахматовой ночной порой.
Ни разу не был хмурым он и пьяным,
Но Анна грустную узнала весть:
Он к ней любовью перестал гореть,
"Натурой обнажённой" стала Анна,
Он с увлеченьем рисовал её,
Но с каждым днём всё больше отдаляясь,
"Циркачкой" звал, "плясуньей" заводной,
Ей посвятить всю жизнь не собираясь.
С ней нравилось по городу бродить,
Ночь на пролёт о чём-то говорить.
*******
Всё чаще Моди исчезал под утро,
Хотелось Анне вечно рядом быть.
Стал дома рисовать, а не с натуры,
Она хотела век его любить.
Слоняясь под окном его бесцельно,
Под дверь бросала кучи алых роз.
Да, Дэдо* умилял порыв до слёз,
Забава обернулась канительной
И очень скоро стала утомлять,
И Анне уезжать приходит время.
Перестаёт всё чаще с ней гулять
Она для Амедео хуже бремя.
Какой короткий, яркий их роман.
Для Анны он – клокочущий вулкан!
*Дэдо – так ласково друзья называли А. Модильяни.
*******
Они расстались просто, по-французски,
Он навсегда ушёл в свой авеню.
Прощаясь с Анной, ей отдал рисунки,
Шестнадцать вечно гениальных "ню".
Вернулся он к своей разгульной жизни,
К богемной, от неё он и умрёт.
О нём лишь помнит ночи на пролёт
Она, добравшись до своей отчизны.
Его признает гениальным свет
Художником великим называя.
Она же им подаренный портрет
От сердца никогда не отрывает.
И только на закате дней своих,
Напишет о глубокой той любви».
*******
Эпилог:
В воспоминаньях Анны скрыта тайна
Тех сказочных, безумных, ярких дней.
Судьба свела совсем их не случайно
В истории талантливых людей.
И после тихого их расставанья
Глубокая тоска в её стихах,
Он имя Анны даже впопыхах
Не назовёт, храня воспоминанья.
Он посветил двенадцать ей картин,
Что в Лувре после смерти выставляли,
Его портрет среди её былин,
В стихах, что посветила Модильяни.
Живёт история любви в веках,
Не передать её в простых словах.
*******
Свидетельство о публикации №123063006706
С уважением и теплом,
Котов Евгений Евгеньевич 15.10.2023 17:18 Заявить о нарушении
Галина Глущенко 2 15.10.2023 22:03 Заявить о нарушении