Люблинская уния

28 июня 1569 года   произошла Люблинская уния - союз между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским, положивший начало Речи Посполитой и началась жесткая  украинизация Руси.
Когда во второй половине 14 – го века в Киевскую Русь пришла Литва, то Гедиминовичам за сто лет едва удалось восстановить жилища в разоренном Киеве и в Подолье, а весь юг Малороссии был владениями Крымского хана.
Но русским, которые не ушли в Залесье или в ту же Литву жилось вполне вольготно если не учитывать постоянные стычки с крымчаками и турками.
До 1569 года в литовских областях, ближайших к дикому полю, не было почти никого, кроме запорожских казаков.
За 10 злотых в год польский король нанимал их на военную службу - охранять от крымских татар всё пространство от Днепра до Днестра. Таких нанятых казаков пограничников набиралось до батальона по современным и назывались они по этому реестровыми казаками.
И вот в 1569 году на Польско-литовском Сейме в Люблине принято решение объединить Литву с Польшей под именем Речи Посполитой под властью одного выборного короля. Литва получала гарантии в Ливонской войне с Иваном Грозным, но при этом должна была отказаться от исключительных прав на земли бывшей Киевской Руси.
Раньше Литва не допускала сюда никаких переселенцев из Польши, теперь всё изменилось. По постановлению польского Сейма «пустыни», лежащие при Днепре должны были заселиться в самый короткий срок, ибо шляхте нужны были новые земли для кормления, и поляки рванули колонизировать Русь и основали тут два воеводства Киевское и Брацлавское (Винницкая область).

Земли польским дворянам раздавались по службе или в мизерную аренду. Местное население никто не спрашивал. В Речи Посполитой на рынках и площадях  зазывали народ осваивать плодородные русские земли, обещая освобождение от всяких податей на срок до 50 лет.
Новые люди приходили и  «украювалы», то есть выкраивали себе участки в областях, по исторической традиции принадлежавших  казакам - православным, русским людям. Эти переселенцы и были первыми украинцами то есть католическими колонизаторами.

Повсюду понасели польские старосты, которые вели себя, как завоеватели. Они смотрели на казаков не как на граждан объединённого Польско-Литовского государства Речь Посполитая, а как на еретиков — схизматическую чернь, которую надо заставить на себя работать или уничтожить. Католики поляки с ненавистью относились к местному православному населению, оправдывая это тем, что русские не правильной веры. Но на самом деле они просто видели в местных источник наживы.

Так даже не богатые русские бояре стали считаться польской шляхтой крепостными крестьянами.
«Ты, литвин, ходишь в ярме от рождения или, как скованная узой кляча, носишь на своем хребте своего господина, а я, поляк, парю, как орел без привязи, на моей прирожденной свободе под моим королем…». Из письма шляхтича Станслава Ожеховского православному шляхтичу.
Крепостное право в РП было самое жестокое в Европе. «Народ жалок и угнетен тяжелым рабством. Ибо любой, располагающий властью, в сопровождении толпы слуг войдя в жилище крестьянина, может безнаказанно творить, что ему угодно, и забирать необходимые в обиходе вещи, съестное и все, что заблагорассудится… Поэтому-то деревни располагаются вдалеке от дорог»: писал барон Сигизмунд Герберштейн — австрийский дипломат.
С Люблинской унии начался путь к краху самой Польши и её дальнейшему разделу


Рецензии