Сомнительные захоронения libretto by daniel london

YIVO Institute A Dying Person A Goyses [Умирающий] First Part of a trilogy PRECARIOUS BURIALS [СОМНИТЕЛЬНЫЕ ЗАХОРОНЕНИЯ ] is presented by
The American Society for Jewish Music
Anti-Social Music
15 West 16th Street New York New York
Composed by Evan Rapport
Libretto by Daniel London

The Writer сидит у конторки, за кулисой в углу, и пишет

Пролог
(The Writer зашагал вперед, держа им сочиненное, непосредственно обращаясь к публике, иногда считывая с бумаги.)
THE WRITER
Позвольте мне опознать себя. Я говорю с вами, во первых, как the writer. Рассказчик этой истории. Скажу прямо, чтоб вы знали – история началась. То, что вы слышите сейчас – это музыка из прошлого. Ее сочинил я, чтобы передать случившееся и намекнуть на то, что могло бы произойти. Вышел я со списком вопросов, а те вызывают много других. Текст меняется, но остается тем же. Я сейчас придумываю повесть, она будет на слуху в будущем. Мне о ней говорили раньше. Тот вариант останется в моей памяти.
Должен сказать...Я этот сюжет не закончу. Оставлю его кому-то еще.

Сцена 1
OLDER
( Старуха уселась в постели, зашивает белый саван, который она время от времени надевает)

Когда-то я была живая, и вскоре я умру. В данный момент я умирающая. Меня уже нет в живых, и пока не мертвая. Я сошью саван, если повезет, и жду шепот в ухо, он скажет: ''Бди! И имей ввиду, ты мертва.“ Сижу и жду, чтобы услышать это, но не услышала до сих пор. Так что жду в напряжении, как покачусь по туннелю и все ужасно заболит. Я доеду куда стремилась, где все хорошо и мертво. Пока я только умираю. Не живая и не мертвая. Пока была живая, мать обучала меня кое-чему. Я умею сеять. Пальцы мои все еще знают what to do. Вот, пока шью саван, на удачу [путешествия.] На безопасный проход.

(The Younger man подходит к Старухе. В руке немного бумаги.)

Молодой
У меня несколько вопросов.
Старуха
На бумаге? Вы их записали?
Молодой
Я бы хотел задать несколько вопросов. В поиске ответов.
Старуха
Я знаю, откуда вы явились. Узнала вас.
Молодой
Вы? Как это?
Старуха
Я поняла. Вы пришли за мной.
Молодой
Я пришел с несколькими вопросами.
Старуха
Я могу отвечать на вопросы только вопросами. Пришло мое время? Вы здесь для сопровождения?
Молодой
Она думает, я пришел с того света. Я бы мог сказать ей правду или заставить ее поверить, что я дух и здесь чтобы направить ее. Должен ли я 'сыграть мертваго' и заставить ее уверовать в то, во что она, видимо, убеждена? Что я некто, узнанный ею. А может, так и есть. Может быть, она права. Может, я тот, кто был когда-то кем-то. Вероятно, она понимает, что я больше, чем я есть. За все то, что я есть или был когда-то. Надо думать, я больше, чем догадываюсь.
Старуха
Я могу отвечать на вопросы только вопросами.
Молодой (решил подыграть)
Я буду назидать за тобой, но мне нужны ответы. Ответы на вопросы, что я задаю письменно. Ответы на заданные мной вопросы, здесь на бумаге.
Старуха
Этот стул стоит неровно. Качается у окна.
Молодой
Стул шатается или пол?
Старуха
Можно поравнять ножки кое-где, если этого хватит.
Молодой
Хотя возможно, пол неровен. Тогда нам пошлифовать ножки стула местами? Чтобы они совпадали с неровностями пола, или как?
Старуха
Да хотя бы и шатался. Будем жить.

Сцена 2
(Молодой человек и Старуха сидят рядом у стола. На той же стороне его. Молодой человек делает заметки по ходу опроса.)
Молодой
Это место было вам знакомо? Оно, одновременно, и близкое и очень далекое?
Старуха
Пытаюсь вспомнить. Где-то холодное, где-то теплей. Один старый, другой новый. Для меня, как минимум. Но, с другой стороны, не такое уж  разное. Бывало холодно, бывало не так холодно.
Молодой
И далекое и близкое? Вот здесь потрогать, и нигде?..
Старуха
Я старалась вспомнить. Если там было, что вспоминать.
Молодой
Они заботились о тебе? Они узнавали тебя? Они называли тебя по имени?
Старуха
Как они меня называли? Там не было ни еды ни семьи.
Молодой
По фамилии? Или каким-то иным образом?
Старуха
Я пытаюсь вспомнить. Я пыталась растолковать вам.
Молодой
Фамилии были приняты, в основном, в официальных записях. Как там в этом случае?
Старуха
Официальные записи. Вот для чего фамилии. Чтобы запомнить места, которые мы должны вспоминать. До их потери или сожжения.
Молодой
Потерянные записи? Официальные документы? Или места потери?
Старуха
Или сожжения.
Молодой
Когда вы думаете туда вернуться? Когда похолодает?
Старуха
Похолодает.
Молодой
В старости?
Старуха
Новое для меня. Но хватит. Закончено и капец. Древний и унизительный. Ни еды ни семьи. Холоднее, чем все иное. Пустыня и мраз. Новое для меня и капец. Я приложусь к ним вскоре.
Вновь. С концами.

Старуха и Молодой
Я не та, кем вами сосчитана. Я только та, о ком вы подумали, о ком догадались. Бог создал нас и мы создали Бога. Бог есть и Бога нет. Я был пирожник. Я был музыкант. Я торговала фруктами. И кепками. Я рожала детей. И хоронила их. Я хоронила родителей, деда и бабку. Я торговал коврами. Переписывал Тору. Был учителем в хедере. Собирал семью на праздники.  Чинила ткани. Была атеисткой. Работала на фабрике. Была избита чуть не до смерти.

Старуха
Это как дырка в башке, ты понял. Память. Дыра в памяти. Там грязь и мусор вкупе с чужим жемчугом. Жратье. Артефакты. Назови, как тебе ясней. Но на самом деле это дырка. Дыра и только. Яма. Отверстие останется таковым, независимо от того, что входит в него или выходит из него, заполнит его, или истечет. Или что в нем осядет. По сути – это полая дыра. Я вышла из щели и вхожу в нее, сама по себе я – щель. И кончу там.

Старуха
И по сей день мне худо, что я не спросила отца: ‘’ А откуда у тебя такое красивое пианино?’’ Он отдал его своей сестре, когда та выходила замуж за мельника.
Молодой
Это кто? Чья сестра?
Старуха
Сестра отца.
Молодой
Как ее звали?
Старуха
Подожди. О, нет. Его звали иначе. Другой человек.
Молодой
Кто?
Старуха
Ага, я помню соседа. Я помню любовь.
Молодой
Ты была влюблена?

Старуха
Как-то я в фургоне, идущем в город. Лошадь и повозка. Отец, мать, брат и сестра. Фургон шел всю ночь. Здешние дороги ничего, но слякоть и камни. Вижу там фонари на улице. Я их никогда раньше не видела. И вспоминаю я прогулку с отцом и матерью. Мы гуляем по улицам, люди впереди и сзади нас. Все гуляют, а улицы освещены. Я это никогда не видела раньше.
Правдивая история, поведанная как перед Богом. Это все, что я помню на случай.

Молодой
Ну а что ваш дедушка?
Старуха
Он ушел от нас ко времени уезда.
Молодой
Происхождение которого из-------?
Старуха
Знаю, что мать была одной из 14 детей.
Молодой
Родители были религиозные? Вперед.
Старуха
Совсем нет. Потому что, да, мать старалась. Но было трудно. Ну, соблюдали Шаббес. Не помню, чтобы я ходила в шул ребенком.
Молодой
Сколько вы прожили в городке?
Старуха
Три года.

Молодой
Какие мидраши ты знаешь?
Старуха
Историю о том как душа входит в тело.
Молодой
Какие мидраши тебе запомнились?
Старуха
Я могу вспомнить о том, как исчезло мертвое тело, оставленное в одиночестве на ночь.
Молодой
Какой веры ты держишься?
Старуха
Держишься чем? Руками?
Молодой
Ну, держись. Внутри себя.
Старуха
Внутри я держусь, но не руками за принятые веры. Были те, кто обмывали мертвых, те, кто хоронили их. Те, что скорбели и те, что плакали. И те, что хвалили мертвецов. Те, что помнили, и те, что забывали. Но никто их толком не знал живыми. Живые строят догадки и делают что могут. Я создаю свой собственный саван. Я его придерживаю руками.

Scene 3
(The Writer пошел вперед, Молодой человек и Старуха сняли стол и стулья, уходят.)

The Writer/Молодой/Старуха
Нам известны имена, даты и места. Мы знаем о рождениях и смертях. Мы имеем документы. У нас есть могилы. Но мы не доверяем могильным камням. Кладбища не в безопасности.

Наши трупы... они оголены… погребены в грязи. Даже в нечистотах. Мертвые и ушедшие и похороненные. Покрытые землей, они приходят за нами.

Какие вопросы должны мы задать, если ответов нет? Какие вопросы приблизят нас к ним (хотя мы знаем, воздаяния не будет)? Музыка звучит и длится pro tem. Она в какой-то момент уймется.

Нам известны имена, даты и положения.  Мы знаем о рождениях и смертях. Мы имеем документы. У нас есть могилы. Но мы не доверяем могильным камням. Кладбища под угрозой. Нам известны имена, даты и места. Мы знаем о рождениях и смертях. Мы имеем документы. У нас есть могилы. Но мы не доверяем надгробиям. Кладбища под угрозой.

(Молодой человек и Старуха удаляются вновь, оставляя The Writer как бы вначале оперы.)
The Writer
У нас могилы на кладбищах. А кладбища под угрозой. У нас могилы на кладбищах. А кладбища под угрозой. У нас могилы на кладбищах, а кладбища под угрозой. Могилы, могилы на кладбищах, могилы. Как нам не забыть то, что не может быть до конца познано?

Остановись на мгновенье  и вслушайся в музыку. Не хорошо выключать музыку сейчас, хотя слова кончаются. Хотя вопросов стало еще больше.
 06/25/2023 the end of translation
 





 




 



 






 


 



 
 


Рецензии