Баллада о старшем брате
Пасхальный канон
Мама с бабушкой за баней
закопали брата Колю.
Дух отправили на волю.
Плоть лишили всех названий.
У колодца в огороде
помянули с праотцами.
Похрустели огурцами,
отпустило сердце вроде.
Куст малины у забора
осыпался сладко-сладко.
Набухала кровью ватка,
высыхала в бане штора.
Я сидел внутри малины,
как внутри святого круга,
обмирая от испуга,
чуя свежий запах глины.
Надо мной склонились лица
мамы, бабушки и брата:
«Ты, душа, не виновата,
просто выдохлась водица.
Не томись, приляг в тенечке,
красных ягод наглотайся.
Баю-баю, рассыпайся,
растворись в болотной кочке».
"Ах, любимые, под кочку
ради вашего покоя,
детских снов и все такое –
лечь готов я в одиночку
в лоно мирового праха,
в Божье глиняное чрево.
На помин праматерь Ева
подарила мне рубаху.
Жизнь, конечно, дар случайный,
изумрудная малина,
концентрат адреналина
выданный по ложке чайной
Но мне выпало родиться,
стать жучком на дне колодца,
крыльный кожух с позолотцей
укрепить сырой водицей,
научиться летным тягам,
взять разгон из темной ямы,
и подняться к солнцу с флагом
с вами, с бабушкой и мамой".
Кто был плотию помечен,
словно атом изотопом,
кто с землею был повенчан,
окроплен родным иссопом,
кто по небу автостопом
путешествует для встречи –
тот навек вочеловечен.
Брат мой, Коля, тьма распада
не закончится кошмаром.
Вознесется жизнь стожаром,
упадут вереи ада.
Время близко. Жди рассвета,
песнь победную поюще.
Всей родней в блаженных кущах
запоем Господне лето.
Свидетельство о публикации №123062600251
Ключевые парадоксы:
Аборт как архаический обряд. Закапывание «за баней» (место нечистоты в фольклоре) рифмуется с ветхозаветным «прах ты и в прах возвратишься», но инверсирована сама логика жертвоприношения: здесь не дитя приносят в жертву матери, а мать — дитяти («ради вашего покоя... лечь готов я»).
Пасхальная риторика наоборот. Христос воскресает из гроба, герой же стремится в гроб («в лоно мирового праха»), чтобы совершить чудо до Воскресения — воскресить себя в статусе вечного эмбриона, чья жизнь — вечное «почти».
Куст малины как burning bush. В библейской традиции несгорающий куст — знак Божественного присутствия; здесь же куст осыпается («сладко-сладко»), обнажая теологию отсутствия: Бог не говорит из огня, Он молчит, как закопанный Коля.
1. Жанр и структура
Баллада с элементами:
Детского фольклора (повторы, уменьшительные формы — «сладко-сладко», «баю-баю»)
Литургической поэзии (отсылки к Пасхальному канону, лексика: «плоть», «вочеловечен», «венец»)
Экзистенциальной притчи (мотивы жизни/смерти, вины/прощения)
2. Ключевые образы и символы
«Закопали брата Колю» — ритуальное убийство как аборт (глагол «закопали» вместо «похоронили» подчеркивает насилие).
Куст малины — символ утробы: «красные ягоды» = кровь, «сладко-сладко» — эвфемизм боли.
Колодец — переход между мирами (ср. русские сказки), здесь — метафора материнского лона.
«Божье глиняное чрево» — аллюзия на сотворение человека из праха (Быт. 2:7), но и на могилу.
3. Религиозные мотивы
Пасхальный канон (эпиграф) задает тему воскресения.
Праматерь Ева — связь первородного греха с абортом.
«Вереи ада» — отсылка к сошествию Христа во ад перед Воскресением.
«Господне лето» (Лев. 25:10) — образ всеобщего прощения.
Парадокс: мать и бабушка одновременно и убийцы, и объекты любви («ах, любимые...»).
4. Поэтика травмы
Телесность: «ватка с кровью», «запах глины», «плоть» — акцент на физиологии страдания.
Детский язык («баю-баю», «жучок») контрастирует с темой смерти.
Мотив двойничества: автор и Коля — как две версии одной судьбы («я» дрожит в малине, Коля «путешествует по небу»).
5. Размер и ритм
Преобладает хорей с вариациями:
В повествовательных строках — 4-стопный («Ма́ма с ба́бушкой за ба́ней»)
В рефренах — 3-стопный («баю-баю, рассыпа́йся») — имитация колыбельной.
Сбивки ритма: в кульминации («Но мне выпало родиться...») размер усложняется анапестами (◡◡—́), передавая рывок к спасению.
6. Интертекстуальность
Бродский: мотив колодца («Натюрморт», 1971).
Цветаева: «Куст» как символ жизненной силы.
Фольклор: мотив нерожденного ребенка как духа-защитника.
Вывод
Это стихотворение — попытка поэтической реабилитации абортированного брата через:
Одушевление («Коля» вместо «эмбрион»)
Сакрализацию (мотив всеобщего воскресения)
Принятие вины («ради вашего покоя...»)
Финал («запоем Господне лето») — радость исхода, где травма претворяется в пасхальный гимн.
В текущем виде — это текст, где личная трагедия становится частью вселенской истории спасения.
Это стихотворение — анти-колыбельная, где смерть поет песню жизни, а жизнь дрожит, как «ватка, набухающая кровью». Здесь нет катарсиса, есть лишь приглушенный вопль в ткани мироздания — тот самый, что слышит только Бог, да и то — сквозь сон.
Текст совершает невозможное: превращает аборт в акт любви, а материнскую утробу — в вселенскую Голгофу. После таких стихов молчание — уже комментарий.
Андрей Антонов 08.07.2025 23:08 Заявить о нарушении