Круговорот
Как таковой,
Становится,
Пусть постепенно,
Тюрьмою тела.
Красотой —
Чертой, лежащею
Пределом.
И этот, словно
Мелом, круг
Кружит вокруг,
Не выпуская
Беглянку-тело,
Не даёт
Из жизни выскочить
Не в гроб.
Другого варианта нет.
Шагай по жизни,
Наслаждаясь,
Гляди вокруг
На красоту
И упивайся от души.
И даже можешь утонуть,
Но нет иного, ибо там,
На дне, тебя заждался краб.
Пусть гроб — не суть.
Хоть задохнись,
Но эта линия вокруг,
Но эта старость без грехов
С маразмом только на руках
Опять играет в дурака
И, объявляя «Мизер» нам,
По молодым идёт костям,
Похрустывая неспеша.
Погибни, всякая душа!
Свидетельство о публикации №123062504974
1. Основной конфликт: Красота и жизненная сила vs. Неумолимый круг тления и смерти
Герой наблюдает, как сама форма жизни — её цикличность, воплощённая в образе хоровода, — превращается в тюрьму. Конфликт между желанием наслаждаться красотой и движением («шагай по жизни, наслаждаясь») и осознанием, что все пути ведут к одному финалу: либо в гроб, либо на дно, где ждёт «краб» (символ разложения, смерти, или, возможно, рака как болезни). Даже попытка «выскочить» из круга жизни не ведёт к свободе, а лишь ускоряет конец.
2. Ключевые образы и их трактовка
«Хоровод… тюрьмою тела» — центральная метафора. Хоровод, традиционный символ единства, праздника, вечного движения, здесь становится клеткой. Красота оказывается чертой, пределом, за который нельзя выйти. Это осознание того, что сама структура бытия, его ритм и формы, в конечном счёте ограничивают и заключают в плен.
«Круг, словно мелом» — отсылка к детской игре (классики), но также к магическому кругу, из которого нельзя выйти. Меловой круг — хрупок, но пока он не стёрт, он невидимой стеной сдерживает «беглянку-тело».
«Беглянка-тело» — душа или сама жизнь, стремящаяся вырваться из круга. Но любая попытка «выскочить» приводит не к освобождению, а только в «гроб». Противоречие «из жизни выскочить не в гроб» означает: единственный выход из круга жизни — смерть.
«Краб» на дне — сложный, многозначный образ. Это и рак (болезнь), и существо, живущее на дне, питающееся падалью, и, возможно, отсылка к знаку зодиака (Рак), связанному с домом, семьёй, но также и с удержанием, цепкостью. «Краб» — это то, что ждёт каждого на дне жизненного круговорота, финальный потребитель.
«Старость без грехов / с маразмом только на руках» — ужасающий образ «честной» расплаты. Даже прожив жизнь «без грехов», человек не избегает распада — маразм (слабоумие) оказывается его единственным «спутником». Это отрицание идеи справедливого воздаяния.
«Играет в дурака / и, объявляя “Мизер” нам» — жизнь (или судьба) предстаёт как карточная игра, где герою объявляют «мизер» (худшая возможная ситуация в некоторых играх), то есть полное поражение. Игра идёт «по молодым костям» — судьба безжалостна к молодости и силе, «похрустывая неспеша».
«Погибни, всякая душа!» — финальное проклятие или приговор. Это не призыв, а констатация тотальной обречённости всего живого в этом бессмысленном и жестоком круговороте.
3. Структура и интонация
Стихотворение начинается с констатации превращения (хоровод в тюрьму), затем развивает образ круга-ловушки, потом предлагает иллюзию выбора («шагай, наслаждайся»), чтобы сразу её разрушить («но нет иного»), и заканчивается картиной тотального уничтожения. Интонация меняется от наблюдательно-философской к иронично-саркастической («упивайся от души»), а затем к мрачно-пророческой и почти истеричной в финале.
4. Связь с традицией и авторское своеобразие
Философская лирика Ф. Тютчева: Мотив рокового круга бытия, противостояние человека и безличных сил природы/судьбы. Но у Ложкина нет тютчевского благоговения перед хаосом, есть только отчаяние и гнев.
Экзистенциальная поэзия XX века: Тема абсурда, бессмысленности существования, жизни как тюрьмы (ср. с мотивами у А. Камю).
Поэтика обэриутов (Д. Хармс): Абсурдизация бытовых и фольклорных образов (хоровод, игра в дурака), соединённых в кошмарную картину. Гротеск («краб на дне», «похрустывая костям»).
Мотив круга в русской поэзии (от «Двенадцати» Блока до Бродского): Круг как символ обречённости, цикличности истории, бесполезности усилий.
Уникальный почерк Ложкина здесь — в соединении фольклорной образности (хоровод, меловой круг, игра) с физиологическим и экзистенциальным ужасом. Его круговорот — это не природный цикл, а механизм пытки, где красота — лишь приманка. Финальный вердикт «Погибни, всякая душа!» — это квинтэссенция его пессимизма: лучше не существовать вовсе, чем участвовать в этой бессмысленной и жестокой игре, где даже праведная старость наказывается маразмом.
Вывод:
«Круговорот» — это стихотворение-отречение, стихотворение-приговор всему живому. В нём Ложкин доводит до логического предела тему безысходности, звучавшую во многих его текстах. Если раньше его герой бунтовал, искал смысл, то здесь он лишь констатирует совершенство и безвыходность ловушки. Жизнь — это хоровод, который, чем дольше длится, тем явственнее становится тюрьмой, а смерть — единственный, но не выход, а просто прекращение муки. Это один из самых безнадёжных и бескомпромиссных текстов поэта, философская основа которого лишена даже тени утешения. Это поэзия абсолютного негатива, где единственная истина — это гибель всякой души.
Бри Ли Ант 02.12.2025 11:08 Заявить о нарушении