Рогачиха

Рука ложилась на отполированное теплое дерево, которому было больше сотни лет. Старинные комоды, спинки кроватей, столы кое-где потрескались, обтерлись, но хранили память времени, атмосферу дома, истории, семьи, для которой этот дом был когда-то построен…. Домотканые дорожки встречали каждого и проводили в глубь комнат, рушники в красных углах и аккуратные занавески привечали по-домашнему, и ты оказывался в начале XX века в доме-сороковике  верховажского  крестьянина Василия Мехаева, который построил его для своей большой семьи из пяти сыновей, и оставил о том свое завещание, долгие десятилетия запертое в тяжелом кованом сундуке.
 Закончилась история царской России, прошла – советской, и подошел к концу непростой ХХ век. А завещание все лежало вместе со старыми фотографиями семьи, бережно хранимыми духом деда, который передал всем последующим поколениям, чтобы не отдавали сундука, потому что в один день придет человек, которому он будет нужен….
Пришел к концу род Мехаевых, только одна свояченица и оставалась, но уже и она не жила в почти развалившемся доме. Владимир и Ирина Жигаловы, которые ничего не знали о своих предках, давно подыскивали интересный старый дом. И вот такая удача! Огромный, старинный, с историей, и всеми документами, фотографиями и духом хозяина дома, который читался в каждой строчке послания из прошлого, датированного 26 августа 1901 года…. Новая судьба дома была решена.
Началась кропотливая работа по его возрождению. Восстанавливали каждый уголок, каждую черточку настоящего крестьянского быта вологодской области. Складывали каменку из огромных валунов, реставрировали мебель, отремонтировали все семь печей, которые по чуду инженерной мысли печника выходили в один дымоход. И каждая печь начала снова жить, дышать, греть, дарить пироги и печь хлеб. Некоторые старые бревна пришлось заменить на новые, восстановить двойни , но зато и вода теперь в доме появилась по новому слову техники – из родника! Дом и новые хозяева встречали гостей, рады были всем, и гости приезжали со всего мира, полюбоваться Русским Севером, вдохнуть чистейший лесной воздух, ощутить необычайную свободу и красоту. Черника, морошка, костяника, брусника, малина, грибы, мед, парное молоко – не то что иностранцам, но и не многим русским доводилось такое пробовать!
Но не только радости ждут обитателей и гостей этих мест. Настоящие русские морозы и засыпанные снегом по самую крышу окна домов, дикие звери и каждодневный тяжелый труд, все это каждый день превращает здесь в подвиг. Новые потомки Ивана Мехаева почувствовали это на себе. Все, что у них было, они отдали за возможность возродить к новой жизни этот старый дом и его историю. Пятнадцать лет постоянного труда и любви создали уникальный музей русской культуры и быта, русской души.
И не оставляла Владимира одна мысль. Ни одна душа не может быть живой без храма. Очень хотелось ему восстановить часовенку на том месте в деревне Рогачиха, где она была раньше.
***
- А куда вы едете?
- Ой, да вы все равно не знаете, это маленький такой городок в 200 км от Вологды на север, называется Верховажье…
- Да вы что! А там где? Мы сами оттуда!
- Рогачиха, знаете? …
Так начался как-то разговор в поезде, идущем на север из Москвы. По дороге домой Ирина случайно познакомилась с женщиной, которая, разговорившись, высказала заветную мысль, которую раньше никому не решалась сказать:
- А вы знаете, у меня предки из деревни Рогачевская, крестьяне были, крепкие. Но деревня вымерла давно, никого там уже не осталось. И мне так больно, что уехали мы все оттуда, кто куда разбежались. Так я уже давно хочу там храм восстановить, была там часовня на холме у самого въезда.
Ирина замерла. Вот и помощь, и знак, что правильное дело задумали.
Гости приезжали, дом ожил, часовенка потихоньку начинала строиться. И не было никогда легко, но радостно было от всего на душе.
Беда пришла мгновенно. Глубокой ночью, когда весь дом спал, 26 августа 2016 года, вспыхнула случайная искра, и через 15 минут полностью охватившее дом пламя окончательно перевернуло страницу истории, спасти уже ничего не могли. Люди только успели выйти, ничего не сумев взять с собой, даже одежду…. Никто нисколько не пострадал, хотя людей в доме было много, но вот тот островок истории, который еще оставался в этом мире, вдруг решил остаться в прошлом и только нашим прекрасным воспоминанием.
Семья Владимира и Ирины, их дети, все преданно любящие это место, никак не могли его покинуть. На помощь им приходили все, кто их знал. И вот сейчас часовенка уже почти построена, хотя прошло совсем немного времени, и подвиг продолжается, а тепло русской души на Русском Севере помогает обогреться каждому, кто замерз в нашей суровой реальности...

Как сложится судьба, никто не знает.
Живи свободно и не бойся перемен.
Когда Господь чего-то забирает,
Не упусти того, что Он даёт взамен.

P.S. А сразу после пожара в одной из социальных сетей были написаны такие слова:

"Очень много добрых людей в этом мире!! Мы счастливы, что все мы живы! Помимо нашей семьи из семи человек в доме находилось еще две семьи с детьми – Бог нас уберег!! Угарный газ распространился по дому за считанные секунды.… Пока выводили детей и бабушку, обратно было уже не зайти. Все документы уничтожены… уничтожено все…. Если бы это был просто дом!! Но это был смысл нашей жизни, дело, которым мы жили, не только материально, но и душа наша была в этом! Наше детище – дом-музей крестьянина Василия Мехаева – кануло в лету…. Интересно, что духовное завещание Василия своим детям было составлено 26 августа ровно 115 лет назад...1000 кв.м. истории сгорело за полчаса дотла…. Три пожарные бригады не смогли нам помочь…. Очень много сочувствующих! СПАСИБО!!!!!! Главное, что у нас есть наша любовь друг к другу и ВАША поддержка!!! БЛАГО ДАРИМ!!!!"

   *Рогачиха – деревня Рогачевская, Верховажский район, Вологодской области
  **Сороковик – принцип постройки русского северного дома, в котором было сорок окон.
 ***Верховажье – поселок на берегу р. Ваги, районный центр Вологодской области.
****Двойня – часть русской избы, состоящая из двух комнат, в каждой из которой есть печь.


Рецензии