Странное намерение

Значение глагола "мерять" в целом понятно. Фактически "мерять" – сравнивать одно с другим, как правило, с каким-то эталонным образцом. "Мерять саженью, аршином, линейкой, рулеткой и пр. Можно мерять не только линейные размеры, но и площадь, объем, вес, время и т.д. В любом случае имеется некая установленная мера (мерка), с которой сравнивается испытуемый образец.

И слова, образованные от этого корня, в большинстве своем лежат в этом семантическом поле: "измерение", "размер", "мерило", "примерка", "по мере", "в меру", "соразмерный", "умеренный", "равномерный", "безмерный". Даже такое абстрактное понятие, как "мера наказания", понятно. Провинность по неким критериям соизмеряется с воздаянием.  За серьёзные преступления и ответственность строже.

Но у этого корня были и остаются и другие значения. Например, когда нужно принять необходимые меры, или кто-то имеет намерение сделать что-либо. В этих случаях нет соизмерения как сравнения. В первом случае "мера" – это средство, а во втором "намерение" – цель. "Намереваюсь" – нацеливаюсь на что-то, хочу что-то сделать. "Намеренно" – умышленно. Какова в этих случаях связь с "примеркой"? Мне кажется, что, хоть и в малой степени, но она есть.

Когда человек имеет какое-то намерение, он примеряет в уме: «смогу – не смогу», иными словами, соизмеряет требуемые затраты со своими возможностями, своими силами. В целом "намерение" – побуждение сделать что-либо. "Благие намерения", "великие намерения", "злонамеренный" и пр. Мера как цель отразилась в старинном слове "примера" – «прицел», "примеряюсь" – «прицеливаюсь».

Такие же непрочные отношения у "меры" и слов "пример", "примерный", "примерно". Первоначально "пример" – это тот же образец для сравнения. "Он служит нам примером", "пионер – всем детям пример". Отсюда – "примерный ученик", "примерное поведение" и пр. Но вот "пример" в математике. Что здесь "примеряется"? Скорее всего, это некий частный случай для сравнения с общим правилом. Сначала в учебнике объясняется общая теоретическая основа какой-либо математической операции, а затем даются частные случаи для проверки, насколько ученик понял материал. То есть он должен опробовать, «примерить» свои знания на предлагаемых примерах.

Примерно так. Кстати, наречие "примерно" гораздо ближе к "примерке". Мы сравниваем две величины, соотносим два понятия, как бы примериваем одно к другому и делаем вывод: они отличаются незначительно. "Примерно в половине второго", "примерно десять сантиметров" и пр.


Рецензии