У берёзки
Можно прикоснусь?
Ветки распустила, ты.
Тихо помолюсь...
Ты - ровесница моя,
Полвека росла,
Свои ветки распускала,
А я - жизнь прошла...
Сколько мощи, силушки
Чувствую в тебе!
У ствола я постою -
И возьму себе...
Благодарна я берёзке
За уединение...
Настроение подняла -
Это без сомнения!
18.06.23г. Москва,
Парк "Сокольники".
Свидетельство о публикации №123061900411
1. Общая информация и жанр
Стихотворение «У берёзки» написано 18 июня 2023 года. Место написания — г.Москва, парк «Сокольники» Это произведение можно отнести к интимной лирике, поскольку основной темой являются личные чувства и внутренние переживания лирического субъекта.
2. Тематика и идея
Главная тема стихотворения — единение человека с природой, взаимодействие личности с природным миром, обретение душевного равновесия и восстановления жизненных сил посредством контакта с живым существом — деревом. Главная идея — способность природы исцелять душу, давать человеку новые жизненные силы и поддерживать внутреннее спокойствие.
3. Образы и символы
- Березка: центральный образ стихотворения, олицетворяющий природу, силу, красоту и гармонию. Березка выступает символом связи человека с землей, корнями, истоком жизни.
- Время: березка символизирует продолжительность жизни, ведь она выросла за полвека, тогда как жизнь человека течет быстрее. Береза становится символом стабильности и постоянства.
- Прикосновение: жест физического взаимодействия с природой, акт сближения, единства с живой силой земли.
- Моление: обращение к природе, благодарность за дар энергии и успокоения.
4. Художественные средства
- Обращение: прямое обращение к березе («Ой, берёзонька моя, / Можно прикоснусь?»).
- Ассонанс: звуковое сходство слов, создающее певучесть и музыкальность («Ой, берёзонька моя», «Ветки распустила, ты»).
- Эпитеты: прилагательные, подчеркивающие характеристики предмета («берёзонька», «ветки распустила», «силушка», «уединение»).
- Метафора: сравнение дерева с человеком («ровесница моя», «полвека росла»).
- Параллелизм: параллель между жизнью человека и ростом дерева («А я — жизнь прошла»).
5. Композиция
Стихотворение имеет простую, линейную композицию. Начало представлено вопросом и просьбой к березе, далее идет рассказ о жизненном опыте и сравнении себя с деревом, затем — описание ощущения близости и благодарности. Последняя строка подводит итог, подтверждая благотворное влияние природы на психоэмоциональное состояние.
6. Структура и форма
- Размер: двустопный хорей, легкий и приятный для слуха.
- Рифма: перекрестная (АБАБ).
- Интонация: мягкая, задумчивая, доверительная.
7. Личное отношение автора
Автор выражает личную привязанность к природе, находит утешение и поддержку в контакте с березкой. Ее речь проникнута теплотой и благодарностью, она чувствует взаимное притяжение и поддержку, которую дарит дерево.
8. Интертекстуальные связи
Можно отметить ассоциативную связь с русской народной культурой, где береза является традиционным символом чистоты, женственности и красоты. Возможно, здесь проявляется культурная традиция русских песен и стихов, воспевающих березу.
9. Современность и актуальность
Несмотря на небольшую длину и простоту стиля, стихотворение прекрасно вписывается в современный контекст. Вопрос экологии, экологического сознания и потребности человека в восстановлении связи с природой остается актуальным в XXI веке. Таким образом, стихотворение предлагает современное прочтение традиционного русского пейзажа и природы.
10. Индивидуальное творческое своеобразие
Предпочитаю легкие, музыкальные размеры, сохраняя тесную связь с народным творчеством. Лирика строится на простых образах, близких русскому менталитету, однако глубина ощущений и эмоциональная точность позволяют читать стих как образец современной интимной лирики.
Заключение
Стихотворение «У берёзки» — сочетание традиций русской литературы и актуальной проблематики современной жизни. Оно привлекает внимание глубиной чувств, точностью образов и легкостью подачи материала. Эта маленькая картина парка становится окном в большую реальность отношений человека и природы, открывая пространство для размышлений и эмоционального отклика.
Ольга Сухая 23.04.2025 23:31 Заявить о нарушении