Поэзия, открытая на кончике пера - 11 687

Поэзия, открытая на кончике пера
Заметки о Поэзии Очаровния и Неопределённости
11:33
Публикация номер - 11 687

Если вкжливо обойти тех счастливых стиховторцев, которые напрямую записывают стихи с неба, включая запятые и опечатки, нам, остальным смертным поэтам, достаётся каторга поиска от вдохновения до редактора с корректором, и этот тяжкий труд приходится проходить порой без словарей рифм и прочих справочников - есть даже "голые экспромтёры", которые сокращают многие "углы" сочинительства, порой блестяще, так что у особо недоверчивых коллег и читателей (кроме критиков) возникают справедливые подозрения, что тут не обходится без тайного списывания текстов непосредственно с небес.
Но, всё-таки, мы очень нередко сталкиваемся с тем, что складывание стихов происходит у авторов не без работы, и потому вполне можно всех "поднебесников" оставить для досужих разговоров в салонах эзотериков и экстрасенсов, а остальным может оказаться не только интересным, но и полезным делиться мнениями о пахоте в том соре, на который кивала цветаева, да и некоторые ещё великие поэты, которые уж точно не обходились ни без каторжной работы, ни без небесных вдохновений.

Вдохновение вряд ли есть состояние, одинаковое для многих, но можно подозревать, что до странности сходство наших общечеловеческих чувств и состояний, настроений и размышлений и вдохновения нам приносит с некоторым сходством даже у стихотворцев разного "калибра", от тех, чьи тексты поражают мастерством, техникой, до наивных и малограмотных авторов, очень часто складывающих стихи настолько слабые, что их хвалить можно лишь с усилием даже при самом искреннем сочувствие к автору и теме.

При некотором обобщении можно предполагать, что для стихотворца, имеющего более-менее опыт, вдохновение означает некоторый часто очень скрытый от самого себя настрой выразить чувства, вполне неопределённые, смутные, - в быту люди имеют потребность к выражению чувств, как правило, в общении - даже проявление чувств скрытное есть просто латентная форма, - поэт здесь имеет определённую структуру психики и личности, обращаясь не только к конкретным лицам, собеседникам и публике, но и, через самого себя, как контрличности, к некоему человеку, не вообще, а находящемуся  в каждом человеке, и, потому, ко всем, через некоторых, способных воспринимать такие "абстрактные и отвлечённые" обращения.

это условие вдохновения подобно роду неопределённых эмоций, испытываемых человеком при неопределённых ситуациях, нередко, связанное с памятью о чём-то важном человечески, у стихотворца есть внутренняя потребность, и собственно вдохновением мы называем лишь проявление в некотором чувстве, состояние, поводом для которого становятся на вид вещи случайные - звуки, обрывки слов и фраз, картины и картинки, музыка, влечения - всего не перечислить в принципе - и, при сходстве реакции стихотворца на этот повод, при наличие или отсутствие возможности реализовать в сложении некоторого текста, совсем не готового даже по цели, когда поэт либо жертвует вдохновением, либо жертвует тем, что ему препятствует, нередко рискуя многим, - наконец, если взять случай, когда вдохновение не теряется и стихотворец может довести сложение текста до некоторой готовности, однако, часто не полной, подлежащей уточнению не просто по грамматике, но даже по эмоциональности и смыслу, стихотворец проходит путь складывания слов в фразы, двигаясь по некоторой линии описания сюжета, если под сюжетом понимать не только движение образов, но и смену декораций, и тут мы вполне можем предположить в общем важное противоречие между таким конструированием и сверкой соответствия изначальному чувству, мы видим, как задача точного отражения чувства сталкивается с невозможностью даже подходящие фрагменты фраз оставить без подгонки по ритму, а уж ещё более сложной задачей часто становится поиск рифмы, нередко у простых поэтов ставимое во главу угла, как исключительное средство превращения текста в стих  вместо того, чтобы вопреки этому не заботиться о точном соответствие чувству.

иногда автор печалится, что текст груб, иногда печалится, что получается совсем о другом, но редко понимает, что даже поиск подходящих выражений вариативен, его исходное чувство не однозначно,

принципиально НЕОПРЕДЕЛЁННО,

само поэтическое есть поиск, езда в неведомое, и подбор рифм и слогов лишь часть самообмана, поиск "костылей", недоверие к изначальному чувству, предрассудок, что некие конкретные детали повода для вдохновения есть опоры, так как собственно чувство невербально, оно лишь обозначается некоторым словом - почему авторы соблазняются не выражать чувства, а их назвать, слова любовь, печаль и тп вместо того, чтобы текстом раскрываться, просто толкают слушателя к его внутреннему тезаурусу и эмотивному личному опыту и опыту чтения классический поэзии.

пожалуй,

поэзия НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ

не измышляет оправдания для нарушения канонов стихосложения, что прежде приходилось всем новаторам делать, стремясь преодолевать пороки тупиковых канонизаций не поэтического, а лишь формального, будто поэтическое есть непостижимое, а потому подражания и следование правилам и канонам и обеспечивает создание поэтического, что не замечается, как обесценивание творчества как сотворения нового в материале старого - слов и чувств.

мы все создаём непонятное, и разница между теми, кто пишет абсурдно и абстрактно, и теми, кто пишет грамотно, лишь в мере осознания пределов, границ - категория неопределённости не только имеет обыденное значение "что-то неизвестно что" но и гегелевское выхождение за пределы, от известного к новому, и если читатель в массе ценит именно простое ему повторение известного, некие складные формулы, не требующие поразиться не просто знакомому, но и неведомому, он поддерживает уже достигнутое, что важно, но есть разница между двумя ипостасями поэзии:

памятник поэзии,

некое, уже лежащее в основе культуры и даже обыденных чувств,

и  поэзия живая, ещё болящая и не знающая о предстоящей смертности в вечности.

        18 июня 2023 года примерно 12:37

***


Рецензии