Памяти уникальной художницы Надежды Рушевой

Удивительно-восторженный полёт
Грифеля воспринял лист бумаги,
А сказка звук свой непрерывно льёт
И хоругви устремились, словно флаги.
Но это только выход на народ
Волшебного царя из этой сказки...
Смотрю, и даже оторопь берёт,
Как линии ложились без опаски.
Художнице-девчушке мало лет,
Но как точна в штрихах её работа.
Ни у кого сомнений даже нет,
Что ей в том чуде помогает кто-то.
Вот написал, а мысли-то летят
Безудержно, на то они и мысли,
Останавливаться явно не хотят...
Но вдруг, внезапно, где-то там, "зависли".
Пустое! Вспоминать тут бесполезно,
Пропал куда-то основной посыл.
Что ж, почитаем дальше, что известно,
Раз мысль интуитивную забыл.
Пишу о Наде Рушевой рассказ
В стихах, мне так писать удобней.
И видится детишек целый класс.
История. Ведёт рассказ о ней
Учитель о Древней Греции, о Риме.
А девочка сидит, рукой рисует,
Движения, как струйки в том Гольфстриме.
Но тут звонок движение "прессует".
Урок окончен, но учитель медлит что-то,
Из класса сразу не уходит,
Он хочет познакомиться с работой,
Какую Надя Рушева проводит.
Она урок не слушала, ведь явно!
Просит девочку тетрадку показать,
Чтобы уличить её подавно
И, если нужно, строго наказать.
Открыв тетрадь, учитель замирает,
На листах графический рассказ,
По существу, он точно излагает
То, чему внимал весь класс!
Возвращает он тетрадку Наде
И спрашивает - как давно рисует?
(Тут мы условно подошли к "преграде" ,
Сейчас нас это не интересует)
Надежда Рушева имела папу с мамой,
Папа был художник, мама - балерина.
Всё это предстаёт мне панорамой,
На которой и росла эта дивчина.
Видна, и явно, здесь наследственная связь,
Нарушая тот "закон природы",
Что дети в таких семьях, не трудясь,
Проводят основные свои годы..
Ребёнок здесь с рождения свободен,
Зачастую, предоставлен сам себе.
Надя не вписалась в эти рамки, вроде,
Сама заботясь о своей судьбе.
Вопрос о технике всерьёз не возникает,
Ведь папа героини сам художник,
С детства подраженье всё решает,
А родители - тут главный проводник!
Другой вопрос возник - о восприятии,
Что берёт ребёнок для себя.
Конечно, у него же есть симпатии
В привычках быть похожим на тебя.
Надежда Рушева любила слушать сказки
С детства и тихонько рисовать.
И отца такие вот "подсказки",
Конечно, не могли не радовать.
Он их показал своим коллегам,
Те подтвердили: дочь твоя - талант!
Однако же художникам-"стратегам"
Сказать не помешало - дилетант.
В "художку" же она и не ходила,
Пропорциям рисунка не учили...
Но она другим тут восхитила,
Её рисунки ни на что не походили.
Никогда не делала набросков,
Объясняла - они сами проступают.
Как же вот из этих "ободков"
Знакомые герои возникают?!
Когда закончились доступные все сказки,
Придумывать сюжеты Надя стала,
Продолженье "Чиполлино" и с другими связки,
Фантазия пределов-то не знала.
В двенадцать лет проходит её выставка,
Мнения о ней неоднозначны.
Многие смотрели свысока,
А намёки были так прозрачны.
Но рушева привычно рисовала,
Ей был интересен сам процесс.
За оценки в школе волновалась
И развивала свой же интерес.
В мире про неё узнали,
Провели 15 персональных выставок!
Отмечать её манеру стали,
Каждый штрих - к движению, рывок.
К "Евгению Онегину" рисунков - серия,
Они до тривиальности просты,
Но, вглядитесь, это же мистерия,
И полны движенья, теплоты!
Мечтала Надя о мультипликации,
Но кто-то ей Булгакова подсунул
И исчезли сразу все локации,
Булгаков её сразу "затянул".
Обложилась книгами Булгакова,
Преобразилась, повзрослела, стала рисовать.
Происходило это как-то знаково,
Рисунки стала в тот роман вливать.
Уже потом, сквозь череду прошедших лет,
Жена Булгакова, взглянув на те рисунки,
Скажет, что отмечен даже свет
И биографичны очень "струнки"
И с характерами расхождений даже нет.
Отец художницы (а он привёз рисунки)
Не знал: Булгаков Мастера писал с себя
И Маргариту описал с жены.
Свечи так же темноту "дробят"
И тени в линию напряжены.
В 15 лет стать иллюстратором
Булгаковского главного труда...
Была Надежда генератором,
Искала новое всегда.
Интересовалась и балетом,
Каренину нарисовала,
А Родион Щедрин при этом
О таком балете думал мало.
ПредположИть никто не мог,
Что смерть сразит в 17 лет.
Отведен жизни малый срок,
От этого спасенья нет.
12.03.2023.


Рецензии