Напрасно старушка ждёт сына...

      Мы заметили, что к калитке нашего дома в Головлинке несколько раз подходила молодая женщина с ребенком-грудничком на руках. Постоит недолго, посмотрит внимательно на все, что сделано и делается на участке, и тихо уходит. Чтобы скрыть смутную тревогу, иногда шутила: «Ге, подойди к ней поближе: может, тебя хочет "опознать", и поговори с ней». И вот однажды, увидев ее у калитки, Герман поздоровался и спросил: «Вас что-то интересует? –  Вы хозяин? – Да. - Понятно. Ну, стройте, стройте. Вот скоро мой брат вернется из армии, и он вам покажет, кто настоящий хозяин!»
     Оказалось: это дочь предыдущей владелицы дома. Дело в том, что юридически оформить покупку дома, если ты не член данного совхоза, было невозможно. И старый, опытный юрист составил бумаги, где была прописана вся процедура купли-продажи и поставлены подписи обеих сторон. Со стороны продавца -  владелицы дома и трех ее взрослых детей. Как удалось «подписаться» бывшему в то время в армии старшему сыну, можно только догадываться.
     Этот договор отвезли председателю совхоза, и он согласился подписать его за определенную мзду: сдавать в конце каждого лета одну тонну(!) сена, что мы и делали два года. Вскоре мы об этом очень пожалели - поняли: цена за свободу и природу слишком высока – жизнь ради сена! Приходилось постоянно искать островки травы, косить, ворошить, сушить, собирать в маленькие кучки, вывозить на машине в мешках на участок, складывать в большую копну, укрывать ее от дождя и в конце августа отвозить в совхозный ангар и взвешивать. И сколько бы мы ни собрали сена, его всегда не хватало до нужного веса!
     Зато(!) … я научилась ловко косить большой косой, а Герман работал только граблями и вилами, складывая сено в копны.
     Зато … кинорежиссер Вячеслав Чекин, снявший часовой фильм "Джазмен" о знаменитом джазовом музыканте и показавший два наших жилища – московскую квартиру и деревенский дом в Головлинке, уделил внимание и мне-е(!) - несколько кадров-секунд. В самом начале фильма, на фоне деревенского сарая, стою я: в свободной рубахе, бриджах, на голове платок, в руках оселок и большущая коса, которую я, воткнув острием в пень, точу(!), - в ритме джазовой композиции героя фильма: джик – джик – джик – джик. Кто это? Просто… обычная сельская картина. Узнать меня может только заранее предупрежденный. Зато … запечатлена и «прославлена»!
    С этим замечательным союзом «зато» я  постоянно встречаюсь в жизненных ситуациях. Если чем-либо огорчена, смеясь и ободряя себя, всегда вспоминаю анекдот. Венчание в церкви.  Двое в толпе шепчут друг другу: «У невесты один глаз». – «Зато у нее шесть пальцев!». Эта фраза, обращенная к себе, - одна из любимых, всегда  смешит и … утешает.  Вообще-то, я так полюбила это занятие – косить, что  однажды, вернувшись в Москву после «сдачи» сена и увидев женщин, красиво одетых и цокающих на каблучках по тротуару, искренне пожалела их: бедные, как они живут без косы!
      А Герман, после беседы с дочкой бывшей владелицы дома, жил спокойно и радостно. Сделает что-нибудь на участке, отойдет довольный в сторонку, полюбуется работой и обязательно запоет: «Напрасно старушка ждет сына: дом – м о й!»


Рецензии