Эссе. О роли живописи в духовно - нравственном вос

 
Для тех, кто любит детей и заботиться о здоровье их души (родителям, художникам, педагогам, в – помощь).
Душа человека, одного из самых совершенных созданий Господа, способна чувствовать, воспринимать, отражать, концентрировать, осмысливать, воспроизводить все, с чем бы она ни столкнулась на пути своего развития. Эту способность имеет каждая зарождающаяся душа, какому бы телу она не досталась, в какой бы среде она не зародилась. Когда мы смотрим на бриллиант, нам трудно поверить, что совсем недавно он был всего лишь алмазом, сокрытым в руде. Никто не может представить себе этот яркий, сверкающий, как солнце камень в куске серой породы, но человек приложил усилия: очистил его от породы, огранил, заставил играть его разными цветами радуги.
Каждый ребенок это - уникальное создание Бога, наделенное своими талантами и способностями, нежной, восприимчивой душой. И задача нас – взрослых: родителей, воспитателей, учителей и всех тех, кто имеет к воспитанию детей хоть какое-то отношение найти в ребенке эти способности, т.е. освободить алмаз из руды, и помочь ему показать свои самые прекрасные свойства. Один из величайших Учителей человечества - Абдул - Баха писал:
«Человек подобен гладкой стали, суть его недоступна взору; через наставление, разъяснение, добрый совет и воспитание, является эта суть на свет Божий».
Развитию талантов и способностей у детей, может помочь – развитие их духовных качеств, которые будут вести их через всю жизнь и помогут выстоять в самых трудных ситуациях.
Как по - вашему, что больше всего заставляет душу чувствовать, воспринимать, отражать, волноваться?
Обращение к Богу через молитвы; искусство, вобравшее в себя: музыку, литературу, живопись, художественные ремёсла и пр. помогают душе, наделённой разумом, – развиться, а значит научиться видеть прекрасное, чувствовать хорошее, отличая его от плохого; любить, воспринимать, отражать, проявлять самое лучшее, что есть в ней.
  Давайте поговорим об одном из методов развития души, который всегда используют в духовно-нравственном образовании детей, развитие души через живопись.
Обучая детей живописи, педагоги часто ставят перед собой и ребёнком одну, две цели – научить рисовать, применяя различные художественные техники, и современные технические средства, развить навык. На самом деле, это лишь материальные средства, которые хоть и помогут ребенку в освоении навыков рисования, но не наполнят их сердца любовью, не затронут их душу. Лишь развивая любовь к Богу через, созданные им творения: человека; океаны, моря, реки и горы; деревья, цветы, облака и звезды, можно, используя материальные средства, развить способность чувствовать этот прекрасный, созданный Богом, из любви к нам, мир, и отразить его через полотна.
Мартин Лютер Кинг сказал: «Господь пишет Евангелие не только в книгах Священного Писания, но и на деревьях, цветах, облаках и звездах». Разве осознание сотворения мира, Богом не наполняет душу, волнующей радостью, нескрываемым восхищением и любовью ко всему, что Он сотворил?
Как важно, нам, родителям и педагогам, научить детей чувствовать и видеть мир, совершенно чистым, ясным взором. Абдул - Баха говорил в своих Писаниях: «…потому, что именно бесчувственность, неумение понять и осмыслить рождает апатию, лень, бессмысленное время провождения».

Какие основные моменты можно включить в занятия по духовно-нравственному воспитанию детей, через живопись?
Можно включить – историю живописи, её зарождение.
Мы можем рассказать детям о том, что люди начали рисовать очень давно. Первые наскальные рисунки или так называемая «пещерная живопись», появились еще в эпоху палеолита, как первобытное искусство. Такие рисунки находили в горах и пещерах Европы, например, в пещере Шове, на юге Франции).
Древние люди вынуждены были скрываться от холода и диких животных, в подобных местах, и на скалах и стенах своих пещер изображали нехитрый быт, охоту на животных, зарождающиеся ремёсла.
Но такие пещеры есть и в Азии, например, Ниах-Кейвз на острове Калимантан (это -  территория Малайзии). Именно в таких карстовых пещерах, на острове Сулавеси (Индонезия), археологи обнаружили самый древний (по состоянию на январь 2021 года) рисунок животного — изображение целебесской свиньи, и этому рисунку - 45 500 лет. тысяч лет.    . Уже тогда они использовали растения в качестве красителей. Потом люди научились делать глиняные таблички, т. к. разум их развивался, они стали усложнять свою деятельность. В третьем тысячелетии люди рисовали на мокрых глиняных листках, появились первые тростниковые ручки и письменность. Вот откуда нам так хорошо известно об их жизни.
Здесь, мы можем подчеркнуть, что рисунок, а значит и живопись появились раньше, чем письменность.
Абдул – Баха сказал: «Когда несовершенное достигает состояния совершенства, оно становится вечным». Для древних людей, рисунки на скалах – были их совершенством, воплощением их дум и чаяний.   
               
Можно рассказать детям, что всё в природе имеет свой цвет и форму. Господь окрасил мир в самые яркие цвета: голубой, зеленый, синий, красный, желтый. Все эти цвета есть в радуге, которую мы можем видеть на небе в солнечную погоду, после дождя. Каждый цвет может воздействовать на нас; сначала мы воспринимаем его зрительно, затем наша душа и тело реагируют на каждый определенный цвет по-своему. Так, красный - заставляет нас работать, стимулирует нашу активность. Зеленый – успокаивает, умиротворяет; желтый – радует, дает тепло. Синий, как-будто, наполняет наши легкие воздухом. Попросите детей нарисовать радугу, а также спросите их о собственном ощущении цвета. Здесь уместно будет рассказать сказку Г.Х. Андерсена: «Красношейка», о том, как Господь подарил цвет маленькой, серой птичке. А ещё, можно поиграть с детьми в цвета, например, окуная кисти рук, в разведенную водой, гуашь, и оставляя следы разного цвета на куске ватмана. Вот каким красочным Бог создал этот мир.
Природу, которую Господь создал такой яркой и богатой красками,
человеку всегда хотелось рисовать. Для этого он использует: карандаши, гуашь, масло, тушь, акварель, офорт, мелки, пастель, угольные карандаши, а в Азербайджане, один, местный художник, успешно использует даже нефть и мазут, создавая неповторимые картины.
Для развития восприятия и пополнения полезных знаний, мы можем показать и рассказать детям о разнообразии красящих средств, которые помогают воспроизвести и увидеть мир таким, каким он создан и даже более прекрасным, рассказать о некоторых художниках и их работах.
Известные детские писательницы, Александра Лопатина и Мария Скребцова, рассказали в одной из своих замечательных книг историю о французском художнике Моне, который приехал в Лондон писать картину «Вестминстерское аббатство». Известно, что Лондон – город туманов, но туман на картине Моне оказался не серым, каким его видели жители Лондона, а багровым. Сначала они возмутились, но когда вышли на улицу, то увидели, что туман и на самом деле багровый (красный). Они стали искать этому объяснение. Оказалось, что такой цвет туману придают красные дома в Лондоне.
Вот, как краски и восприятие художника помогли увидеть город другим.   Абдул-Баха сказал: «Главной причиной проступков является невежество, а посему мы крепко должны держаться за средства восприятия и знания».
Для развития восприятия, можно раздать детям бумагу и краски, попросите их выбрать один цвет, сильно развести краску водой, а затем нанести на весь лист бумаги с помощью кисти № 6 или № 8. Когда краска на бумаге высохнет попросите ребенка посмотреть на лист и обвести те образы, которые он на нем увидит. Это простое упражнение помогает развиться восприятию и образному мышлению. Увидеть форму в размытости, красоту в блеклости.
Также и с людьми, мы можем увидеть красоту души, человека, даже, если он бедно одет, прост в общении, и кажется невежественным. Ибо истинная красота души проявляется в наших поступках. «Дела, а не слова, да будут украшением вашим», - сказал Явитель – Бахаулла.

Что ещё может развить - живопись в детях?
Удивительно, но внимательность! Глядя на ненастную погоду, у нас возникает чувство уныния, серости.  Но, на картине Левитана: «Над вечным покоем» - ненастье выглядит торжественно; величественно, т.к. Левитан нашёл в нём много чистых оттенков. И, наконец, именно ненастье помогает ценить самые простые земные блага – тёплый дом; уютный огонь в печи; тёплые мамины носки; и заботу о здоровье», - описывает картину,
Константин Паустовский.

Можно показать детям картину Левитана и спросить, какие чувства она у них вызывает, близки ли они к чувствам Константина Паустовского, который так их описал? Можно предложить детям выбрать краски и нарисовать ненастную погоду; или тёплый уютный дом.
Писатель Константин Паустовский очень любил русскую природу, которая на взгляд, не богата красками, но таит в себе много непознанного, он говорил:
«Любовь к природе не бездеятельна и созерцательна. В любую минуту она может перейти из состояния созерцательности в гнев и сопротивление. Многие знают тот леденящий сердце гнев, какой испытываешь при виде бессмысленного опустошения природы. Гул от падения срубленных на корню вековых деревьев причиняет почти физическую боль. Мы ведь знаем, что порой рубка леса вызывается не жизненной необходимостью, а разгильдяйством, невежеством и, что хуже всего, рваческим отношением к земле».
 Такие глубокие переживания, и чувства могут вызвать созерцание природы, и созерцание картины, изображающей её, а также неразумные действия человека, равнодушного ко всему, что не относится к нему лично.
Что же нужно, чтобы передать детям эту любовь к природе? А нужно, лишь быть искренними и самим ее любить, беречь и понимать, для чего Бог создал ее. Нужно не оставлять после пикника мусор в лесу или на речке, показывая детям пренебрежение к ней. Не разбрасывать пластиковые бутылки, после выпитой воды или колы. К сожалению, не знаю, кто сказал, но мне очень понравилось это выражение мудрости: «Скажи, и я – забуду, научи, и я – запомню, вовлеки, и я – научусь». Мы можем научить не словами, а лишь собственным примером, действиями и поступками.
 
Художники, с такой любовью, изображавшие красоту и первозданность природы, и не важно, в какой стране они живут, передали нам через свои картины любовь к земле, и ко всему, что есть на ней, пробуждая не только радостное восхищение, но и чувство ответственности, которое мы должны нести за неё.
Девизом русского художника – Василия Поленова было, - «…даже в самые трудные минуты жизни, дарить людям радость», и неспроста он получил звание народного художника. Эту радость, действительно дарят нам картины: «Золотая осень», «Бабушкин сад», «Московский дворик».
«Лоно природы – мир души, город же – мир телесной жизни», написал Бахаулла. Ведь так и есть, когда мы общаемся с природой, всё наше существо охватывает необъяснимое счастье, появляется радостное настроение от созерцания прекрасного, или возникает тревога, способствующая
внутреннему очищению; волнение, будто ты вбираешь в себя всю свежесть дождя; ветра; дыхание цветущей земли. Ты не можешь надышаться этим; эти чувства заполняют душу самым чудесным образом, влияя на эмоции, успокаивая, либо пробуждая ум, возвышая душу.
Такое же ощущение наполненности солнечным светом, яркими эмоциями, красками, создают картины одного из главных европейских художников эпохи модернизма, –Анри Матиса; импрессионистов -Ван Гога; Поля Гогена; Поля Сезанна; Жоржа Сёра. Эти художники писали на своих полотнах все, что им было дорого: например, Ван Гог – церковь в Овере, которую он написал в технике мелких, нанесенных друг на друга мазков. Отчего и церковь, и дорога к ней кажутся живыми, движущимися. Ван Гог любил чистые, яркие цвета, его картина «Подсолнухи» прекрасно отражает яркий, желто-оранжевый цвет солнца. У французского художника - Жоржа Сёра, отдыхающие на острове «Грант-Жатт», парижане, Поль Гоген очень любил родные пейзажи гор, а также любил Гавайские тропики, его картины так и дышат любовью к ним. 
У всех этих художников своя техника наложения мазка, свои краски и своё восприятие, но каждый из них создал таким образом шедевры живописи, которые радуют и глаза, и душу, отражая, как неповторимость природных пейзажей, и как бы говоря нам, все в этой жизни – прекрасно, надо только это увидеть. Было бы замечательно показать детям картины этих художников, и узнать, какие ощущения, эмоции, чувства, они вызвали.
Живопись помогает создать радостное восприятие жизни, развить любовь не только к родной природе и краю, но и ко всей земле, как к необыкновенному и таинственному творению Бога. Совершите вместе с детьми поход в лес, степь, горы, на речку или море; покажите им красоту родного края, а затем попросите детей нарисовать природу, окружающую их, дом, город.
Очень ясно и зримо отражал в своих картинах природу великий                Шишкин. Когда смотришь на них, забываешь о том, что ты находился в сутолоке города. Представляешь себя на лесной поляне, среди молчаливых зрителей, смотрящих на тебя: чувствуешь запах хвои и сосны. Так и хочешь дотронуться до могучих стволов деревьев. Бродишь по лесным тропинкам и слышишь голос родника.
Природа живет в полотнах Шишкина. Он, как никто лучше отражает тайну русского леса: «Дождь в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Лесная глушь».  Другой русский художник постиг тайну моря, никогда не видя его.     Иван Айвазовский донес до нас запах моря, цвет волны, шум прибоя.    Посмотрите вместе с детьми репродукции этих картин или слайды: «Сосновый бор», «Корабельная роща», «Осень», «Лесная глушь», «Девятый вал», попросите их написать небольшой рассказ о том, какие чувства вызвали у них картины этих художников.
Шишкин никогда не ждал вдохновения. Он считал, что «…вдохновение – «работа, на которую надо отправляться ежедневно». Он говорил о предназначении природы в жизни человека: «Глубок! Глубок смысл природы, если его понять можно…». И пусть, для художника живопись, порой – работа, она в конечном счёте все равно несёт вдохновение – зрителям.
Картины помогают нам понять природу и любить ее больше.
Покажите детям репродукции картин Шишкина: «Золотая осень», «К осени», «Парк осенью». Предложите детям изобразить краски осени. Поверьте, это для них будет – незабываемым опытом общения с живописью и природой.
Александр Блок говорил так: «Живопись учит смотреть и видеть, эти вещи разные и редко совпадающие. Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети». 
Было бы полезно, и просто здорово, удобно расположится с детьми на диване или на полу, включить музыку Грига, или Прокофьего, и посмотреть всей семьей слайды, или репродукции картин в книгах. Во время просмотра, можно поговорить с ними о том:
- Что такое творчество?
- Какое влияние оказывают человеческие качества на творчество художника?
- Есть ли свои законы у творчества?
- Оказывает ли творчество художников влияние на жизнь общества? 
Родители или педагоги могут подготовить интересные рассказы о жизни и творчестве художника, а дети ответят на вопросы. 

Мы можем развить в детях любовь к природе совершенно                ненавязчиво, как это делал Александр Кондратьевич Саврасов – выдающийся художник, талантливый педагог, которого очень любили его ученики: братья Коровины, Светославский, Ордынский, Левитан, Неслер.  Они любили его за то, что он научил их чувствовать природу, сострадать жизни людей в России того времени, любить ее, понимать. Они любили в нем милого, скромного человека, безумно любившего родную природу, и родные края. Они очень любили своего учителя, за то, что он помог узнать, особенно, природу, почувствовать её, полюбить, не только её, но и простой народ.
Современный, советский художник – портретист, Александр Шилов, часто изображал на своих картинах лица и руки простых, пожилых жительниц деревни. Глядя на них, видишь всю их трудную, полную невзгод, и лишений войны, жизнь. Об этом говорят их глубокие и печальные морщины на лицах, сухие, в мелких и крупных морщинках, с деформированными фалангами пальцев - кисти рук. Но вот – чудо, в глазах – то у всех еще искрится огонёк, говорящий нам, - не унывайте, и в этой, нелёгкой жизни можно найти свои радости. И легкая, еле уловимая улыбка на лицах, и этот неугасающий огонёк в глазах, убеждают нас в том, что в жизни есть и много хорошего.

Психологи часто используют тесты, определяющие психо – эмоциональное состояние ребёнка; его отношение к себе; к окружающему; к семье. И чаще всего, дети, у которых не всё благополучно в семье, дети, не получившие любовь, не испытавшие радость от нежного прикосновения маминой руки, или получающие всё это очень редко и мало, испытывают внутренний дискомфорт, ненужность, этому миру, Они то и выбирают чёрные краски: рисуют чудовищ, родителей без лица; или себя, почти невидимого, где-то в углу картинки.
И нам, взрослым нужно вернуть детям краски - радости жизни.  Детям нужны наши: доверие и любовь; внимание и забота, совместные занятия живописью, музыкой либо чем – то, что будет радовать и наполнять надеждой и верой в будущее, каждого ребенка. Нужна любовь и помощь в их раскрытии, и проявление терпения, доброты - учителя, и родителей, и молитвы, обращенные к Богу, за детей, и вместе с детьми. И конечно нужно верить в детей, ибо, как сказано практически во всех Святых Писаниях – мы воспитываем не своих детей, а «чад Божиих». Со временем всё это изменит восприятие жизни, отношение к Богу, восприятие среды - у ребёнка, и краски его станут яркими и солнечными.

Взирайте на человека, как на рудник, богатый самоцветами, которым нет цены.
Бахаулла
Эта работа вдохновлена Писаниями Бахаи, а также книгами М. Скребцовой и А. Лопатиной, людей, разделяющих со мной одно мировоззрение, одно отношение к жизни и самое главное – к детям. Если кого-либо заинтересует такой подход к воспитанию детей (родители, воспитатели, учителя), мы можем помочь вам. Ибо нет у нас с вами важнее задачи, чем воспитание духовно – нравственного человека!..   

               
Учитель «Детских классов бахаи»; большой любитель живописи: 
Врач – педиатр: Гульнара Гафур - Джанмамедова.
2005 – 2023г
 
Использованы цитаты:
- Бахаулла. Крупицы из Писаний
- Абдул – Баха: Избранное из Писаний
- А. Лопатина и М. Скребцова: Мир души.
- К. Паустовский: Искусство видеть мир.
- Журнал: Древо жизни. Художники – передвижники
- Журнал: Древо жизни. Художники - импрессионисты
- Ван Гог: Жизнь и творчество в 500 картинах.


Рецензии