вне слов

наша возвышенность читается в стихах,
но приземлённость пошлости в них тоже;
что высказаться красочней поможет
как не крепчайший нецензурные мат?..

искусство зиждется не на станках рабочих
чеканится не маршами в строю,
а в недосказанности безотчётных строчек
штрихом последним отданным листу

непредсказуемостью скрытного ребёнка
раскраской занятым нательного белья,
мир чуящего запредельно тонко
и цветом выбранным разоблачившего себя

12 июня 2023 18:18 *D

(В Большом саду у воды)

Толчок для экса: прочтение в 18:53

Чистый лист стихоподношения
http://stihi.ru/2023/05/01/7728

Р. S. Навеяно Аэростатом БГ 11.06.23

Выпуск №940. Вне Слов

«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым

Б.ГРЕБЕНЩИКОВ: Здравствуйте, дорогие мои!

Как любил говорить Вольтер: «самое важное решение, которое вы можете принять – это решить быть в хорошем настроении».

Для этого и существует программа «Аэростат».
Young’uns – Trespassers 

На днях мне довелось присутствовать при разговоре о том, что такое пошлость.

А то мы все время используем это слово, подразумевая, что все понимают – что оно значит. Но на самом деле определение пошлости в словарях не до конца проясняет сути ее. Судите сами.

Вот словарь Ожегова: «пошлый – это низкий в нравственном отношении; безвкусно-грубый».

Вот словарь Даля: «заурядный, низкопробный в духовном, нравственном отношении, чуждый высших интересов и запросов».

Вот еще: «пошлость – это состояние (действий, мыслей, слов, чувств, отношений, творений), характеризующееся отсутствием высокого идеала или нежеланием стремиться к нему по причине низкой культуры или душевной лени».

Вот Набоков, например, говорил так: «пошлость – это не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность».

Физики говорят, что все мы – комплекс вибраций. Посмотрим на это с точки зрения вибрации.

Когда встречаешь людей, которых можно назвать пошлыми, в глаза бросается одно – их желание опошлить, то есть опустить, замарать все, что они видят. Объяснение простое – сталкиваясь с явлениями, что выше привычной им частоты, они чувствуют себя неполноценными, потому что пренебрегли чудом в себе, и чтобы не чувствовать этого, они стремятся опошлить, опустить любое явление; тем более, что люди вокруг часто воспринимают это резание правды-матки как проявление прямоты и силы.

На самом деле пошлость – это жизнь без чуда; жизнь, в которой нет дыхания Бога; и поэтому все дешево, и обесценено, и любое тяготение к свету высмеивается. При этом человек может на словах исповедовать самые высокие идеалы, но он не знает – что они такое на самом деле, и поэтому внутри издевается над ними. Словами можно сказать всё, но истина всегда находится вне слов, и если она коснулась человека, то в глазах у него появляется понимание.

Как сказал один великий, слова – это карта, но живем мы не в карте, а в мире.

Так давайте посмотрим, что в нашем мире находится в краю слов, а что – вне.

Mothers Of Invention – You’re Probably Wondering Why I’m Here 

Недавно мне повезло добраться до замечательной земли, которая называется Королевство Бутан – сами жители называют свою страну Землей Дракона.

Говорят, что Бутан – это скрытая земля основателя тибетского буддизма Гуру Ринпоче. А в самом деле – это горные долины, дома, расписанные как храмы, и монастыри высоко в горах. Пять дней, проведенных там, для меня оказались крайне важными: возвращение в простоту настоящести.

Поначалу земля дракона как будто присматривалась ко мне, проверяла – кто я такой, а потом я был принят на какой-то детский первый уровень, и наступил свет и покой.

Дракон всегда был олицетворением не только силы, но и мудрости. Как писал про драконов Майкл Муркок, который не тратил слов даром: «От насыщенного индиго цвета улетающего дракона некоторые из тех, кто видел его, рыдали от до боли глубокой чистоты его, заставившей их вспомнить свои самые сокровенные и прекрасные тайны».
То есть, наши самые сокровенные и прекрасные тайны – значительно глубже слов, но они могут передаваться цветами. Картины импрессионистов – ясное тому подтверждение.

Jigme Drukpa – Taziling Kesa 

Есть такая испанская пословица – «Никто не заберет у меня станцованного».

Когда-то Гурджиев писал о том, что в некоторых местах нашего мира древние знания передаются путем последовательностей поз и движений: балет – разновидность этого типа передачи. Сущность комплекса движений танца – передача знания. Гурджиев пришел к выводу, что священные танцы относятся к немногим дошедшим до нас способам сохранения и передачи знаний без помощи слов.

А как много передается нам без всяких слов, с помощью запахов и прикосновений – даже говорить не приходится.

Donovan – Sadness 

Что делает художник, который хочет нарисовать ветер? Он рисует ветер, используя положение ветвей деревьев. Так же, как на картинах, где есть ветер, который нарисовать непросто, и он выражается в положении ветвей деревьев, на многих картинах изображены эмоции, а люди – только инструменты, через посредство которых эти эмоции выражаются.

Если научиться смотреть так, то вдруг начинаешь видеть совсем другую суть искусства. И в том, что раньше казалось портретами отдельных людей, начинаешь вдруг разбирать изображения эмоций, разделения на касты, массовых движений – настроений планеты Земля.

И искусство – метод передачи и выражения этих движений.

Eurythmics – Julia 

А теперь применим то же самое к нашей жизни.

А что, если посмотреть на Вселенную по-новому и увидеть, что мы – инструменты выражения огромных процессов?

Стремление продолжить род, государство, война – что, если все они – живые совсем по-другому, чем мы, сущности, выражающие себя через нас?

Как писал W. H. Auden: «нами живут силы, которые мы только делаем вид, что понимаем».

Family – The Weaver’s Answer 

И ещё.
Сколько существует человечество, столько люди задают себе и друг другу вопрос: что такое любовь. Отличается ли любовь мужчины с женщиной от любви к Богу?

Уделите одно мгновение, чтобы всмотреться – и все станет ясно.

Любовь – это когда человек видит бесконечное в конечном, Божественное в материальном, безвременную и бессмертную истину – в смертном мире. Причина этого видения в обоих случаях одна и та же: тело человека производит определенные гормоны, которые открывают сознание человека.

В случае физической любви это происходит по величайшему поводу – продолжение жизни на Земле. В случае со святыми и озаренными – это психика человека, натренированная особым образом – медитацией, молитвой и пр.

По рассказам, что-то похожее могут ощущать дети-аутисты. И совсем крайний пример – к похожему состоянию может привести употребление определенных химических препаратов (только в этом случае беспощадная биохимия обычно приводит к непоправимому истощению нервной системы и печальным последствиям).

Суть одна: любовь – это особое видение мира, отношение, специальное состояние сознания, вызванное вполне физическими средствами.

Как говорил когда-то глава сикхов Баба Вирса Сингх: вершина горы – одна, и на неё можно прийти разными путями.

Tir na nOg – Time is Like a Promise 

А вот еще – Брюс Ли сказал однажды: «Никогда не говори о себе плохо, даже в качестве шутки. Твое тело не отличает шутку от правды. Слова – это энергия, и складываются в заклинания. Измени то, как ты говоришь о себе, и ты можешь изменить свою жизнь. Если ты не меняешь чего-то, это твой выбор».

Не могу даже передать – как я с ним согласен. Мы совершенно забываем, какое значение то, что мы говорим – или то, что мы поём – имеет в нашей жизни: не комбинации звуков, которыми мы обозначаем то или другое явление, а истины, которые стоят за словами.
Потому что слова – это комбинация звуков и знаков, которой мы договорились обозначать то или иное явление жизни. Но каждый воспринимает это явление по-своему, а значит, для каждого человека каждое слово значит что-то своё; не то, что другой подразумевает под этим словом.

«Дао, обозначенное словом – не есть постоянное дао» – говорит Дао Дэ Цзин. И поэт вторит ему: «мысль изреченная есть ложь».

Т. С. Элиот говорит так: «Поэзия способна время от времени дать нам возможность сильнее почувствовать глубокие, не называемые словами чувства, которые составляют суть нашего существа и до которых мы редко докапываемся: потому что наша жизнь – по большей части – это постоянное избегание самих себя».

Но когда мы перестаем избегать себя, выясняется, что всё истинное в нас существует за пределами слов.

Taylor Swift feat. Phoebe Bridgers – Nothing New 

А вот слова Николы Теслы: «Мы все – одно. Только наши эго, верования и страхи разделяют нас».

О том мы и говорим.
И играем музыку, потому что часто именно музыка может на время отменить нашу концентрацию на словах, на «эго, концепциях и страхах»; вернуть нас в состояние, когда слова ещё не изобретены, о котором было сказано: «будьте как дети, ибо их есть Царствие Небесное». То состояние, в котором мы знаем, что все мы – одно.

Это не может случиться со всеми одновременно, потому что тогда мир придет к совершенству, и электричество жизни перестанет течь от одного полюса к другому – и это будет конец бытия. Но познание того, что вместо слов, может произойти с отдельным человеком. И дать ему эту возможность – наше дело.

А истина – всегда за пределами слов.

Мир всем.

Спасибо!

Herman’s Hermits – Years May Come, Years May Go 

Ссылка на эфир в комментах


Рецензии