О богатстве

(По мотивам книги Василия Кинешемского «Беседы на Евангелие от Марка»)

«Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благой! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.
Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей.
Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу». (Мк.10:17-27)

«Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;
и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.
Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;
знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.
И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?
Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.
Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.
И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.
И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.
Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?
И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?
Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне». (Лк.16:1-13)

«Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто». (Лк.11:41)

«Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,
ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». (Лк.12:33-34)

«Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся». (Мф.5:42)


«Отче, как относиться к богатству земному,
Когда принадлежит оно мне иль другому,
С точки зрения пользы бессмертной души?
Если знаешь, ответь, вразуми, подскажи».

«Обратимся за помощью, братья, к Писанию,
В нём ведь самые верные чистые знания.
Что в Евангелии Иисус отвечал
Тому юноше, что вечной жизни искал?

Он сказал, чтобы заповеди соблюдал,
А богатство продал и всё нищим раздал,
И взяв крест свой, последовал чтобы за Ним,
Насладится тогда он богатством другим».

«Значит надо быть нищими, чтобы спастись?»
«Не совсем, друг мой, с выводом не торопись.
Также может и нищий сгубить свою душу,
Если заповедь Божию плохо он слушал.

И богатый, наверное, всё же спасётся,
Если он над богатством своим не трясётся
И всем сердцем к нему отнюдь не прилепляется,
А всегда помогает им тем, кто нуждается.

Знал Господь, что богатый же юноша тот
На богатство своё смотрел, как на оплот,
Сердце вовсе не Господу принадлежало,
А какого-то счастья в богатстве искало.

Потому и сказал Иисус ему так,
И в решимости тот оказался бедняк.
Отошёл он от Бога с печалью в душе,
Ни о чём и не спрашивал больше уже.

Трудно, братья, нам не прилепиться к богатству,
Подчиняет владельцев своих оно рабству.
Невозможно ведь Богу служить и маммоне,
В сердце место одно на божественном троне.

Почему-то считаем мы наше имущество
Чем-то значимым очень, дающим могущество,
Будто принадлежит оно всё только нам.
По Писаньям трещит это мненье по швам.

Там нигде даже близко подобного нет.
Бог нам дал совершенно другой всем завет:
Из того, что имеем, чтоб нищим давали,
Если просят взаймы, чтобы всем занимали.

Свою частную собственность Бог дозволяет,
Только вот прилепляться Он к ней запрещает.
В сердце Бог должен быть, а богатством своим
Помогать мы должны постоянно другим.

Если помните притчу о домоправителе,
Бог – хозяин здесь, мы же лишь распорядители
Его временно вверенного нам имущества,
Не для лично какого-то вовсе могущества.

Мы должны будем все отчитаться пред Богом
Как владели имуществом нашим здесь многим.
Если было потрачено всё на себя,
Ждёт печальная участь нас, как богача,

О котором в Евангелии говорится…»
«Да уж… Лучше быть нищим и Богу молиться».
«Надо ближних любить, как себя самого,
И богатство не сгубит тогда никого».


«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». (Лк.16:19-31)

«И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо;льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,
и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». (Лк.12:16-21)

«Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа;л;
посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф.25:14-30)

«…богатство аще течет, не прилагайте сердца». (Пс.61:11)

«…горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение». (Лк.6:24)

«…ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям». (1Тим.6:10)

«Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения;
чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны,
собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни». (1Тим.6:17-19)

«Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это – суета!
Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами?
Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть.
Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему.
И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него.
Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей». (Еккл.5:9-14)

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». (Мф.6:19-21)


Рецензии
Да, Павел, всё земное тлен. Сокровища собирать надо только духовные.
Помоги нам, Господи!
Спасибо за Ваш вразумляющий труд!

Надежда Доронина 8   10.11.2023 22:35     Заявить о нарушении
Во славу Божию, Надежда! Спасибо, что читаете!

Кузьмин Павел   10.11.2023 23:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.