О стихотворчестве в стихах ПушкинаАС и СергееваВА
https://obrazovaka.ru/biblioteka/pushkin/prorok-stih
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Филологический анализ
стихотворения А.С. Пушкина “Пророк”
Краткий анализ стихотворения “Пророк” (от филолога)
Стихотворение “Пророк” является внутренним монологом Пушкина, который, с одной стороны, рассказывает читателю о самом существе поэзии, как он его понимает, а с другой – передает собственные переживания, повествует о своем опыте душевного преображения.
Это произведение одновременно автобиографично и глубоко духовно, в нем нетрудно проследить влияние не только державинской поэзии и Библии, но и Корана. Став средоточием религиозно-мистических переживаний поэта, который в то время много размышлял о смысле жизни, оно приоткрывает перед читателем тайну его личности.
Чтобы читать стихотворение “Пророк” Пушкина правильно, важно понимать, в какой момент его жизни оно написано: 1826-й год, Михайловская ссылка, ставшая плодотворной в творческом плане, подошла к концу, но горечь от того, что восстание декабристов 1825 года провалилось, еще не прошла. И в преддверии встречи с императором Александр Сергеевич высказывает свободолюбивые идеи о том, что над искусством властны только высшие силы, а не земные законы.
Однако основной темой этого произведения является все же не политический манифест, а размышления того, кто сам творец, о роли поэзии и о месте поэта. Он сравнивает себя с библейскими пророками, которые несли истину, несмотря на гонения, уже в предчувствии этих гонений. Лирический герой стихотворения меняется, чтобы более не празднословить, а видеть правду и именно ее доносить до читателя своих произведений.
Таким образом, по мнению Пушкина, поэт, с одной стороны – это служитель (его предназначение – защищать правду и свободу), с другой – просветитель (его призвание состоит в том, чтобы учить людей тому, что он осознает сам). И обе его миссии обоснованы мистической, божественной природой самой поэзии.
Аллегорический сюжет стихотворения раскрывает также мысль о самоценности и самостоятельности литературного творчества и демонстрирует, что поэзии чуждо морализаторство.
Переходя от повествовательной формы к повелительной, в тексте стиха Пушкина “Пророк”, которое сегодня легко найти онлайн, великий русский поэт меняет и настроение своего произведения: сначала оно раздумчивое, наблюдательное, ведь лирический герой является пассивным участником происходящего. Но постепенно накал действия нарастает, пока стихотворение не заканчивается яростным призывом серафима к действию. И в последней строфе раздумчивость сменяется на жажду действия, желание изменить мир своим пророческим словом. Настроение становится беспокойным, кипучим, грозя буквально выплеснуться из завершающей строки.
Детальный анализ стихотворения “Пророк” (от филолога)
История создания – произведение было создано в 1826 г., в имении Михайловское после того, как поэт узнал о казни своих друзей-декабристов.
Тема стихотворения – роль и предназначение поэта.
Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится.
Жанр – ода.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, в стихотворении использованы все виды рифмовки.
Метафоры – «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнём, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей».
Эпитеты – «шестикрылый серафим», «горний ангелов полёт», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый».
Сравнения – «персты, лёгкие как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».
История создания произведения связана с печальным событием – казнью друзей Пушкина, которые были участниками декабристского движения. Под впечатлением горькой потери в 1826 г. был написан «Пророк». Видимо, те, кому посвящено произведение, ассоциировались у автора с пророками.
Впервые стихотворение было опубликовано в 1828 г. в «Московском вестнике». Критики неоднозначно восприняли пушкинское творение, так как считали, что им поэт пытался вознести себя над другими служителями пера.
Тема. В стихотворении поднимается вечная философская проблема предназначения поэта и поэтического творчества. Исследователи утверждают, что источниками для её раскрытия стали шестая глава книги пророка Исайи и Коран. Пушкин оперся лишь на некоторые детали из священных книг, отсылки к конкретному сюжету мы не найдем.
В центре стихотворения лирический герой. Этот образ сложный, так как в нём воплотился поэт-пророк и сам автор. Герой рассказывает, как он блуждал по пустыне, где встретился с ангелом. «Шестикрылый серафим» оказался посланником Бога. Он превратил человека в пророка.
Начал он с глаз. Через лёгкое прикосновения к ним главный герой получил дар видеть то, что скрыто от простых глаз. После прикосновения Божественного посланца к ушам, рождающийся пророк услышал голоса неба, птиц, подводных «гадов» и растений. Язык был заменён на змеиное жало. И это не удивительно, ведь оно традиционно символизирует мудрость. Наконец, дело дошло до сердца. В Пушкинском понимании, у пророка вместо него пылающий уголь.
После перевоплощения герой был в изнеможении: как труп, но к жизни его вернул голос Бога. Он призвал восстать и идти к людям, чтобы доносить им вечные истины. То, что под образом пророка скрывается поэт, становится понятно в последней строчке: «Глаголом жги сердца людей».
Таким образом, Пушкин по-своему интерпретировал традиционную для литературы тему. Настоящий мастер слова должен, по его мнению, слышать и видеть всё, что происходит на земле, на небе и под водой. Но и такого восприятия для него недостаточно – нужно уметь пропускать всё сквозь пламенное сердце и доносить людям без «празднословных и лукавых» слов. Только в таком случае можно называть себя пророком.
Композиция стихотворения несложная. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится, его строчки сплетаются между собой замысловатой рифмовкой: автор использует все виды рифмовки. Из-за особенностей сюжета в монолог лирического героя автор вписывает прямую речь – обращение шестикрылого серафима.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Автор использовал мужские и женские рифмы.
Жанр – ода, то есть торжественное стихотворение. На принадлежность к оде указывает и множество старославянизмов.
Средства выразительности. Чтобы создать образ пророка, раскрыть заявленную тему и реализовать идею, автор использует средства выразительности. В них чётко проявляется библейская составляющая. Преобладают в стихотворении метафоры: «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей». Также в тексте есть эпитеты – «шестикрылый серафим», «горний ангелов полет», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый», сравнения – «персты легкие, как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».
Система образов определяет особенности лексического состава стихов, поэтому в них много церковной и старославянской лексики: серафим, десница, глас, Бог, пророк, виждь, внемли.
Другой взгляд на суть «Пророка» (от В.А. Сергеева = Влансера).
Это стихотворение можно охарактеризовать как мутное и длинное богомольное словоблудие = «празднословие» о поэтах и о стихотворчестве. Этим стилем А.С. Пушкин отличился во многих своих произведениях. Суть «Пророка» такова: (1) мистический религиозно-сказочный «Бог» дарует поэту способность «внимать» (воспринимать все (?) реалии Мира); (2) этот «Бог» наделяет поэта «мудростью змеи» (не ясно, с какими ценностями и идеологемами – с любыми?!) и наделяет «пылающим огнём» страсти (какой страсти? – психопатической?, агрессивной и разрушительной?, нежной и доброй?, страсти отстаивания важных, истинных и возвышенных смыслов или страсти бултыхания в мелкоте неважных, ложных и низких смыслов?); не ясно также, чем хуже бывшее "сердце трепетное" Пушкина, которое вынул этот «Бог», чем "угль, пылающий огнем", которое этот «Бог» вставил; (3) важно, что при этой воображаемой "трансплантации" этот «Бог» не наделяет стихотворца (по версии Пушкина) ПОЭТИЧЕСКИМ МАСТЕРСТВОМ, позволяя тем самым бездарным придуркам и наглецам засорять своими никчемными виршами информационное пространство поэзии!
Заметим, что год 1826, в котором был написан «Пророк», был рубежным для идейных установок А.С. Пушкина. Если в юности он был жёстким атеистом и антимонархистом (вспомним его стишок 1817 года: «Мы добрых граждан позабавим и у позорного столпа кишкой последнего попа последнего царя удавим»), то после отбывания своих ссылок за вольнодумство, а также после провала восстания «декабристов», он смигрировал к лояльности религиям с церквями и самодержавию с императором.
Некоторые краткие стихотворные альтернативы
В.А. Сергеева = Влансера «Пророку» А.С. Пушкина
о сути стихотворчества –
- это стихотворения «Поэт», «Зародыш» и «Душа» - опубликованы в книге стихов: В.А. Сергеев «Ты у меня…». – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2004. – 248 с (книга размещена на стихи.ру по адресу: http://stihi.ru/2020/01/19/9493 ). Их тексты – далее. К этой теме примыкает и моё стихотворение "Товарищу Пушкину" - см. http://stihi.ru/2022/06/06/1092
Душа
Какой энергии струенье
Рождает свет стихотворенья?
Есть генератор небольшой,
Поименованный «душой»;
В него включают мысли, чувства,
Способности постичь искусства,
Ствол воли и исканий гель,
Строй логики, мечтаний хмель,
Ток темперамента и память,
Уменье взором панорамить,
Отзывчивость на стон и смех
И заряжённость на успех.
Согласны? Только вот поэт
Произнесёт учтиво: «Нет,
Как «душу» ни определяй,
Её широт не ведом край».
В.А. Сергеев 27.12.2003
Зародыш
Незримо ветра дуновение
В рассветной утренней тиши;
Вот так же – и стихотворение –
Зародыш ищущей души.
Кусочком глины у ваятеля
Мерцает зыбко чувство-мысль:
Поэт и муза – два приятеля –
Опять в любви стиха слились.
Едва творенье разгорается;
Причуден поиск форм и слов!
«Рыбалка» только начинается;
Отраден будет ли «улов»?
В.А. Сергеев 27.6.1999
Поэт
Кто он, поэт? – он переводчик
С предъязыков мышленья, чувств;
Мортиры собственной наводчик
С картечью рифм на Град Искусств;
Певучий дрозд, своею трелью
Влекущий жаждущих внимать,
Или кустарь, визгливой дрелью
Гораздый ближних донимать.
Он может быть в своих твореньях
Коряв, бесчувственен и глуп;
Но не ищите засоренья
В его стихах посредством луп!
Себя он видит безупречным,
Почти что гением, и тот,
Кто стих его сочтёт увечным,
«Помнёт авто его капот».
В.А. Сергеев 6.1.2004
Свидетельство о публикации №123061001220