ч. 9. 8. Мораль и нравственность

ч.9.8.
Мораль достигла в обществе ответов,
О  нравственности жизни до сих пор,
Взыскав у юности влияние секретов,
Открывших на реформы вечный взор.

Возможные когда основы духа ,
Крепки в родных устах как никогда,
И создают реальность времени и слуха,
В делах , достигнув блага и величия ума.

Способного осмыслить то былое,
Что призывало изменить закон,
И опираясь в душах на святое,
Творило Дух Богоявления Икон.

Сиявших радостью ,в пришедших в храмы людях,
Довольных жизнью и кормлением семьи,
Душой и сердцем жить в великих судьях,
Великой верою в Божественность Любви.

Раскрыв в делах её великие каноны,
Расправив плечи статью золотой,
Сняв с рода вечные войны оковы,
И сделав жизнь страны , поистине святой.

Дух милосердия , добра и поклонений,
Воздвигнув в памяти Величия Любви,
Честь павших в битвах и смирений,
Восславив в подвигах Отчизны и Семьи.

Стоявшей твёрдо на границах за свободу,
За право жить и верить в сам народ,
Несущий славу золотому небосводу,
Творя собой Единый Счастья Род.

Единством веры , сотворивший откровенья,
В великом подвиге Апостолов Любви,
Прошедших в душах  крестное смиренье,
Духовной Силою Божественной Земли.

Впитавшей вечный дух и веру прошлых  поколений,
С рождением в миру Величия Христа,
Сменив восторги личных поклонений,
На дух творения Величия Креста.

Осознанного правом вечной воли,
И славою единственной любви ,
Творить самим истоки вечной доли,
И верить в истины Божественной Любви.

Встававшей на пути судьбы знаменьем,
Дух православной веры рода  вознося,
Став Мерою Души , Богоявленьем,
Величия и Радости Божественной Христа.

Творя собой границы вечной прави,
Вписав страницы счастья и любви,
В истоки вечной жизни слави,
В Величие Любви Божественной Земли.

1.2.3. Этика нового времени (15 – 18 века).
Мировоззрение Нового времени формируется на основе своеобразного синтеза духовных достижений античности и средневековья. Это обусловлено новыми социально-экономическими условиями. Развитие капитализма вело к доминированию в этической теории таких нравственных принципов, как индивидуализм, рационализм и утилитаризм.
Развитие этики Нового времени делят условно на три этапа:
1. 15 – 16 в.в. Этика эпохи Возрождения, Ренессанса (Италия);
2. 17 – 18 в.в. Этика эпохи Просвещения (Голландия, Англия, Франция);
3. Конец 18 в. – начала 19 в. Период немецкой, философско-этической
классики.
Мыслители Возрождения были не только философами, но и применяли свои энциклопедические знания во всех сферах жизни. Их имена хорошо известны: Данте Алигьери, Николай Кузанский, Николай Коперник, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень, Джордано Бруно, Якоб Бёме, Галилео Галилей, Томмазо Кампанелла и др.
Философия этих мыслителей опирается на модификации аристотелизма, платонизма и эпикуреизма. Они создают, по сути, пантеистическую картину мира. Важной чертой этой эпохи стал гуманизм (антропоцентризм). Реабилитация мира и человека в этических трудах эпохи Возрождения стала этапом перехода от средневековых ценностей к ценностям Нового времени. Учения гуманистов, побеждая средневековый аскетизм, стали теоретическим обоснованием творчества мастеров, художников и ученых.Вытекающая из пантеистических установок этих учений концепция «всеобщей» религии содействовала гуманистическому истолкованию нравственного христианского идеала, противостояла как католическому, так и протестантскому фанатизму.
В 16 веке в Западной Европе возникло мощное антицерковное движение – протестантизм. Его лидеры – М. Лютер, Ж. Кальвин и др. Этика протестантизма монотеистична. Это своеобразный вариант религиозного индивидуализма, соединенного с искупительным культом труда («молись и работай»), который очень созвучен требованиям эпохи.
К 17 – 18 в.в. идея суверенности нравственного субъекта становится центральной. Это века рационалистической этики. Наиболее ярко рационализм представлен в творчестве Рене Декарта (1596-1650 г.г.), изложившего свое этическое учение в сочинениях «Страсти души», «Рассуждения о методе». Для антропологических воззрений типично противопоставление духовного бытия человека телесно-чувственному (психофизический дуализм). Человек у Декарта – разумная машина.
Последователь Декарта Томас Гоббс (1588-1679 г.г.) изложил этические проблемы в произведениях: «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского», «О свободе и необходимости», «Основы философии». Являясь сторонником механистического подхода, Гоббс считал, что законы человеческого поведения в обществе так же строги и необходимы, как законы природы. Ярким представителем рационалистического пантеизма в этических воззрениях Нового времени был Бенедикт Спиноза (1635-1677 г.г.). Его основной труд «Этика» представляет собой учение о вечной и бесконечной субстанции и человеке, как части ее. Свобода, по мнению Спинозы, – это осознанная необходимость, возможность выбора, основанная на знании законов. Мудрец, по мнению Спинозы, – человек, который «не плачет, не проклинает, а понимает». К рационалистической этике следует отнести и взгляды немецкого философа Готфрида Лейбница (1649-1716 г.г.). Лейбниц – автор знаменитой теории оптимизма: в мире царит гармония, зло – лишь необходимый и частный элемент вселенной.
Другим направлением в этике 17 – 18 веков стал сенсуализм (источник нравственности – чувство). К сенсуалистам относятся английский философ Д. Локк (1632-1704 г.г.) и его последователи Д. Юм (1711-1776 г.г.), А. Фергюсон (1722-1816 г.г.), А Смит (1723-1790 г.г.). Они утверждали, что основанием нравственности является противостоящая эгоизму способность к чувству симпатии и к альтруизму. Сенсуалистическая тенденция в пантеизме этого времени представлена именами А. Шефтсбери (1671-1713 г.г.), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 г.г.) и др. Эти мыслители акцентируют внимание на конфликте доброй человеческой природы и цивилизации, ведущей к падению нравов. Не случайно Руссо, тесно связавший нравственность и политику, считался одним из идеологов французской революции.
Материалистическое течение представляли П. Гольбах (1723-1789), К. Гельвеций (1715-1771) и др. Они считали, что мораль, предлагающая установку на общественное благо, оказывается полезной индивиду, т.к. позволяет ему оптимально реализовать свой интерес.
Учения философов Просвещения оказали большое влияние на развитие как Западноевропейской, так и мировой культуры. Главным итогом стала фундаментальная идея прав и свобод человека. Все люди равны и имеют неотчуждаемые права на жизнь, достоинство, неприкосновенность собственности, свободу совести, стремление к счастью и т.д. Именно эти принципы этики Просвещения стали нормами поведения людей в цивилизованном обществе. С Нового времени они приобретают обязательный характер, закрепляются конституционно (Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Декларация независимости США и т.д.).
Немецкая классическая философия является вершиной философской культуры Нового времени. В трудах И. Канта (1724-1804), И. Фихте (1769-1814), Ф. Шеллинга (1755 – 1854), Г. Гегеля (1770 – 1831) были собраны и творчески переработаны этические идеи предшественников.
Иммануил Кант в своем труде «Критика чистого разума», сделавшем философа знаменитым, приходит к выводу, что реальный мир недоступен человеческому пониманию; человек познает лишь продукты собственного сознания. Радикальное противопоставление феноменального (посюстороннего) мира ноуменальному (потустороннему) миру позволило заявить об автономности нравственности, как сферы человеческого бытия – на человека была возложена большая ответственность. Творчество И. Канта стимулировало появление целого ряда философских учений, в которых важное место занимала этическая составляющая.
Одна из таких систем – «наукоучение» Иоганна Фихте. Согласно И. Фихте, индивид должен осознать свое призвание и, исходя из этого, строить свою жизнь.
На творчество Фридриха Шеллинга оказали влияние и критическая философия Канта, и «наукоучение» Фихте. Его философию называют «философией тождества». Он считает, что природные законы не противоречат нравственным, более того, между ними существует генетическая связь.
Творчество Георга Гегеля стало своеобразным подведением итогов немецкой классической философии, и философии Нового времени в целом. Гегель предваряет исследования природы морали и нравственности учением о свободе воли. Он раскрывает диалектический характер связи свободы и необходимости. На этой основе Г. Гегель формулирует концепцию трех стадий развития человеческой воли (природная, произвол, разумная), интерпретирующихся впоследствии в учении об абстрактном праве, морали и нравственности. Гегель разделяет мораль и нравственность как понятия: мораль – субъективный мир человека, нравственность – реализация внутреннего мира человека в социуме (в семье, в гражданском обществе, в государстве).
Таким образом, в основе представлений о нравственности Нового времени лежала единая (за редким исключением) этическая парадигма: признание прав и свобод эгоистичного индивида и необходимости гармонии между ним и обществом для реализации как личного, так и общественного интереса. Однако, уже в рамках немецкой классической философии появились чуждые этому подходу элементы, что привело к развитию качественно нового этапа в истории этики.


Рецензии