4-й старт-сонет и лепесток венка Короны

4-е старт-сонет и лепесток венка Короны

4-е старт-сонет

Берут нутро частицы под прицел,
Фиксируя каскады излучений,
Чтобы понять, кто «в драке уцелел»
От столкновенья с ядрами мишени.

Дурели мы в трудах от смены к смене.
Измучились – понять, кто волка съел?
Шёл крупный бой фантома против тени.
Чей шеф – герой, кто станет «не у дел»?

А как «устроен» атом – где узнать?
Зачем незнанье нам мешает спать?
Где куст растёт над псиною зарытой?

Валентность – плод квантованных орбит.
Из пары электронов состоит.
Да, химия вошла в ранг именитых.

4-й лепесток венка Короны
„Физик стремится сделать сложные вещи простыми, а поэт – простые вещи – сложными“ — Л.Д. Ландау

Уважаемый читатель, советую перед прочтением венка прослушать музыкальную тему «ПОХОД» композитора Эдуарда Артемьева для к/ф «Сибириада» Андрона Кончаловского.

4.1.
Берут нутро частицы под прицел.
Сломать, и вдребезги, – вот путь познанья!
А ускоритель – ядер артобстрел;
Осколки – для научного вниманья.

Но… я тогда не в те бы сани сел!
Ведь синхрофазотроны – не призванье.
В ОИЯИ я был бы не у дел.
Процесс в АЭС ждал моего вниманья.

Как инженер – обязан знать его,
В гражданском «аппарате», боевом,
Что не меняет, в принципе, значений.

Пусть Флёровские внуки без тревог
Сдвигают трансурановый порог,
Фиксируя каскады излучений.

4.2.
Фиксируя каскады излучений,
Науку роет Дубненский народ.
Шлифуем мы блеск найденных решений.
Курчатовский взрастил их огород.

Хватает всем – без зависти и трений.
Константа их на пользу всем пойдёт
Для будущих в работе озарений:
Их ждёт «гражданка» и подводный флот.

Мы помним ГКО постановленье.
Пришёл восьмидесятый, юбилейный
Угрозе, что «Возьмут нас на прицел!»

Под грифом «Сов. Секретно» - для прочтенья –
Десятки лет отдать вооруженью,
Чтобы понять, кто «в драке уцелел».

4.3.
 Чтобы понять, кто «в драке уцелел»
Был создан парк приборов измеренья,
Каких никто в Союзе не имел,
Не вызывавших признаков сомненья.

Не перечислить списка срочных дел
(в блокаде Питер, к Волге отступленье).
Но всё преодолеть Союз сумел.
Победа зрела в горе пораженья.

И что не говори, - в беде везёт.
Земля сильна, иль удалец-народ?
В итоге от врага нет даже тени.

На грани риска резкий поворот
Или уход в стремительный полёт
От столкновенья с ядрами мишени.

4.4
От столкновенья с ядрами мишени.
Прорыва в космогонии мир ждёт:
Как ядер «трансурановые тени»
К порядку гравитация ведёт?

Возможно под сосновой доброй сенью,
В её тиши чуть слышен теплоход,
Сойдутся знаний трепетные звенья,
И вымрет заскорузлый идиот?

Любили мы тебя, Наукоград.
На стенах фраза: «Атом – не солдат!»
О, аромат черёмухи весенней!

Но чужд был дипломанту шуток ряд –
Бил уточнений и поправок град.
Дурели мы в трудах от смены к смене.

4.5.
Дурели мы в трудах от смены к смене.
Был «Рейнметал» - расчётчикам предел.
Труды под хвост от измененья в теме,
И выговор, коль к сроку не успел.

«Паши своё!» - в секретной ты проблеме.
О деле не болтай, придя в чужой отдел.
Физхимик, значит всё – работе – время!
Забудь слова: не знал и не сумел!

Верь лишь себе, а не авторитету,
Геолог он, или прослыл поэтом,
Иль попросту в интригах преуспел?

Учились знать, а с кем идёшь по свету?
Кому отдать в снегу последнюю конфету?
Измучились – понять, кто волка съел?

4.6.
Измучились – понять, кто волка съел?
Природа часто проще человека.
Коль клан возник, где правит беспредел,
Загадка – с хищником – коварная «аптека».

Порядочность для подлости – предел.
Коль первой мало – радость будет редкой:
В морали школ– губительный пробел.
Донос и сплетня – хуже «чёрной метки».

Мечталось вжиться в славный коллектив,
Добавить голос в фирменный мотив,
А угодил в клубок хитросплетений!

Закрытость тем, финансов недолив,
Жилья нехватка – порождали срыв.
Шёл крупный бой фантома против тени.

4.7.
Шёл крупный бой фантома против тени.
Любой НИИ – с такою же судьбой.
Нет, это не борьба научных мнений,
А склочность – коллективов геморрой.
 
Здесь не фрегат в морской кипящей пене,
Где сплетник – корм акуле под водой.
Несёт там капитан ответ за ход решений:
Заданье сорвано, нельзя – домой!

Соавторов не счесть, но ради премий.
Друзей, когда наград распределенье.
Ты не о том?  Как позвонить посмел?!

Какой тут труд? – Дворцовых исчислений?
Не творчество – езда во мгле сомнений:
Чей шеф – герой, кто станет «не у дел»?

4.8.
Чей шеф – герой, кто станет «не у дел»?
А судьи – кто – по гамбургскому счёту?
Конечно те, кто щедр и мыслью смел,
Кому доверишь деток и работу.

Век квантовый в оконца нам влетел,
Переиначив планы и расчёты.
Хурал марксистов физикой вертел,
Как жертвами расстрела пулемётчик.

Наука Планка с Бором буржуазна.
Эксперименты Резерфорда грязны.
В книжонках популярных не болтать!

О ядерных реакциях - бессвязно.
Без формул рассужденья – праздны.
А как «устроен» атом – где узнать?

4.9.
А как «устроен» атом – где узнать?
Смешны, забавны речи о вопросе.
Статей журнальных, книг – не сосчитать.
Нет, не суёт сюда философ носик.

Вновь Менделеев будет помогать
Понять процесс в любом научном кроссе:
Рожденье «трансурана» опознать,
Иль предсказать судьбу планеты – «после».

Его пример твердит; «Ещё не осень!»
К нам радость прилетит сквозь неба просинь.
Не уставайте думать и мечтать!

И хоть давно мы не студенты вовсе,
Поют ветра нам в хороводах сосен:
Зачем незнанье нам мешает спать?

4.10.
Зачем незнанье нам мешает спать?
Затем, что мы - отважные приматы,
Ушедшие с ветвей на берег – погулять,
Там рыбаками ставшие когда-то.

Не уставал Всевышний повторять:
Нужны мне не макаки - автоматы,
Придурковатая меж ними знать,
Не гении – чуть-чуть дегенераты!

Бес стал в мозгах извилины свивать,
В причёсках свою шкоду повторять:
Так Пушкин получился, погляди ты!

Возникла блажь – планету изучать;
Затем – в психушках – разум постигать:
Где куст растёт над псиною зарытой?

4.11.
Где куст растёт над псиною зарытой?
За что же нам покоя не видать?
Познанья крест тащить из неолита?!
Сизифом в гору камешки тягать?!

Мозги ползут усталою улитой.
Учителя – компьютеру подстать.
«Усвой команды – понимать элиту?» -
Идите к чёрту – я желаю знать!

В одном пакете формула и образ.
Баланс в букете – цвет и запах розы.
Петра и Павла храм про то твердит!

Стихами не заменишь вязкость прозы.
Язык корявый уколол занозой:
Валентность – плод квантованных орбит.

4.12.
«Валентность – плод квантованных орбит,» -
Любому слову подавай подстрочник!
В поэте зуд – поумничать – свербит.
Сказал бы я ему! Стесняюсь дочек.

Жалею тех, кто написать спешит.
Твори-ка так, чтоб падал свет меж строчек!
Чтоб дали бинт на жалобу: «Болит!»
И фразы не тяни – пиши короче!

Ты термины научные похерь.
В стихи свои закрой пред ними дверь.
Давай эмоции, пускай от них знобит!

Не зли людей – все ударенья сверь!
Им наплевать, какой ещё там зверь
Из пары электронов состоит.

4.13.
Из пары электронов состоит
То, от чего случаются сраженья
В научных семинарах – всё горит,
Случаются и брань, и оскорбленья!

Докладчик у доски уже рычит.
Штрих мелом– повод к перевозбужденью.
Все аргументы свежи, горячи –
Пред нами новой истины рожденье.

Таблица Менделеева – основа.
Как атом жив – за Эрнстом с Нильсом слово.
Путь к радионуклидам стал открытым.

К прогнозу новых свойств веществ готова.
Учёные нашли волшебную подкову.
Да, химия вошла в ранг именитых.

4.14.
Да, химия вошла в ранг именитых.
Заряд ядра (не масса) дал транзит
Нуклидам всем быть бусами на нити.
Всяк элемент – как бусинка – сидит.

Так молодость зелёная ракиты
От размыванья берега хранит.
 Сравнение хромает, извините,
Но дважды в одну воду не войти!

В сонетах я коснулся становленья
Характера, попутных размышлений
Того, кто пуда соли не доел.

Чуть намекнул на связи и деленья
Учёных, что по мере разуменья,
Берут нутро частицы под прицел.


Рецензии
Название очень даже соответствует содержанию. Действительно венок! В котором в каждый из лепестков вплетено ещё много веточек и смыслов. Тут и бытовые, и профессиональные, и международные аспекты, трудности отражены в их исторической последовательности. И наука, и поэзия здесь так гармонично переплелись..! Читать интересно. По школе знаю: физику, химию немногие мои одноклассники любили. Многое зависело от преподавателя. Менялись учителя и менялось отношение к предмету. И, хотя я училась на пятёрки, но любила больше всего литературу и математику. Учителя были замечательные! Это важно, особенно в самом начале пути. Какие предметы полюбил ты, даже гадать не надо. Прослушала "Поход" - мощно! От простого сложному, по нарастающей... Наверное так развивалась наша атомная наука и потом промышленность.
"Но всё преодолеть Союз сумел.
Победа зрела в горе пораженья..."
С самыми добрыми пожеланиями и дружеским теплом,

Тамита   13.10.2023 05:07     Заявить о нарушении
Татьяна, я очень рпд Твоему вниманию и пониманию, благодарю! Рад, что мы оба похоже чувствуем мощь музыки "Поход" Эдуарда Артемьева!
С младших классов (начало пятидесятых годов) занялся самообразованием, опережая на месяцы и даже на год то, что начинали рассказывать преподаватели. Быстрочтение освоил в четырёх - пятилетнем возрасте сам, благо в семье была библиотека.
Работая с учебниками в ВУЗе, по ряду предметов обгонял программы на год-два - было Очень интересно. Классики художественной литературы - Достоевский, Диккенс, Ромен Роллан - вероятно ревновали, не успевал их читать!
Произведение моё называется "От Менделеева до Кюри", тип произведения: корона венков сонетов.
Сергей

Сергей Таллако   13.10.2023 14:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.