язык камней

язык камней
булыжников брусчатки
топазов неба лёгкости агатов и крови прозрачных бриллиантов
и здесь сейчас из мрамора надгробья
склепы станции подземки
скульптуры микель анджело давид
давыд и дистрибьютор аттики
и малахит как краска
окисел свободы и годы философия вранья
гагаты и гагары воронья
что ранены охотником за пустяками
камней идей и сталью живописной охры
и в ступе правды добавленье масла
из льна иль конопли
язык камней не говорит без кода
не текст но речь
кровавый яхонт
рубина уголёк
рассол как смысл
давления бурленья давида донателло
надгробия и склепы
лепнина изумрудов из морской волны
и геммы бывшего
былого
Коммуникативная символика дошла до нас из глубокой древности. Язык – это система знаков и символов, которые призваны обеспечить людям возможность коммуникации – обмена информацией. Кроме речи (языка звуков) и письма (языка знаков и символов), существуют язык жестов, язык цветов и т. д. В Японии на основе языка цветов родилось искусство икебаны. Язык жестов, пластики человеческого тела создал танец, пантомиму. Известно, что у греков бытовал язык камней-самоцветов: агат считался камнем здоровья и долголетия; аметист – надежды, преданности; бирюза – камнем-капризом. От символического языка камней берут свои истоки многие поверья, сказания и легенды.
Пять столетий назад в Японии недалеко от города Киото в монастыре Рёандзи монах Соами создал философский сад камней. Этот сад никогда не цветет, не знает времен года, не знает времени. В саду всего пятнадцать камней, но с любой точки обзора человек одновременно видит только четырнадцать. Один из камней всегда не заметен. Вполне возможно, что одним из ключей к идее, воплощенной в Саду камней, являются строки из конституции, составленной, по утверждениям японских хроник, еще в VII в. принцем Сетоку: «У каждого человека есть сердце, а у каждого сердца свои наклонности. Он считает это хорошим, я – дурным. Я считаю это хорошим, он – дурным. Но я вовсе не обязательно мудрец, а он вовсе не обязательно глупец. Оба мы только обыкновенные люди»8. Философский сад камней – это метафора познания. Всегда остается что-то неизвестное, несосчитанное, неучтенное. Нам кажется, что мы видим то, что есть, познаем это до конца. Но оказывается, что всегда есть что-то неизвестное; то, что не приходит в голову; то, чего мы не видим. В саду – только черные и белые камни и их тени на светлом прямоугольнике, покрытом песчаными бороздками


Рецензии