Путешествие по черногории глава 6

Mост Джурджиевича на Таре – Жабляк

Встали рано. Наша задача теперь посетить относительно ближайшую достопримечательность: мост через реку Тара, по ущелью которому она протекает. По ней устраивают рафтинги.
Это чуть ли не самый рекламируемый брендовый символ в Черногории. Но мы к нему равнодушны. Уже не по возрасту. Да насмотрелся на видеофильмы из Интернета. Да и стоимость приличная. Спускаясь к Черному озеру, мы по пути улицы уже встретили два пункта оформления заявок на рафтинг. Это и по левой стороне улицы и по правой.
Встали, собрали палатку. Умылись каплями воды. Завтрак: хлеб и молоко, и  привезённый сыр и ещё что-то. Не жирно и не густо, но жить можно. Красота требует осознанных жертв! И нам не привыкать.

Мы уже так обожрались, не для красного словца, а по настоящему, когда справляли двойной юбилей Лены и меня под Звенигородом  с 24 по 27 мая. (Название вставить).
Вот 25 мая Лене исполнилось 66 лет, а мне 26 мая 77 лет. В номер принесли мне бутылку шампанского, и вазу с фруктами бесплатно от имени администрации. За  эти три дня я так объелся, что когда после приезда пошли в выходной день в подмосковный поход. Но на подъёме у меня так заболело под правым ребром, что еле сдерживал боль. Да и когда спал ночью в течение 2-х недель. Возникали неприятные ощущения в виде покалывания. Даже трудно выразить словами. И мы уже смотрели по рисунку, который нам выслали по Интернету. Когда Лена задала вопрос АЛИСЕ: Отчего боль под правым ребром, в противоположной части от сердца?
Да там кроме печени, чего только нет. И я ещё недели три расхлёбывался за обжорство. А Лена там, тоже не хотела отстать: – Это как, ты съел больше меня. И пошла, ещё взяла себе пирожное. Тут и водочка, и вино и пиво, и первые и вторые в десяти вариантах. Так что, я объелся на две жизни. Надо худеть! Я сделал о пребывании фильм и опубликовал всё наше «людоедство», а иначе и не назовёшь, в YuoTube. (дать ссылку)

Ещё вчера я заметил в трёх шагах от палатки свалку. Тут и битая посуда. Бутылки и т.д. Это снесли сюда от нижестоящего дома весь хлам и мусор.
Но на улице в Жабляке мы заметили, что на столбах освещения закреплены мусорные ящики на высоте 1, 5 метра. Так что прохожим есть место, куда выбросить по пути весь мусор. Мусор с дороги убирается регулярно, и вообще чисто на тротуарах. Исключение, если где-то переполнились ёмкости, и что-то вываливается с него.
Я заснял эту свалку и  место стоянки. А также координаты на навигаторе Garmin.
Пусть обяжут убрать хозяев дома, где рядом стоит вывеска: Заповедник Дурмитор.

Мы собрались и вышли. Когда шли сюда. На автобусной остановке мы узнали время прихода первого автобуса в сторону моста Джурджевич на Таре. Мы  пришли к 9 часам.
Но вот что интересно, когда мы подходили к автобусной остановке, то никак не могло найти проход к усадьбе VIKA, где она предлагала нам своё жильё. Там рядом её муж ещё колотил по доскам, обшивая рядом стоящий, меньшего размера домик. Может, готовили для туристов или для себя. Но мы хорошо запомнили, что после места выхода на улицу, продолжая спуск, сразу попалась кафешка со столами на площадке и молодыми людьми, распивающими пиво.
Дошли до автобусной станции. Там полная неразбериха. Расписание висит, кассира вообще нет. Много транспортных компаний участвует в перевозках. Лена выписала их названия и время отправлений.
В самой станции кафешка. На примыкающей площади расставлены лавки и зонты от солнца. Мы сняли рюкзаки и сидим в ожидании любого автобуса. И каждый раз срываюсь и подбегаю к нему и смотрю на вывеску, на лобовом стекле, и ещё спрашиваю у водителя: – Джурджевич на Таре?
Это место известно и в комментариях не нуждается. Это не то, что газовый баллончик для примуса, на котором мы не то что собаку, а свинью жирную съели…

Наконец-то подъехала небольшая маршрутка, и пошли к ней несколько сидящих рядом с нами людей. Я – сразу к водителю, узнать. Да он едет в этом направлении в сторону Плужнина. Мы забираем рюкзаки и идём к машине. Большой рюкзак заношу в багажник, и мы усаживаемся позади водителя. Поехали, но развернулся в сторону магазина VOLE, свернул влево. Проехав сотни метров, повернул направо.
Через десять минут высаживаются 3 или 4 пассажира. Поднимается один мужчина. Вскоре и н выходит. Мы едем одни. Внимательно всматриваюсь в дорогу, проезжаем тоннели и едем по извилистой горной дороге. Тротуаров здесь нет. И хорошо, что я отказался от похода туда пешком. Ещё с  Леной в Москве, мы смотрели езду по дороге от программы Google Earth Pro.
Вот поворот направо, затем влево и прямо и я уже угадываю очертания приближающегося моста. В общем, ехали недолго, возможно минут 35 или около того.
Я тереблю Лену, смотри мост проезжаем!
– Где остановить? – спрашивает водитель.
– На другом конце.
Мы подъехали, и он свернул вправо от дороги. Снимаем рюкзаки с багажного отделения. Расплачиваемся. Он уезжает.
Солнце печёт. Жарко. Куда бы примоститься? Вот на самом углу и ставим рюкзаки, прямо у бордюра. Тут слева ряд палаток с сувенирами и едой. На мосту много людей идущих вперёд и назад. Мы вытаскиваем подстилки. Лена в Vole купила булочки с повидлом, а я 2 литра пиво. Я ем булочки и понемногу запиваю холодным пивом. Влага мгновенно испаряется из организма и снова хочется пить. Я немного пьян от дороги, но меня не укачало и это самое главное, чего я боялся. Можно и присесть и даже лежать, загорая на солнце. Надо прийти в себя. Я снимаю камеру и иду на обход моста и прилегающей территории. Лена остаётся с рюкзаками.
Прошёлся по мосту от конца до начала и обратно. Снимал впечатляющие виды моста и ущелья как слева, так и справа от моста в различных ракурсах само ущелье и протекающую внизу реку Тара. Обошёл в начале моста территорию слева и всё заснял на камеру. Заметил и заснял серфинг при движении лодки, как с левой стороны моста, так и с правой стороны при пересечении. Затем вернулся и стал осматривать  территорию, прилегающую к концу моста, где оставили рюкзаки.

После моего осмотра, Елена пошла, осматривать мост и ущелье реки Тара. Часто проезжают машины с экскурсантами, где останавливаются рядом с нами в паркинге. На мосту два узких пешеходных тротуара, поток встречных людей в оба конца, даже трудно разойтись и при отсутствии машин идём по мосту. Через 30 минут приходит довольная Елена. Но вскоре приуныла. Она видела, как много желающих разного возраста пересекают ущелье по натянутому тросу сверху вниз. Вот в Имеретинской бухте, когда мы были тоже вместе, её очень хотелось проехаться на американских горках. Елена по натуре экстрималка, в детстве гоняло мотоцикл, но после травмы глаза нарушилось зрение, а то сейчас ездила б на автомобиле, а не ходила б пешком, да ещё и с тяжёлым рюкзаком.

Мы оказались в неопределённом положении. Идти дальше по отмеченным точкам 60 км. до Майковца, да по крутым подъёмам и спускам, где снуют машины, и нет тротуаров, постепенно приходит понимание безумия в затеянном маршруте. 6 кг сухих продуктов, нет газового баллона, тащим для страховки 3 литра воды – рюкзак даже не поднять не то, что ползти по горам  дней 10 и вдоль моря, тоже проблематично.

Так что, теперь на мосту надо было решать, куда продолжить наш путь. Приуныла Елена. Я узнал у русскоговорящей женщины, стоящей в очереди, что проехаться на тросе стоит 10 евро. Дорого. И это занимает всего одну минуту. Не успеешь моргнуть глазом и уже на другом берегу.
Я пока осматриваю территорию слева от нашей остановки с рюкзаками. Тут и паркинг и дорога вверх и вниз. Снимаю на камере противоположный берег.

Возвращаюсь, пройдя двадцать метров. Вижу, рядом с машиной на обочине лежат три небольших персика, я поднимаю.
 – Лена, вот тебе приз за стойкость!
 – У тебя глаза как у телескопа, обязательно должен ты что-то найти, улыбается Лена. Два спелых персика съела Лена.
Подъехала легковушка, вышли водитель, следом женщина. Говорят по русский. Я спросил у мужчины, где остановка маршруток на Жабляк. Он опешил от вопроса и ответил: – На той стороне моста.
Выходит молодая девушка, это их дочь, с большой камерой и начинает снимать.
– Что вы будете делать с фотографиями, спрашиваю я. Она затруднилась ответить, но подумав, ответила:
– Отправлю в соцсеть!
– Вот я присматриваюсь к любителям нести камеру весом с килограмм и делать в брекинге по несколько фото, и что дальше? Кладбище фото пополняется новыми покойниками!
Я пишу стихи, озвучиваю, накладываю музыку и делаю на простой программе за 5 минут псевдо видео с движением кадров, и далее отправляю в YouTube. У меня в аккаунте под двести фильмов, с сотнями моих стихов на 300 жанров. Подошедшая мать во время разговора улыбнулась. Я сказал:
– Хотите, я прочту вам стих.
– Прочтите, – ответила она.
– Давайте встанем на тротуар. Мы отошли влево на несколько шагов.
И я начал в своей манере читать стих. От громкости, он испугалась и отступила на пару шагов, но вскоре рисунок чтения изменился. Я читаю то громко, то нормально, то тише, то быстрее, то медленнее.
И у меня есть запись стиха на привале, когда отмечали день рождения руководителя похода – М.Б. Рыжавского. Так там туристка Элла еле удержалась на ногах от неожиданности и в смехе, потом приходила в себя.

Стихотворение моё понравилось. Тут Лена разговорилась и сказала, как мы шли от Жабляка и поднялись на вершину горы Савин-Кук, а потом ходили на Черное озеро.
Лена добавляет: – Мы нигде не нашли маленького баллона с газом для туристической горелки, у нас много продуктов и жили в палатке несколько дней.

У них загорелись глаза. Я даю им свою фамилию и имя, по которому они могут зайти в мой аккаунт, где пока 176 фильмов в YouTube. Дочка записывает на смартфон. Артём, развернувший машину, подошел к нам и сказал:
– Мы собираемся посетить монастырь, здесь недалеко, вернёмся и посмотрим, может быть, уместимся и подвезу.
Они уехали, я подумал, куда эта корова-рюкзак поместится …

Они уехали. Я пошёл осматривать вдоль улицы метров на сто. То полно было машин, то рассосались и только несколько. По обе стороны палатки. Я прохожу мимо, не останавливаясь. Вот справа и общественный туалет. Иду дальше. Раскрывается вид ущелья и ответвление дороги спускающейся вниз. Периодически проносятся молодые ребята и девушки на канатном тросе через ущелье по этой левой стороне. Тут даже протянуты две линии. Здесь проносятся с большей скоростью, чем по правой стороне моста, и поэтому спуск стоит 50 евро.

Я по пути снимаю виды. Это всё что останется на память, ведь сюда больше не приедешь. Прошёл метров 150 и вижу: вытекает с горы родник и прямо стекает желоб. Выпил с ладони несколько глотков воды и возвращаюсь. Открываю дверь туалета, осматриваю на секунду и ухожу.
Подхожу к Лене: – Пойди и посмотри вид ущелья. Справа бесплатный туалет. Дойдёшь до родника слева, можешь выпить воды.

Лена пошла на разведку. Солнце печёт, у нас есть шляпы и египетская и большая красная, очень эффектная. Но мы примостились между палатками и каменным ограждением справа. Допиваю пиво. Минут через 15 приходит довольная Елена. Мы по очереди следим за рюкзаками и подстилкой, на которой я лежал, тут и тарелки наши пластиковые, когда перекусывали еду.

– Лена, вот тебе 10 евро, иди, занимай очередь. Она засияла от радости. Разве можно отказать близкому человеку, запомнить радость и удовлетворение на всю оставшуюся жизнь.
Я пошёл осматривать место для ночлега. Поднялся на пригорок, где находилось крепление арматуры с тросами, и далее по песчано-каменистой тропе иду вверх. Дорога внизу заворачивает влево, огибая холм. Следом поворачивается и тропа. Потом пошёл ровный участок, вот и зелёная трава на пятачке, где комфортно разместится палатка и здесь не смогут увидеть. Я возвращаюсь.
Окликнул Лену несколько раз, машу рукой, хочу, чтоб посмотрела это место. Она сперва рванулась на подъем, но ничего не увидав после двух шагом, вернулась к очереди.

Я подошёл к ней. Вскоре через пять минут очередь рассосалась, и вот на неё одевают шлем и крепление подвязки. Я открываю, камеру. Её загораживают, но вот она на «крыльях мечты» полетела так быстро, что не успел заснять на старте и её отрыв. Зато сделал 4-5 кадров уже при спуске.

Внимательно слежу за ней. С площадки пошла влево по тропе, но там заросли и нет дороги. Она развернулась, пошла направо, и по лестнице в 2 яруса вышла на мост.
– Валера, там фотки продают с компьютера, они снимают всех на разных этапах.
Я не согласился. – Там ведь и лица толком увидать нельзя.

– Знаешь, говорю ей, – я решил убить в себе трусость и тоже проеду по канату. Она обрадовалась. Встал в очередь. Прошла пара молодых женщин. Я плачу деньги. Надевают на меня шлем и подвески. Дают инструктаж: – В конце если остановишься, надо несколько метров подтягивать трос. Я уже это видел здесь сверху. Лена снимает меня на старте, в моменте, когда цепляют меня и надевают каску. Затем она снимает меня при спуске и когда я уже далеко.

Вот меня толкнули и я, разгоняясь, спускаюсь закреплённый к тросу. Ощущение необыкновенное, ведь летишь над пропастью в 170 метро и видишь протекающую бурную реку Тару на дне ущелья. Руками я удерживаюсь за два коротких стержня выступающие с колеса над головой, ноги подтянуты к горизонтали. Я хочу увидеть не только то, что мелькает впереди, а поворачиваю голову направо, затем налево. При этом в отверстия каски врывается звенящий порыв ветра, готовый сорвать её с головы. Так я несколько раз по паре секунд смотрел направо, прямо, а затем налево, что полнее ощутить мгновения полёта в пространстве.

За 20 метров до площадки я останавливаюсь. Надо подтягивать трос и скользить по тросу к площадке. После нескольких захватов, замечаю, что руки наталкиваются на колёса и очень неудобно. Не раздумывая, я автоматически, уже бессознательно, разворачиваюсь на 180 градусов, и цепляю трос и подтягиваюсь, а другой рукой перехватываю следующий участок и так далее, не задевая конструкции. За 30 секунд я уже над платформой. Меня хватают и оттаскивают дальше метров на пять, чтоб я мог коснуться деревянного настила площадки. С меня снимают крепления, и я довольный выхожу и иду к лестницам и поднимаюсь наверх к мосту. Ощущения как будто бы хмельной и меня слегка колышет то влево, то вправо.
Я пришёл к Лене: – Я убил в себе труса!

Лена рада за двоих, что и сама «утёрла нос» подругам. Они только ведь и сидят на скамейках, пройдя десяток метров.
– Лена, пройди и посмотри место для палатки, по дорожке за пригорком. Через 70 метров сама заметишь это место для палатки, другого – там больше нет. Лена пошла. Я стал всё собирать рюкзак, что было вынуто.

Подъехала вскоре машина, и развернулась с дороги влево. Вышел мужчина. Его зовут Артур. Они из Петрограда.
– Давайте посмотрим, может быть, разместимся.

Тут подходит Лена и говорит: Да, там хорошее место. – Лена быстрей забирай рюкзак, говорю ей, а сам поднял своего неподъёмного Джина. Артур открыл багажник, и я увидел, что он  пуст и обрадовался. Рюкзак прямо влез в своё логово и поместился малый рюкзак Елены. Спереди, правее Артура села младшая дочка Аня и его жена Жанна и старшая дочь Галя.
Сзади женщина с ребёнком на коленях. Рядом я и Елена. Они собираются ехать в Петровац, это далеко. Мне неудобно отягощать их поездку и говорю: – Я не хочу стеснять вас собою, вот до Жабляка, а там мы поедем на автобусе к морю.

Ну, вот мы и едем. Это надо же, как повезло. Вот Наташа, описывала свои походы и как их тоже подвозили. Лена рассказывает о видах с вершины Савин-Кук и о пребывании на Чёрном озере. Артур выразил сожаление, что не побывал на Черном озере. Чтоб «убить» дорогу я прочитал стих «Небо с вечера звёздами мечено», и рассказал историю его написания.

Потом разговорились. Машина эту они взяли на прокат. В сутки стоит 80 евро. Едут они в Петровац. Через 4 дня они уже улетают. Лена заинтересовалась Петровацем. Они живут на 13 улице. Вот и у нас созрело понимание надо ехать туда. Из Тивата мы проезжали через Котор и мне там не понравилось. В такую жару сидеть там как в капкане. Ни одного хорошего пляжа не заметил. У частных домов у берега, забетонированные площадки, где лежат менее десятка отдыхающих. На приколе огромный экскурсионный теплоход-монстр. Сотни лодок на приколе. Я насмотрелся хвалебных роликов и впечатлений и советов, но это всё реклама скрытых тур агентов. Рассказывают без запинки, и речь льётся как из «Рога изобилия».

За разговором так быстро подъехали, что сразу опомнился: надо уже выходить. Вот поле, там можно поставить палатку. Но тут Елена тормозит, она не хочет при дороге и при людях. Тут пошёл дождь и хорошо, что не вышли. Мы уже в Жабляке и проехали автобусную остановку.

– Давайте вот здесь, попросил я и он остановился. Дождь притих, пошёл стороной, только капли из крыш. Я вышел, следом Елена.
– Спасибо большое, сколько мне дать вам, хотя бы за бензин.
– Ничего не надо, взмолился Артур. Он открыл багажник, и я вытащил своего Джина на волю. Теперь его очередь сидеть на моих плечах и погонять палкой! Я оттащил его и приставил к стене здания. Вышла его жена и две дочери.

– Позвольте задержать вас на пару минут, я в благодарность прочту вам ещё несколько своих стихов. Молчаливое согласие.
– Я сейчас, только отгоню машину. Артур проехал чуть и развернулся на другой стороне. Им ехать минут пять надо будет обратно, чтоб выехать на дорогу, ведущую в Никшич и далее на Котор и Петровац.

Я достаю с кармана рюкзака «заветный загашник» – листы с 2-мя лирико-драматическими стихами.
 Подошёл Артур. Там в машине осталась женщина с ребёнком.
Я готовлюсь начать чтение. Жена, Жанна отступает на шаг назад, я говорю: – Эти стихи я не буду громко читать, не бойтесь. Она-то помнит, как я голосил на весь мост Джурджевича Тара.

Я прочитал первое: «С утра исчезнет снова милый». Они слушали, не отрывая от меня глаз, и я то же от них, изредка, поглядывая в текст.
Читаю второе, который есть в фильме в YouTube: «Убегаю»
И вот заканчиваю как итог последнее четверостишие:

« Жизнь дана не для чего,
Хорошо, коль твёрдо знаешь,
Что дороже нам всего,
И живёшь ты для кого!».

– Вот это про меня, – воскликнул, улыбаясь, Артур. Лена вытащила свой Айфон. Стали фотографироваться на память. Старшая дочь тоже снимает.

– Я вижу, ты творческая личность, обращаюсь я к дочери, но чтобы результат творчества довести до людей, надо постараться дополнить свои фотографии элементами, которые создадут синергический эффект. Тогда результирующая сила эффекта от каждой компоненты будет не арифметической суммой. И привел, к примеру, творчество Высоцкого.

– Надо написать стих или рассказ. Но он будет просто гадким утёнком, каким бы хорошим он не был. Надо довести его читателя своим голосом, выразить гамму чувств и эмоции. Боль, радость, сострадание, любовь, смущение и десятки ещё других проявлений нашей души. Как это сделать? Надо записать голос на компьютере, с помощью звуковой программы, дать эхо, реверберацию голоса. Есть множество стандартных положений для выбора помещения, в котором вы читаете: это комната, большой зал, консерватория и т.д. Можно также с помощью регуляторов менять значения и находить наилучшие варианты и сравнивать их. Продукт творчества – МАТРЁШКА, состоящая из множества вложения.

Так вот просто написанный стих это самая малая матрёшка. Её обволакивает следующая – это прочитанный тобою стих, далее идут следом следующие, а именно:
– Прочитанный и обработанный с наложенной музыкой стих.
И вот теперь в завершении, ещё надо создать видео, из ваших фотографии в сопровождении музыкальной композиции, для стиха. Вот тогда ваш гадкий утёнок вырастит и станет БЕЛОЙ ЛЕБЕДЬЮ, высоко взмоет в небеса и будет вечно парить в просторах интернета и космоса.
Ты поняла меня?
– Да!
– Пиши мне на почту и присылай. Запомни, не стыдись писать стихи, какими они не получились. Пусть лежат в твоей тетради и квасятся! Стихи имеют свойство ЛИНЬКИ. Как змея, которая выползая и зимней норы на солнце погреться, а потом снимает старую серую шкуру и сверкает уже новым нарядом! А стихи тоже: вставишь риторическую фигуру, новое рифмующееся слово, или изменишь, размерность или систему рифмовки, – вот и твоя птичка уже машет оперившимися крыльями.
Пиши стихи, воспитывай свою душу, и ты всегда можешь на неё положиться в самую трудную минуту, – это мой девиз.
– Ты всё поняла?
– Да.
– Она у нас умница, – добавила, улыбаясь, мама.

Мы начали на прощание обниматься и целоваться. И провожали вслед взглядом отъезжающую машину, наших спасителей.

Мы идём вверх по улице. На перекрёстке супермаркет VOLE. Я сижу на скамейке, а Лена заходит в магазин. Минут через 10 она приносит хлеб и молока две пачки.
Мы идём на ночёвку, на старое место, на пригорок, где ночевали вчера. Ходьбы минут 20. И рады, что не пошли с неподъёмными рюкзаками дальше по дороге, где нет места для прохода пешеходов.

Валерий Енков

Красавица ТАРА
(Поэма в авторском чтении)
Средь дивных, вечных гор зелёных,
Река владычица течёт.
И мир глядит, вновь просветлённый, –
Ей гимн любви уже поёт.

Её характер непокорный, –
Весной сметает всё с пути;
Трещат все глыбы, скрежет, стоны, –
Готовы с места отойти.

А летом, в жаркий день играя,
Уже не хочется серчать;
И смельчаки, дух испуская,
Её готовы оседлать!

Под солнцем, в голубой лазури,
Сверкает, словно бы змея,
И извиваясь бесконечно,
Всех обнимает, – лишь любя.

Я Тата, Тара, – так и знайте,
И равных мне красою нет!
Давно я стала уже былью,
И люди шлют мне лишь привет!

Чтоб всё ж величие узрели,
Стоит на главах мост, – мой брат;
С него меня здесь озирают, –
Все смотрят вниз, на мой наряд!

– Голубка Лена, ты откуда,
Вдруг посетила Дурмитор?!
Все пытки, страхи одолела,
Чтоб оказаться среди гор?!

– О, знаешь, как меня пугали?
«– Куда ты едешь, боже мой!
Да с рюкзаком, с палаткой даже,
И где тебя искать порой …»

– Но здесь с тобою, – мне не страшно,
И я решилась пролететь:
На тросе, с берега на берег,
Тебя, чтоб лучше разглядеть.

10.
Народ же, стресс свой усмиряя,
В кафешке, только пиво пьют.
Что мост, что Тара, – им забава,
Лишь только покурлычать тут.

11.
Валера, даже умудрился,
Свой страх и то здесь усмирил:
И я его уже снимала,
Как над тобою он парил!

12.
Затем концерт он дал Артуру,
Из Петербурга он с семьёй!
И он от радости нежданной,
До Жабляка потом подвёз!

13.
На Чёрном Озере там были,
Какая мощь и красота,
И коль такого не видали, –
Пусть Ваша сбудется Мечта.

14.
Там горы дышат притяженьем,
И даже ободряют нас;
С вершины смотрим с наслажденьем,
Привет всем шлём из наших глаз!

15.
Пусть облака нас окружали,
И застилали всё вокруг, –
Такой погоды мы не ждали,
Но шире стал в друзьях наш круг.

16.
Все силы брошены в подъёме,
Как трудно расставаться здесь;
И Савин Кук, с слезою в дрёме,
Встречал и улыбнулся весь!

17.
Тут Солнце подмигнуло глазом,
Пройдя сквозь тучу облаков,
Нам озарил ущелье, горы,
И нас и мир волшебных снов!

18.
О, Горы, Вы Земли отрада!
Вы слышите здесь Божий глас!
А кто взойдёт к Вам, – ждёт награда,
На память жизни, без прикрас ...