Путешествие по черногории глава 4

Жабляк – Савин Кук

Лене говорю: – Нас не устраивает житьё в комнате. До Савина Кука 4,5 км, а ты будешь спать до полудня и не вытащишь тебя, пока не накормишь по полной программе!
– Мы ведь взяли палатку, палки трекинговые, должны же ведь они работать. Что мы даром носим и надрываемся. Может быть, если удастся так снять комнату ближе у подножия, та сплошные постройки. Но если будет работать подъёмник, поднимемся, и спустимся. А Черное Озеро находится по другую сторону от цента Жабляка.
Мы вышли на улицу и зашагали быстрее. Зачем измученные после восхождения и спуска мы должны дополнительно пройти 9 км без передыха в комнату, которую оплатили. Лена успокоилась. Дождь престал крапать. Я включил навигатор. Прошли до конца улицы и сворачиваем направо. Здесь перекрёсток. Включаю навигатор, всё верно. Можно выключить, не тратить заряд аккумулятора. Улица реконструируется. Делаются тротуары, поставлены столбы для освещения. Подвозиться земля для озеленения газона между горой и тротуаром.  М ы идём по левой стороне шоссе. Прошли 200 метров. Лена захотела в туалет, это сколько же она терпела! Ведь она ещё в Которе хотела.
Давай здесь, машин нет. Долго ли всё успеешь. Она стыдиться. Гавкает собака, а тут позади пять шагов поднимается тропка в гору. Вот Лена поднялась и куда ещё поползла, минут через десять спускается. Довольная, вся сияет. Теперь и дорога ей нипочём.
Мы продолжили путь. Через час началось поселение. Пошли коттеджи с левой и с правой стороны улицы. Много построено, и строятся. Есть дома, с вывеской ПРОДАЁТСЯ. Идём по улице. Рядом мужчина, переговаривается с водителем остановившейся машины. Затем по дороге мы спрашиваем: Где можно набрать воду для питья. Он заминается с ответом. А ещё Лена спросила, где можно поставить палатку на ночь. Он думал, думал и говорит: – Да вот хоть здесь, выше дороги. Но ещё светло, и мы хотим пройти дальше. Значит в принципе можно. Вот проходим дом, справа сосед его у крыльца. Он  спросил у него насчёт воды, и сосед согласился дать. Лена поднимается и заходит в дом с 2-х литровой бутылью. Бак был за стеной, как рассказала Лена, долго наливалась по трубке. Она радостная  пришла. Я спросил, как у них тут с водой.
– Она привозная из цистерны разливают. Потом в месяц раз оплачиваем.
Вот ещё 2 кг. Веса мне добавилось. Спросила Лена и на счёт газового баллончика для горелки. Но нет его и здесь. Вскоре мы распрощались и пошли дальше, пока светло, поближе к подножию.
Через 20 минут начал крапать дождь. Прошли ещё минут десять, а дождь начал усиливаться. Я смотрю, направо от улицы начался подъём в горку и там высокие деревья. Вот решили туда подняться. Сразу видно, что была здесь стоянка туристов, правда давно. Вот и кострище. Рядом хвойные деревья. Мы начали подыскивать ровное место, и выбрав. Стала Лена очищать от веток и камней. Я начал вытаскивать палатку. Застелили плёнку и развернули днище палатки. Вскоре мы быстро установили и палатку верхнюю крышу. Рюкзак приложили к стволу сосны и на него одели чёрный упаковочный мешок, чтоб не промок от капель, стекающих с ветвей. За ним справа внизу в 60-метрах был дом, но нас загораживали ветви. Когда поднялись, дождь поливал прилично, затем ослаб и очень долго моросил. Но мы были уже в палатке и, намучившись за день, незаметно вскоре уснули.
Утром слегка позавтракали, собрали палатку. Сделал пару фоток о месте пребывания. На одной скатёрка и  что-то на ней. На другом фото – приглаженное место, после нашей ночёвки. Но место оказалось бочковидным, да тут и не приходиться выбирать. По ту сторону улицы идёт строительство дома. Подъехала машина с прицепом, подвезла материалы. Рабочие вроде костёр там разожгли, но не видать. У нас тоже был соблазн сделать маленький костёрчик и вскипятить чай, тут было старое кострище от стоянки туристов. Но отказались, чтоб не привлекать внимания. Выше нас тоже бал заложен котлован, там техника, инструменты, место огорожено. А ночью, когда я встал оттуда светила яркая лампа. Она просто слепила глаза, но что там понять не мог. Думал, может от дома.

Как проснулись, минут через сорок, мы не только собрались и позавтракали, но уже выходим на дорогу. Это в двадцати шагах надо спуститься вниз с горки.
Впереди дорога идёт на подъём, затем пошёл спуск. Я вытащил свою малую камеру и уже снимаю дома, и территорию по пути. Свернула дорога налево. Прошли немного, затем она круто сворачивает влево и делает полукруг. У меня включён навигатор, на ней карта Черногории и я вижу дорогу. Я заранее отмечал точки подхода, чтобы не делать лишние круги. Только одного я не учёл, что карта допотопная, а вокруг вся земля приватизированная или купленная. Она огорожена проволокой на участки, как загон для овец или для будущего дома. Мы решили идти под углом направо, прямо к подъёмнику. Аккуратно перешагиваем проволочные ограждения и идём вперёд. Потом снова перешагиваем и идём направо, а там по дороге уже влево в сторону подъёмника. Вот и пустой дом с объявлением: «ПРОДАЮ». Рядом забетонированный дворик. Вот подумал можно наверно здесь поздно вечером поставить палатку. В сотнях метров очертание подъёмника. Мы у цели!

Подходим, касса открыта, уже работает. А мы самые первые. Купили два билета. Нам дали билеты и карты с фоткой трассы. Я подумал. Что это на память. А для чего, скажу позже. У кассира спросили можно оставить рюкзак у стойки. Она ответила: – Да.
Я пристегнул лямками рюкзак к перилам, взял камеру  NICON, а кобуру подвесил за рюкзак. Подходим к подъёмнику, он в 59 метрах на подъёме. Там собралось несколько человек, потом я понял, что это обслуживающий персонал. Я фотографирую Лену в разных местах. И у развлекательной площадке, и вот она села в кресло люльки. Снимает она и меня.
Начал работать подъёмник, стали подниматься молодые хлопцы. Когда мы подошли, они велели подождать. Подъёмник двухуровневый, а операторы, а как их иначе назвать, помогают сесть в кресло при движении, они слегка затормаживают и дают вспрыгнуть и накинуть перила. А на выходе помогают спрыгнуть. Но пока вначале я не знал. Всё приходиться познавать на практике. Хорошо бы если была бы инструкция или вначале они показали бы. Вот я и Лена встали не с той стороны, и они поправили.
Подъехало кресло, вот на ходу мы и подсели с Леной. Получили поджопник, эффектное начало и поехали! Дальше стало романтичным и привыкаешь к самому подъёму. Впереди предгорье, в основном покрытое травой. Слева – снаряды развлекательного комплекса. Начинается подъём по горной полосе с вырубленными деревьями, чтоб не касались кресел подъёмника.

Я снимаю слева и справа и по центру. Немного снимает и Лена на мобильнике.
Мы в восторге летим над горной просекой с вырубленными деревьями. Едем на подъём. Проехали вершину холма, теперь едем вниз. Открывается панорама горного ущелья, в конце подъёма видна выступающий отрог горы. Снимаю слева и справа.
В левой части горной просеки, на границе с горным лесом видны лыжные подъёмники. Снимаю мачту с приближением, в крупном виде. Затем вид справа. Вот и снимаю Лену в красной куртке. Проезжаем домик с правой стороны издали и в приближении за сеточным забором. Впереди приближение к отрогу горы, теперь будет начинаться подъём. Мы поднимаемся. Слева наплывает серое облако, которое затягивается вглубь и вверх между склонами горы. Видим правую часть нависающей вверху скалы. Слово, внизу вроде плиты из досок, что то непонятное, а может там родник разукрасил в оранжевые полосы камни?
Поднимаясь, проявляется серая мощь почти вертикальной скалы, а у подножия ещё не растаявший снег. Завораживает вид справа, а над нами плывут хмурые облака. А правее появляется обнажённая тропа идущая вверх. Приближаемся к подножию скальной части горы.
Впереди виден принимающий подъёмник, а слева в приближении та же скала.
Нам подали руку, и мы спрыгнули на площадку. Пытаемся прийти в себя после всего испытанного и увиденного. Эта была первая ступень подъёмника. Я фотографирую улыбающуюся Лену с цветастой пакетной сумкой, и с видом вниз и на мачту подъёмника. И снова у колеса разворота стоит Лена. Снимаю вид долины справа от подъёмника, видны в тумане домики и деревья, тянущиеся узкой грядой слева направо. Видны подходящие дороги внизу. Захватываю вид левее предыдущего кадра. Вблизи видна поднимающаяся тропа вверх, справа налево.
Мы прошли по траве ко второму подъёмнику и сели в кресло. Но нам не сбросили передний держатель с подножкой. Я не знал, что можно самим подтянуть. Поэтому я вцепился в боковушку и очень боялся, чтоб не выскользнуть с кресла. Теперь только это беспокоило меня. Но я всё же снимаю впереди проход, по межскальному проёму, с канатами, и люльками слева и справа. Сперва был подъём, но когда был участок спуска, тут и тело наклоняется вниз и в момент прохода люльки через колёса, получался маленький толчок, и я очень боялся, чтоб не выбросило меня с кресла.
Проплывают отдельные причудливые обветренные скальные макушки. При приближении снимаю в крупном виде. Идём на подъём. Проходим зелёную седловину.
И вот, наконец, мы доехали и выпрыгиваем из кресла.
Снимаем друг друга, – ещё оставшихся, живыми. А Лена так не заметила, что едем без ограждения.
Проходим по тропе вверх, доходим до домика. Здесь предлагают горный сервис: выпить кофе, полакомится стаканчиком земляники, малины. Но пока никого нет.

Я снимаю Лену на пороге и за столиком. Потом она меня. Поднимаясь по тропе, доходим до святого источника, который стекает в корыто. Мы набираем воду в литровую бутыль, напились, умылись и сфоткались на память. Как же приятно смотреть на себя, и не завидовать другим, посетившие эти места.
Рядом скамейка. Пока Лена набирала воду, за скамьёй лежал пластиковый стаканчик с десятком ягод мелкой земляники. Да в траве ещё с десяток. Видно кому то не понравилось. Сверху в стаканчике красовались несколько красных, а остальные так сяк. Но мы не привередливые. Я из травы собрал, обмыл родниковой водой, подошёл к Лене и говорю: – Это тебе сюрприз от гор! Она засмеялась, но съела, не пропадать же добру!
Мы поднимаемся выше по тропе, и я уже с высоты снимаю Лену и гостевой домик.
Начинается фото-сессия. Лена в разных видах и позах на фоне скал. Вот теперь она утрёт нос своим подругам, которые её ругали, осуждали, страшили. Это они, только на лавках сидят и судачат. А после десяти шагов ищут место опоры для третьей точки!
 Вот и на фоне зелёного склона и серой скалы справа. Острые зубца вершины скальной гряды и не растаявший ещё снег, очень впечатляют контраст в природе.
Поднялись до промежуточной точки, есть, кому присесть на лавочке, отдышаться посмотреть вдаль вниз и запечатлеть себя. А слева поднимается серое облако. Хорошо, что нет ещё дождя. Тогда мы выглядели бы как мокрые куры…
Лена смотрит в телескоп, якобы. На самом деле она просто позирует. Весь низ местности в облачной завесе, там ничего не увидишь, кроме собственного носа!
А рядом автомат: 1 евро за 2 минуты!
Лена на камне, позади пропасть, она завязывает шнурок на ботинке, на фоне скальной вершины с участками снежного покрова. Вот и край горы и вертикальная пропасть и снова правее снежники.
Вот Лена в красной куртке на фоне серой скалы, на краю пропасти. Тянется тропинка вверх к вершине. А впереди зелёная вершина и на макушке крест. В средней части, словно выемка заполненная снегом. Нам ещё надо подняться по тропе с левой стороны.
Оглядываемся вниз: видим поднимающихся туристов. Впечатляет край обрыва с зелёной кромкой. Шагнёшь в туман и полетишь в бездну…  Вот и обзор внутренней части скалы. Что там, в середине красного цвета: палатка или стоянка?
Впечатляющее зрелище кроме скалы и огромным камнем для позирования экстремалов. Чего не сделаешь ради рекламы в туриндустрии. Вот и лена рядом с этой глыбой.
Плоская горная лужайка обнимает Лену, а внизу подошли к пропасти туристы. Вот и все виды, которые нас окружают с этого места. Прощальный групповой кадр: Лена и туристы из Словакии.
Наконец мы поднялись к вершине. Теперь будет вторая очередь для нашей фотосессии, хотя мы и снимаем по пути все впечатляющие виды с подъёмом.
Лена у транспаранта с видами, названиями и обозначением высоты вершин горного массива Дурмитор в Черногории.
Мы на вершине. Ура! Лена и Валерий. Лена у телескопа на вершине.
Поднялась группа туристов из Словакии. Они стояли обособленно. Потом я подошёл и стал говорить: Я из Москвы, русский. Потом приглашаю сфотографироваться с Леной. Он в синей куртке. Потом я с другим мужчиной из их группы. Он говорит по русский. Учился в МГУ и там после преподавал. Дал свой почтовый интернет-адрес. Вот и лена с ним на кадре.
Мы спустились на несколько метров. Знакомимся с женщинами, и Лена снимается с одной уже в возрасте. Но она моложе Лены. Какая-то общая радость пусть маленькой, но нашей победы. Вот и вся их группа. Нахлынул туман, всё в молочном облаке и не видать соседних гор и вершин. Через десять минут мы начали спуск.
Вот и прощальный групповой кадр с частью туристов из Словакии. Их четверо на кадре, остальные начали спуск. Они приехали на автобусе и их поселили в отеле.
Прощай Савин Кук. Мы тебя не забудем, но и ты не забудь единственного поэта из России.
Мы спустились к подъёмникам, присмотрелись внимательно к посадке туристов и уже были начеку, чтобы подтянуть перила.
Я также снимал виды спереди, слева и справа. Другой обзор. Захватывающий спуск.
После верхнего подъёмника, на тропе вблизи рабочие разожгли костёр. И Лена не упустила возможности, чтоб не согреть руки на фоне костра и лавки.
Мы сели в кресло, и я снимаю нас обеих. Вот мы какие, даже не поверите!
Я, подъезжая к низу, я уже тороплю Лену, чтоб поднять опоры для ног и перила, она всё тянет до последнего момента.
Вот мы и на свободе, а я довольный, ашь жуть. Выполнил горную программу. Это первое намеченное мероприятие.

Внизу много людей приехало на машинах. Мы проходим вниз дальше и выходим на дорогу. В стороне ставим рюкзаки. Теперь в наших планах найти место для ночёвки. Мне всё равно, могу и вблизи у дороги, но не очень-то будет комфортно.
Прямо за домами, деревья. Посылаю Лену на разведку. Туда ведёт и дорога, но она обходит слева. Предлагаю через пустые огороженные участки.