Все стихи на букву А

            ТЕМАТИКА СТИХОВ НА БУКВУ А :

            А ЗНАЕШЬ, КАК ХОЧЕТСЯ МАЛОСТЬ
            А ЛЮБОВЬ У ДОНЫШКА
            А МЫ ТАМ ВЕДЬ БЫЛИ
            А СЕРДЦЕ ГЛОЖЕТ
            АД И РАЙ
            АИБГА. Я по книжке был влюблённый
            АИБГА
            АКРОСТИХИ Зол.Кол
            АЛУШТА
            АРБАТ
            АРХЫЗ
            АХ ЭТОТ ЩТУРМАН
            АНЕКДОТЫ ОТ ВАЛЕРЫ

          ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ: Я ЗА 10 СЕКУНД КОПИРУЮ ВСЕ САЙТЫ!!
          ВОТ ПОЧИТАЙТЕ НАЧАЛО УЧЕБНИКА "СКОРЕНКО"

                СОДЕРЖАНИЕ :

                А ЗНАЕШЬ, КАК ХОЧЕТСЯ МАЛОСТЬ

                Ты катишься, словно по склону,
                Боишься ей правду сказать;
                Бежишь ты за мною вдогонку
                И жалко наверно бросать.

                РЕФРЕН
                А знаешь, как хочется малость!
                Ведь большего я не прощу…
                А может мне хочется странность:
                Чтоб ты целовал по утру.

                Не сбудутся мудрые речи
                И ты не уйдёшь от неё,
                А наши тайные встречи -
                Для всех не секрет уж давно.

                Не надо ещё обещаний,
                И сноп утешительных слов;
                Проснувшись с лучом самым ранним -
                Забуду я прелести слов.

                РЕФРЕН

                Не надо мне музыки громкой,
                Не надо прощаться со мной:
                Не буду я одинокой,
                Когда ты будешь с женой.

                Мы странною, знаешь, любовью
                Лишь связаны были с тобой:
                Расходимся вечно - так с болью,
                А сходимся с тайной тоской.

                А знаешь, как хочется малость!
                Ведь большего я не прощу…
                А может мне хочется странность:
                Чтоб ты целовал по утру.

                22. 09. 1989 г. ст. Снегири



                А ЛЮБОВЬ У ДОНЫШКА

                Здесь у моря крымского, волнами вихрастого,
                Оглушает рокот день и ночь.
                Каждый день тебя встречаю, и за полночь провожаю, –
                И не может мне любовь помочь.

                А любовь у горлышка, что светлее солнышка,
                Как бальзам душевных ран,
                Нам для счастья богом дан.
                Каждый может пригубить и глоток его отпить!
                Но любовь из донышка – сорок капель солнышка,
                Одному всегда верна,
                И пока так никому, никому уж никому,
                Так не отдана!

                Пусть любовь волнуется, морем разливается,
                Ветром унесённая от бед.
                Но схватить перо Жар-птицы –
                Этой пламенной девицы
                Не бывать хоть обойди весь свет.

                А любовь у горлышка, что светлее солнышка,
                Как бальзам душевных ран,
                Нам для счастья богом дан.
                Каждый может пригубить и глоток его отпить!
                Но любовь из донышка – сорок капель солнышка,
                Одному всегда верна,
                И пока так никому, никому уж никому,
                Так не отдана!

                26.08; 1.09.2002

                А МЫ ТАМ ВЕДЬ БЫЛИ

                А знаешь, мне хочется снова вернуться
                В те наши далёкие годы опять ...
                Подняться вновь в горы и вновь окунуться,
                Чтоб больше о счастье уже не мечтать.

                Пройти всё по точкам пути - остановок,
                И снова уставшими встать на привал;
                И босым по травам пройти вновь спросонок,
                Чтоб чай травяной котелок настоял.

                Спуститься к ущелью под кронами бука,
                К зелёному морю душой прислоняясь.
                Олений родник – слышать в отклике звука, –
                С живительной влагой с Поляной роднясь.

                А мы там ведь были,
                В палатке там жили;
                Нам дождь проливной – не беда!
                И пусть не на долго
                Судьбы свело Око, –
                Мы ей благодарны всегда.

                Поляна встречает, в цветах обнимает;
                Полно земляники, черешня в соку ...
                А виды на Горы, вновь взор поражают,
                И, кажется, время проходит в меду.

                И к морю мы вышли,– на берег Лазурный, –
                Там волны с палаткой хотели дружить;
                Вот Горы и Море, и берег пусть скудный, –
                С природою Крымской учили нас жить.

                А мы там ведь были,
                В палатке там жили;
                Нам дождь проливной – не беда!
                И пусть не на долго
                Судьбы свело Око, –
                Мы ей благодарны всегда.

                12.07.2012 КРЫМ


                А СЕРДЦЕ ГЛОЖЕТ

                Коль жизнь моя сложилась так,
                Что нет давно уже семьи,
                Но в одиночестве никак
                Прожить нельзя день без Мечты.

                А сердце гложет,
                А сердце стонет ...
                Ведь без любви оно
                Прожить не может.

                И в одиночестве свой смысл:
                Понять ошибки и простить;
                Не важно как ты жизнь прожил,
                Куда важнее – полюбить!

                Любовью соткан человек,
                Любовь творит лишь чудеса;
                И сколько не минует лет,–
                Опять в душе придёт Весна!

                А сердце гложет,
                А сердце стонет ...
                Ведь без любви оно
                Прожить не может.

                10.07.2012


                АД И РАЙ

                Отрёкшись с миром, – утомлённый,
                Поднялся в горы отдыхать;
                Здесь на Поляне, упоённый,
                В цветах беспечных – мир понять

                Своими мыслями, словами,
                Мы Рай иль Ад – внутри себя,
                Лишь сами создаём делами,
                Живя без Веры, не любя.

                А Мир таков,– таким он нужен:
                И «что вверху – то и внизу»,
                И «что внутри – то и снаружи».
                Давно бы знать всем наизусть!

                Просил у Матушки Земли
                И у Небесного Отца,
                Чтоб прегрешенья мне прости б,
                И дали Светлого Огня!

                Внутри себя раскрыть пытаюсь,
                Всё ж образ нашего Творца;
                Решать проблемы я стараюсь,
                В искусстве жизни, как Венца.

                Нас время в помыслах торопит,
                Где нет начала и конца;
                И сердце пламенем источит,
                Коль без Любви – она мертва.

                А Мир таков, – таким он нужен:
                И «что вверху – то и внизу»,
                И «что внутри – то и снаружи».
                Давно бы знать всем наизусть!

                10.07.2012



                АИБГА1

             (ВЕРШИНА ГОРЫ НА КРАСНОЙ ПОЛЯНЕ)

                Я по книжке был влюблённый,
                Встречи грезил по ночам;
                Красотой твоей сражённый, –
                Любовался по утрам.

                Шаг за шагом поднимался
                И истратив весь свой пыл,
                Я опять один остался
                И в слезах затем остыл.

                АИБГА, АИБГА, –
                Ты красивее здесь всех;
                Непокорна, своенравна, –
                Только манишь для утех …
                АИБГА, АИБГА
                Открой души врата!

                Как давно с тобой ждал встречи,
                И обнять хотел при всех,
                Я истратил свои речи, –
                Ты не слушаешь, –вот грех!

                Вот сестра твоя Ачишхо,
                Несравненно и мила;
                Снегом потчевала лихо,
                И букет цветов дала!

                АИБГА, АИБГА, –
                Ты красивее здесь всех;
                Непокорна, своенравна, –
                Только манишь для утех …
                АИБГА, АИБГА
                Открой души врата!

                Н гляди в меня с укором,
                Я пришёл из дальних мест;
                Любоваться твоим ликом,
                И сказать тебе – ПРИВЕТ!

                Обниму тебя я только,
                Ночь пробуду до утра.

                8.03.2013



                АИБГА

                Слепи, слепи усталый взор
                И торжествуй непокорённой ...
                Душа изведала укор
                И зрит с надеждой упоённой.

                Привык я грустью понимать
                Твои невинные забавы,
                И в величавости – молчать
                И вновь притягивать для славы.

                ... С зарёй румянишь белый лик
                В наряде с кудрями из облак,
                И осеняешь счастья миг
                Мне взглядом юной, – сколь он кроток.

                И я спешу как день с лучом
                В надежде встретится с тобою ...
                Но хлынул вдруг туман седой,
                Запутав в миг игрой чужою.

                А вот уже раздался гром,
                И капли дерзкие смешали
                Траву и лист в единый ком,
                И вниз бежит поток в журчаньи.

                Но кто ж вверху? – Властитель бурь!
                Рождённый смерч на склонах гребня,
                Взъерошив кроны и лазурь,
                Валил стволы для утешенья.

                Прощайся – и быстрее вниз!
                И не ищи тропы подспудной,
                И не надейся на сюрприз
                Средь ливня и потоков мутных.

                ... Проснулись. Утро. Ночь прошла.
                И снова день парит и жалит;
                Тревога тяжкая прошла
                И лик к себе твой снова манит ...

                Но нет! Не припаду к ногам, -
                Ты не изведаешь восторга!
                Я буду подпевать ветрам
                И утешаться данью года ...



                АКРОСТИХИ ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

               (ПРОПУСКАЮ ОНИ ЕСТЬ В ЭТОМ САЙТЕ,
                рецензент НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ,
                А ТАМ ВСЕ СОСТОЯНИЯ ЛЮБВИ ОТ
                ЗАРОЖДЕНИЯ ДО СМЕРТИ)

                АЛУШТА

                Здравствуй Алушта, духом роднима,
                Как ты живёшь одна среди гор?
                В памяти доброй, ещё ты хранима,
                С первой встречи, пленяя мой взор.

                Снова тянет взобраться к вершине,
                Мимо сонных причудливых глыб;
                Как бесконечны эти картины, –
                Сказками детства вышли из книг!

                Берег Лазурный в волнах прибоя,
                Чайки, как прежде, седлают холмы;
                Берег пустынный, с волнами споря,
                Пялится взором в горы твои.
                В горы по тропам, – как же иначе, –
                Жду я свиданье и с Караби;
                После пещер, я спустился в Рыбачье,–
                Вот итог на последнем пути.

                Всё побережье светится ночью,
                Спать не ложишься ты до утра;
                Я не смыкаю снова здесь очи,
                Слушает море даже луна.

                Снова тянет взобраться к вершине,
                Мимо сонных причудливых глыб;
                Как бесконечны эти картины, –
                Сказками детства вышли из книг!

                12.09.2011; Солнечная, Крым.


                А МЫ ТАМ ВЕДЬ БЫЛИ

                А знаешь, мне хочется снова вернуться
                В те наши далёкие годы опять ...
                Подняться вновь в горы и вновь окунуться,
                Чтоб больше о счастье уже не мечтать.

                Пройти всё по точкам пути – остановок,
                И снова уставшими встать на привал;
                И босым по травам пройти вновь спросонок,
                Чтоб чай травяной котелок настоял.

                Спуститься к ущелью под кронами бука,
                К зелёному морю душой прислоняясь.
                Олений родник – слышать в отклике звука, –
                С живительной влагой с Поляной роднясь.

                А мы там ведь были,
                В палатке там жили;
                Нам дождь проливной – не беда!
                И пусть не на долго
                Судьбы свело Око, –
                Мы ей благодарны всегда.

                Поляна встречает, в цветах обнимает;
                Полно земляники, черешня в соку ...
                А виды на Горы, вновь взор поражают,
                И, кажется, время проходит в меду.

                И к морю мы вышли,– на берег Лазурный, –
                Там волны с палаткой хотели дружить;
                Вот Горы и Море, и берег пусть скудный, –
                С природою Крымской учили нас жить.

                А мы там ведь были,
                В палатке там жили;
                Нам дождь проливной – не беда!
                И пусть не на долго
                Судьбы свело Око, –
                Мы ей благодарны всегда.

                12.07.2012

                АРХЫЗ

                У красавицы Архыз
                Было девять сыновей.
                А десятая – Акыз –
                Всех прекрасней и милей.

                Дочь Софией нарекли,
                Башенку ей отвели:
                Там жила она всегда,
                Там душа её цвела.

                Братья – цепью гор сплелись:
                Сторожат ее покой.
                Смотрит грустно дева вниз-
                Слезы катятся рекой.

                Бровь нахмурил Чучхур-баш –
                Самый старший её брат.
                И тогда решил совет:
                Выдать замуж с юных лет.

                Так засватали её,
                Не приняв мольбы святой.
                Женихом стал – старец Пшиш, –
                Но любовь не укротишь ...

                А любила дева та
                Молодого Кизгича:
                Только вечер – рядом с ним,
                Сердцем горестным своим.

                Не сдержал свой гнев жених
                И ... Софию он убил ...
                И осталось в месте том
                Озерцо с одним ручьём.

                Мы же в горы – каждый год,
                Там где стынет даже лед,
                Ходим Софью помянуть, –
                На окрестности взглянуть.

                Есть предание: всегда
                В полночь с озера она
                К звездам руки поднимает
                И любимого взывает.

                1989

         
                АХ ЭТОТ ШТУРМАН
            (ПОСВЯЩЕНО СЫНУ ДМИТРИЮ БЫЛО 17ЛЕТ в 1989)

                Туман заполнил дали
                Молочным киселём,
                Но нервы нам не сдали:
                Мы дальше все идем.

                Здесь компас не поможет –
                Он просто ни к чему,
                А мысль в сомненьях гложет,
                Хоть вслед пока иду.

                РЕФРЕН
                Ах, этот штурман! Суровый штурман!
                Куда меня под вечер заведёт?
                И как же он углядывает туры,
                И по тропе невидимой ведет!

                Ах, этот штурман! Суровый штурман!
                К тому ж еще безусый командир.
                И как же он в горах не любит шуток, –
                Как пред сраженьем озирает мир.

                В дождь тропка незаметна
                И стала пропадать,
                А карта – безответна, –
                Готов всю разорвать.

                Здесь горы словно лопасть,–
                Внизу бараний лоб, –
                Затягивает в пропасть,
                В готовый снежный гроб ...

                С горячим его сердцем
                Не в силах совладеть;
                Не трусит он в разведке,–
                За ним и не поспеть.

                И вот веселый возглас:
                Я кулуар нашел!
                Веревку в бездну бросил –
                Страховочку навел!

                РЕФРЕН


                Мы со скалы спустились,
                И вновь на рубеже:
                Ледник вниз отступился,
                Оставив пропасть мне.

                Но разум наш не скуден
                И я в прыжке лечу ...
                Барьер был не из легких,
                Я жив – и не ропщу!

                Когда все перевалы
                Остались позади,
                Довольные, усталые,
                Как черти обросли ...

                И тут я вдруг заметил:
                У штурмана усы!
                Он вырос незаметно
                Средь трудностей борьбы!

                Ах, этот штурман! Суровый штурман!
                Куда меня под вечер заведет?!
                И как же он угадывает туры,
                И по тропе невидимой ведет!

                Ах, этот штурман! Суровый штурман!
                Теперь уже усатый командир.
                И как же он смеётся после шуток,
                Когда все горы были позади ...

                04.11.90



                АНЕКДОТЫ от ВАЛЕРЫ 2012

                Анекдоты от Валеры, –
                Приперчёны все без меры.
                Проглотила лишь одну, –
                Прослезилась, на беду!


                В БОУЛИНГЕ

                Жизнь – одни скакалки,
                Ох, теперь и не усну!
                В боулинге – шапки:
                С номерками всё бегу …

                С бока на бок всё верчусь, –
                И шары ещё качу;
                Мужики стоят как кегли, –
                Только всё не попаду …


                АЧИ-БАЧИ-ТУРМАЧА

   – Что так смотришь грустно? Словно за аркан тянут под венец!
   – Нет, я не грустный, я думаю ...

   – Тогда после первой и второй, – промежуток небольшой!

   – А я себе налил. А тебе наливать не буду!

   – Это почему же, ты что стал жадной скрягой?
   – Нет, пытаюсь стать парапсихологом!
   – Как?

   – Посылаю тебе мысленно сигналы:
     Налей себе; Налей себе; АЧИ-БАЧИ-ТУРМАЧА.
     Налей себе сама, выпей затем до дна!
     АЧИ-БАЧИ-ТУРМАЧА.

    – Что поделаешь, если попался такой кавалер.
      Вот и делаю всю жизнь сама!

    –Ура! Получилось! АЧИ-БАЧИ-ТУРМАЧА.



                ПОСЛЕ ЗАБЕГА НА КОРОТКУЮ ДИСТАНЦИЮ

                Две писюкли лежат под одним одеялом,
                тяжело дышат, молчат, не шевелятся.

                – Ты что не спишь? – спрашивает она его.
                – А ты, чего не спишь?
                – Мне скучно!
                – А, а, а... Давай поцелуемся ...
                – Не хочу, я сыта!

                Через минуту писюк слышит храп писюльки.
                – И надо же, уже спит, а я не успел поцеловать её перед сном!
                А может, она заболела, так подозрительно храпит ...

                Надо потрогать её.
                Тёплая, – значит живая! Утром разбужу ...


                НОВОСТЬ

                – Зина, новость!
                – Да ну!
                – Замуж вышла!
                – Когда ж успела, у тебя ведь никого не было.
                – Так я один раз с ним и встречалась!
                – И он тебе сделал предложение выйти замуж?
                – Но ты знаешь, как мне трудно было согласится!
                – А что? В самом деле?
                – Пришлось с мольбой за советом обратиться к трём богам!
                – К каким? Почему, Зачем?
                – Иисус, – чтобы познакомил,
                Аллах, – чтобы разрешил;
                А Будду, просила не превращать меня в кошку в будущей жизни!
                – И что же?
                Обещал, – сказал: Будешь вольной пташкой …

               
                В ПЕРВЫЙ РАЗ

                – Раздевайся, уже поздно ...
                – Что, сразу так и начнём?
                – Нет, сперва помолимся!


                Учебник стихосложения Т.Скоренко
   (распространённый учебник, его можно найти и на птичьем рынке)
   
Есть, безусловно, более широкая классификация. Её обязательно нужно знать, чтобы понимать, как получаются размеры. Это позволит вам свободно придумывать собственные правильные размеры, не отклоняясь от канонов стихосложения. Правильные русские размеры можно поделить на:
    - однодольники (брахиколон); редчайшая и неудобная разновидность, каждый слог ударный;
    - двудольники (хорей и ямб): в них на каждые два слога приходится одно ударение;
    - трёхдольники (дактиль, амфибрахий, анапест); в них одно ударение приходится на каждые три слога;
    - четырёхдольники (хорей, ямб, пэон I, II, III, IV); одно ударение на каждые два (четыре) слога;
    - пятидольники; классический народный тип, одно ударение на каждые пять слогов;
    - шестидольники (включают как хорей и ямб, так и многие другие размеры); в русской поэзии малоупотребимы, широко использовались в античном стихосложении; одно (или два) ударения на каждые шесть слогов.
    В русском стихосложении наиболее употребимы (в порядке убывания): четырёхдольники, трёхдольники, двудольники, шестидольники, пятидольники. Однодольники используются редко, чаще в качестве лингвистических упражнений. И вам не рекомендую, если вы не достигли пределов совершенства в стихосложении.
   
   Автор:
   Тим Скоренко
   Учебник стихосложения Т.Скоренко
   ИСТОЧНИК: Сайт Тима Скоренко

            Введение
            1. Рифма
            2. Размеры
            3. Рифмовка
            4. «Спецэффекты»
            5. Занимательное стихосложение
            6. Стилистические ошибки
            7. Поэтический перевод
            Заключение

                ВВЕДЕНИЕ
    Однажды у меня появилось желание написать нечто вроде небольшого учебника, который может дать что-то новое как начинающим поэтам, так и поэтам профессиональным. Результат перед вами. Я старался изложить материал наиболее простым, разговорным языком, не вдаваясь в подробности и не употребляя чрезмерно много специальных терминов. Но не получилось, потому что без теории никуда. Да, писать стихи гораздо проще, когда они идут изнутри, а не отталкиваются от теории. Тем не менее, чтобы стихотворение было не просто искренним, а красивым и наполненным смыслом, нужно хотя бы немножечко разбираться и в технике.

    Кроме всего прочего, я считаю (подчёркиваю — это моё личное мнение), что стихи должны не только звучать в авторском исполнении, но также хорошо выглядеть на бумаге. Они обязаны пережить автора. Хотя бы ненадолго.

    Три главных совета выскажу в самом начале:
    1) Чтобы писать хорошие стихи, нужно очень много читать хороших стихов. Это самое главное правило.
    2) Если вы написали от души, это не значит, что стихотворение хорошее. Любое стихотворение необходимо через некоторое время перечитать и поправить, покромсать — и никто, кроме вас, этого не сделает. Стихотворения крайне редко пишутся с первого раза. Вы видели черновики Пушкина? Там исправлений больше, чем чистых строк. А вы не Пушкин.
    3) Найдите для своего стихотворения новую, неизбитую тему. А если вы пишете на традиционную тему (любовь, осень, с воображением туго?), найдите новые слова и идеи. Это я пишу только по одной причине: я не буду учить вас, о чём писать. Это вы решите сами.

    Итак, приступим.

        ГЛАВА 1. РИФМА

1.1. Стихотворения без рифмы
1.2. Рифма, как получить красивую рифму
1.3.Плохие рифмы
1.4.Рифмы различных частей речи
1.5.Лексическое разнообразие рифмы
1.6.Составные рифмы как вершина поэзии
1.7.Сквозные рифмы

    Одним из важнейших факторов в стихосложении является рифма. К слову, это я могу утверждать только говоря о славянских языках: например, древнегреческие поэмы или даже современные англоязычные стихи рифмы чаще всего не имеют. Что ж, это дело вкуса автора или развития культуры. Славянская языковая культура подразумевает наличие рифмы.

    Я не буду писать о том, что такое рифма и как она используется — это и без меня прекрасно понятно. А вот что такое хорошая и плохая рифма — мы разберём. Единственное, что хотелось бы ещё добавить в самом начале, так это золотое правило поэзии: рифма либо должна быть везде, либо её не должно быть нигде. Если она есть кусками, то создаётся впечатление, что поэт — просто неумеха. Не знал, как зарифмовать — и оставил на произвол. Кроме того, когда вы читаете стихи перед серьёзными господами из жюри поэтического или музыкального фестиваля, при плохо поставленной рифме происходит примерно следующее. Члены жюри слушают и вдруг натыкаются на место, где рифма пропущена (или она плохая). Следующие два-три куплета, пока вы читаете или поёте, они уже не слушают вас, а обсуждают вашу ошибку, окончательно теряя смысл повествования. Этого, естественно, нужно избегать. Кстати, то же касается и слога. Но о слоге — позже.

    Прежде чем приступить к рассмотрению различных рифм, хочу отметить, что многие примеры я брал с отличного сайта http://rifmoved.ru. Количество видов рифмы, которое приводит автор этого сайта, Владимир Онуфриев, не поддаётся подсчёту. Он великолепно классифицировал рифмы — переходные, префиксальные, недостаточные, добавленные и так далее, — которых нет в этом учебнике. Могу настоятельно рекомендовать сходить на «Рифмовед» и прочесть всё то, что там о рифмах написано. Всё — с примерами, со ссылками и вообще прекрасно, честно.


   1.1. Стихотворения без рифмы

    Конечно, в русском стихосложении есть стихотворения без рифмы. Причём существует довольно много разновидностей нерифмованных стихотворений.

    Первая разновидность — это белые стихи, стихи без рифм. В белых стихах обязан присутствовать размер. Классическими примерами белых стихов могут являться произведения Алексея Кольцова:

                Сяду я за стол да подумаю:
                Как на свете жить одинокому?
                Нет у молодца молодой жены,
                Нет у молодца друга верного. (А. Кольцов)

    Примеры белых стихов встречаются и у других поэтов-классиков, к примеру:

                Во тьме ночной явилась буря;
                Сверкал на небе грозный луч;
                Гремели громы в чёрных тучах,
                И шумный дождь в лесу шумел... (Н. Карамзин)

    Белым стихом написана знаменитая «Песня о Гайавате» Генри Лонгфелло. Технически белый стих весьма прост: достаточно соблюдать размер и следить за смыслом. Ввиду простоты технического исполнения белые стихи обязаны содержать в себе нечто такое, что «затмит» собой отсуствие рифмы. У Кольцова таким элементом является мастерская стилизация под народное творчество. Кстати, «Песнь о Гайавате» — тоже стилизация под эпос (собственно, это и есть эпос).
    В современной поэзии белый стих встречается не очень часто:

    А мы пойдем с тобою, погуляем по трамвайным рельсам,
    Посидим на трубах y начала кольцевой дороги.
    Hашим теплым ветpом бyдет чёpный дым с тpyбы завода,
    Пyтеводною звездою бyдет желтая таpелка светофоpа. (Я. Дягилева)

    Далёким предком белого стиха был так называемый безрифменный стих, к которому относится вся античная поэзия и европейская поэзия более позднего периода, когда традиция рифмованной поэзии ещё не сложилась. Пример безрифменного стиха:

                О том, что ждёт нас, брось размышления,
                Прими, как прибыль, день нам дарованный
                Судьбой, и не чуждайся друг мой,
                Ни хороводов, ни ласк любовных. (Гораций)

    Белые стихи, в отличие от безрифменных, — это сознательное отступление от сформировавшихся правил и стихотворных традиций, игнорирование рифмы как своеобразный художественный приём. Отметим, что в безрифменном стихе размер также соблюдается.

    Апогеем безрифменной поэзии (пусть я и отношусь к подобным вещам весьма холодно) являются верлибры (франц. vers libre — свободный стих). Верлибр не имеет ни рифмы, ни слога. По сути, это проза, разделенная на строки. Верлибры появились много раньше других видов стихотворений и развивались параллельно с ними. Высокого уровня достигли верлибры в американской поэзии. Приведу несколько примеров из классических верлибров в русских переводах.

    Я славлю и воспеваю себя,
    И что я принимаю, то примете вы.
    Ибо каждый атом, принадлежащий мне, принадлежит и вам.

    Я, праздный бродяга, зову мою душу,
    Я слоняюсь без всякого дела и, лениво нагнувшись,
    Разглядываю летнюю травинку.

    Мой язык, каждый атом моей крови созданы из этой почвы, из этого воздуха;
    Рождённый здесь от родителей, рождённых здесь от родителей, тоже рождённых здесь,
    Я теперь, тридцати семи лет, в полном здоровье, начинаю эту песню
    И надеюсь не окончить до смерти.

    Догматы и школы пускай подождут.
    Пусть отступят немного назад, они хороши там, где есть, мы не забудем и их.
    Я принимаю природу такою, какова она есть, я позволяю ей во всякое время, всегда
    Говорить невозбранно с первобытною силою.
        (У.Уитмен, перевод К.Чуковского)

    Это первая глава знаменитой «Песни о себе», во многом положившей начало современному верлибру. Тем не менее, большая часть встреченных мной верлибров по своему содержанию очень плохи.
    Вот другой пример:

                И не думайте будто
                искусство
                вот этот актёр
                говорящий
                вон с тем
                в глубине сцены.

                Оно
                третий
                которого вы не видите
                говорящий
                вон с тем за кулисами
                которого вы не слышите.
                (У. Лоуэнфелс, перевод В.Рогова)

    Про верлибры могу сказать только одно: чтобы написать действительно хороший верлибр, нужно быть истинным гением. За красивыми рифмами и выдержанностью стиля можно скрыть любые смысловые огрехи, а вот при отсутствии средств технического украшения стихотворения очень непросто точно выдержать смысл и логику того, что читатель должен в стихотворении увидеть. Поэтому: Написать хороший верлибр очень сложно. Когда вы пишете верлибры, это говорит чаще всего не о вашем высоком уровне, а о том, что вы просто не умеете работать с рифмой.
    Близки к верлибрам так называемые стихотворения в прозе — небольшие эмоционально насыщенные лирические произведения в прозаической форме без признаков метра и рифмы. Отличительные черты — мелодичность и напевность.

    Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаянье при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
    (И. С. Тургенев)

    Стихи в прозе, отмечу, порядком устарели. Многие литературоведы не относят подобные произведения к поэзии. В общем, я согласен с такой точкой зрения. Это, скорее, лиричная и красивая проза.

    Другие типы нерифмованного стихотворения — это хокку, танка и несколько других. Специфическая японская поэзия, честно говоря, совершенно не приспособлена и тем более не предназначена для перевода на русский и толкования. Во-первых, эти стихи отражают совершенно чуждую нам философию, во-вторых — в переводе теряется разница между этими типами, хотя в оригинале она есть. С моей точки зрения, писать хокку или танка на русском — просто глупость, примерно такая же, как если бы японец стал бы на японском писать рифмованные четверостишия о берёзках. Специфика японской поэзии обоснована языком, в котором нет слогов долгих и кратких, ударных и неударных и, следовательно, нет стоп.

    Хайку (хокку, хаи-каи) — жанр японской поэзии; нерифмованное трехстишие, произошедшее от танка и состоящее из 17 слогов (5+7+5). Зародились в 16 веке в период необычайного расцвета дзэн-буддизма, имевшего государственный статус. Писать истинные хайку мог только подготовленный мастер, прошедший долгий путь совершенствования и оттачивания литературного мастерства. Знание хайку и умение их сочинять со временем стали неотъемлемой частью воспитания японского воина-самурая, который должен был обладать невозмутимостью духа, отрешённостью и умением восхищаться красотой бренного мира. Классиками японской поэзии, создавшими непревзойдённые образцы хайку, были Басё (1644-1694) и Рансэцу (1654-1707).

                На голой ветке
                Ворон сидит одиноко.
                Осенний вечер. (Басё, перевод В.Марковой)

    Танка (миика-ута) — это также жанр японской поэзии. Нерифмованное пятистишие, состоящее из 31 слога (5+7+5+7+7). Отличается поэтическим изяществом и лаконичностью.

                На ночную луну
                Подняла я свой взор и спросила:
                «Милый мой
                Отправляется в путь,
                О, когда же мы встретимся снова?» (Манъесю, перевод А.Глускиной)

    К менее известным типам японского стихосложения относится ката-ута (схема 5+5+7), ута сендока (удвоенная ката-ута, 5+5+7 | | 5+5+7 с цезурой между ката-ута), буссоку-секитаи (форма, вытекшая из хокку, 5+7+5+7+7+7), ханка (стихотворение, написанное без соблюдения определенных законов слоговой строфики, но завершенное строфой танка ... 5+7+5+7+7), нага-ута (стихотворение, построенное на попарном чередовании пяти и семисложных стихов, законченное строфой ката-ута 5+7+5+7+5+7... 5+7+7). Особняком стоит нетвердая (бесконечная) форма има-ио-ута 7+5+7+5 | | 7+5+7+5 | | ... с большой цезурой после каждого 4-го стиха. Она противоречит общему закону японской строфики, требующему цифру 5 на первом месте. Форма привилась под китайским влиянием. В качестве примера приведу ката-ута:

                Дом мой стая не дом.
                Ах, я в нем, как гость... где ты?
                Там, где смерть, иль там, где жизнь? (И.Рукавишников)

    Верлибры, танка, хокку и подобные им не имеют слога и размера, это поэзия сугубо иностранного происхождения. Корни белого же стихосложения исконно русские: так переложено с древнерусского на современный язык «Слово о полку Игореве». В оригинале оно было написано сплошным текстом, без абзацев и разделения на слова, только несколько буквиц выделяли части поэмы. Но читать его можно было довольно легко, делая ударения в правильных местах и разграничивая строки. Из классических белых стихов можно привести ещё «Песню о буревестнике» Горького.

    В принципе, можно найти ещё не менее десятка разновидностей стихотворных форм, не обременённых рифмой (к примеру, древнеримская поэзия), но приводить я их здесь не буду, потому как целью данного трактата является обучение именно русскому стихосложению. В общем, рифма нужна!
    Ну, на деле, можно использовать нерифмованные элементы. Например:

                Официант, нам ананасов
                На блюде тоненько порежьте,
                Садитесь рядом, пейте, ешьте,
                А здесь я рифмы не придумал… (А. Баль)

    Это юмористическое стихотворение про бездарность некоторых поэтов. В качестве юмора и в тему отсутствие рифмы не только уместно, но даже смешно и необходимо.
    Ещё отсутствие рифмы допустимо в некоторых песнях, когда мелодия выдержана таким образом, что «затемняет» неправильность построения поэтической строки. Например,

                Маша
                Подходит к краю крыши
                И машет с крыши. Слышу:
                «Good bye, my baby!»
                И отрывает тело,
                И расправляет крылья,
                И улетает в небо. (А. Щербина)

    Песня очень смешная, а характерная мелодия позволяет обойти как рифму, так и слог (хотя намётки и на то, и на то есть). Такой приём — сочетание нерифмованных и рифмованных строк — называется арифмией.

    Очень своеобразную разновидность рифм, которые, тем не менее, нельзя отнести к полноценным, в 20-е годы вводит в обиход Иван Рукавишников. Это так называемые полурифмы. Полурифмы основаны на созвучии окончаний строк, но они не являются полноценной рифмой, так как не подчиняются общим правилам рифмования, не соблюдают количество рифмующихся слогов, отличаются искусственной небрежностью. Примерами полурифмы могут служить следующие строки:

                Лицо твое глазам моим приятно.
                Я пояс твой рукой хочу обнять.
                Гляди в меня, гляди в меня любовно.
                И, может быть, войдёт в меня любовь. (И.Рукавишников)

                Змеёй искания я уязвлён.
                Я огорчу тебя, тебя, влюблённая.
                Мне нужно в склеп поставить много урн.
                И раню душу я изменой бурною. (И.Рукавишников)

    Итак! Рифма или есть во всём стихотворении, или её нет вовсе. Нерифмованные стихи не демонстрируют вашего поэтического дара. Чаще всего они демонстрируют вашу поэтическую бездарность. Талантливые и сильные стихи без рифмы написать гораздо сложнее, чем с рифмой. Я читал или слышал не менее трёх сотен молодых поэтов, пишущих подобным образом, и ничего хорошего я не услышал. Тем не менее, хороший верлибр написать возможно, как ни странно, хотя и очень непросто. О том, каким должен быть хороший верлибр, подробно рассказано в моей статье «Верлибр как зеркало нерусской революции». Думаю, всем тем, кто не считает нужным опускаться до рифмы, стоит почитать и подумать о том, что они пишут.


   1.2. Рифма. Как получить красивую рифму

    В этой главе я расскажу об общих принципах получения красивой, эффектной рифмы. Это чисто технические правила, которые имеют место именно в теории стихосложения как в науке; мы абстрагируемся от содержания стихотворения и его высокого духовного уровня (как любят характеризовать свои творения многие поэты). Также постараюсь отразить здесь некоторые разновидности рифм, а значит, без терминологии не прожить.

    Прежде всего, я всегда призываю поэтов стремиться к поиску так называемых авторских рифм — авторских находок; это оригинальные составные рифмы с использованием нестандартных сочетаний слов или их частей. Как правило, такая рифма является единственной в своём роде: исповедь — избы ведь, большевиков — больше веков, жизнь с кого — Дзержинского, наново я — банановая, Цезаря — лице заря, Киева — старики его — распни его, лёд щеки — лётчики, та ли я — талия, почему ж бы — службы, бьют об двери лбы — не поверил бы ...

                Господа поэты, неужели не наскучили
                пажи, дворцы, любовь, сирени куст вам?
                Если такие, как вы, творцы —
                мне плевать на всякое искусство. (В. Маяковский)

    Поиск такой рифмы частенько приводит к необходимости совершенствования техники.

    Сразу введу несколько терминов: если ударение лежит на последнем слоге строки, то это мужская рифма; на предпоследнем — женская; на третьем от конца — дактилическая; на четвёртом или пятом — гипердактилическая. Также иногда употребляют термин супергипердактилическая: когда ударение лежит на шестом и выше слоге от конца. Но это специфический случай, который практически не применяется в поэтической практике. Например: выкристаллизовавшиеся — выбаллотировавшиеся

    Авторская рифма, как и многие другие разновидности хороших рифм относятся к группе так называемых акустических рифм — рифм, состоящих из слов, ритмические окончания которых различны по написанию, но совпадают по звучанию: грешно — конечно, красавица — кудрявиться, ящик — оснастчик, рыться — злится, существо — ничего, снова — младого... К акустическим рифмам относится большинство рифм в русском языке — от точных до приблизительных. Акустические рифмы делятся на объективные и субъективные. Объективные акустические рифмы строго подчинены законам произношения и воспринимаются всеми одинаково: мышь — рыж, слуг — стук, сыр — пир, вот — комод, поп — лоб, локти — когти, рад — ряд, нас — раз...

                Вещи и люди нас
                окружают. И те,
                и эти терзают глаз.
                Лучше жить в темноте. ( И. Бродский)

    Субъективные акустические рифмы — созвучия слов, основанные сугубо на индивидуальном восприятии. Такие рифмы могут казаться созвучными для одних и неприемлемыми для других. Ступа — рупор, ваши — фальши, они — раним, сласти — счастье, длинный — дивный... Объективные акустические рифмы в большинстве своём относятся к точным рифмам, субъективные — к приблизительным.

    Гласные и согласные в рифме должны быть подобны (составлять видовые пары). То есть не так уже и важно, сходны ли окончания. Горадо важнее, какие буквы присутствуют в предшествующем окончанию слоге. Например, рифма «золотой — дорогой» плоха не только по той причине, что в ней зарифмованы одинаковые части речи в одной форме, но также из-за «несходности» букв «т» и «г». Ударный слог (тут «той», «гой») должен рифмоваться как можно точнее.

                И душа, неустанно
                Поспешая во тьму,
                Промелькнёт над мостами
                В петроградском дыму… (И.Бродский)

    Ударные слоги («ста(н)» в первой и третьей строке, «му» во второй и четвёртой) совпадают идеально. А то, что стоит после ударного слога («но» и «ми») вовсе не рифмуется, но это и не важно. Итак: самое важное — зарифмовать ударный слог; то, что после него, нуждается в рифме гораздо меньше. Одной из разновидностей такой рифмы является, к примеру, корневая — когда ударным и, соответственно, рифмующимся является корень слова.

    Наиболее грамотной из подобных рифм — и наиболее красивой — является предударная рифма. Это наиболее созвучная из ассонансных рифм; рифма с совпадением ударной гласной и предударных звуков или слогов. Чем больше звуковое сходство, тем созвучней рифма. Предударная рифма — единственная рифма, в которой клаузулы слов могут не играть рифмообразующей роли. Сударыни — судачите, полегче — полезный, пролетарий — пролетали, коробится — коровушка, присяга — присяду, возни — возьми, голову — голому...

                Вот девочки — им хочется любви.
                Вот мальчики — им хочется в походы.
                В апреле изменения погоды
                объединяют всех людей с людьми. (Б. Ахмадулина)

                В поисках счастья, работы, гражданства
                странный обычай в России возник:
                детям у нас надоело рождаться, —
                верят, что мы проживем и без них. (Р. Рождественский)

    Тем не менее, не стоит отказываться и от глубоких рифм — из слов, в которых, помимо окончаний, совпадают целые предударные слоги. Вода — провода, полей — тополей, бывать — забывать, пора — топора. Глубокая рифма может рассматриваться как рифма из слов, предударные части которых имеют большое звуковое сходство и могут компенсировать недостаточное созвучие заударных частей слов.

    Но есть один момент, который нужно учитывать. Шипящая, присутствующая в конце слова, пусть и после ударного слога, требует другой шипящей в ответной рифме. Свистящая требует свистящей. Почему шипящие и свистящие так требовательны? Потому что при декламации мы чаще всего глотаем послеударные слоги, и доударные порой. А вот шипящие и свистящие звучат резко, не глотаются и бросаются в глаза даже вне ударного слога. Потому надо особенно внимательно относиться к ним. К примеру,

                Или, бунт на борту обнаружив,
                Из-за пояса рвёт пистолет
                Так, что сыплется золото с кружев,
                С розоватых брабантских манжет. (Н.Гумилёв)

    Здесь в 1-3 строках рифма просто гениальна: деепричастие против существительного, причём они подобны, как братья-близнецы. И хотя ударный слог «ру», буква «ж» подчёркнута очень заметно. Во 2-4 строках наблюдается обратная картина. Неплохая, в общем, рифма (необыкновенно эффектная с точки зрения содержания) несколько подпорчена плохой сочетаемостью букв «л» и «ж». Впрочем, у Гумилёва частенько шикарные технические рифмы переплетаются с более слабыми, но более содержательными.

    Наиболее сложным для рифмования такого рода является дактиль, потому что после последнего ударного слога есть ещё целых два безударных, которые тоже должны быть созвучными. Примеры:

                Что же мне делать, певцу и первенцу,
                В мире, где наичернейший — сер!
                Где вдохновенье хранят, как в термосе!
                С этой безмерностью в мире мер?! (М.Цветаева)

    В 1-3 строках здесь четырёхстопный дактиль с пропущенным одним слогом, и рифма не очень хороша с технической точки зрения, но весьма красива. Рифмующаяся часть — «пер - тер». Вот лучший пример:

                Ни щита, ни забрала — пуховая красная мантия,
                Постаревший король в ожиданье последней процессии…
                А когда-то — он помнит — была в его жизни романтика:
                Он, как маленький мальчик, за пухлыми бегал принцессами...

    Во всех строфах присутствует идеальная рифма для такого слога, когда рифмуются не малые части, но почти что цельные слова.

    Ещё один момент. К гласным предъявляются даже более строгие нормы, чем к согласным. Желательно, чтобы они и вовсе были одинаковыми, а не созвучными (то есть «а — я» — это нехороший вариант). И уж тем более нельзя оставлять в одной строке твёрдый звук, а в зарифмованной с ней — мягкий. Мягкий — всегда с мягким, твёрдый — с твёрдым.

                Бьётся она искромётной мятущейся ночью,
                Пляшет она, когда Солнце встаёт над кроватью.
                Хочет покинуть смешной электронный приборчик,
                Хочет разлиться по белой больничной палате.

    Здесь мягкое «ть» аннигилирует разрушительное влияние несхожих гласных «ю» и «е». И — заметьте: слова «ночью» и «приборчик» не являются чёткой рифмой, но из-за наличия шипящей они созвучны до такой степени, что подобная рифма не только позволительна, но даже весьма эффектна. Настоятельно рекомендую пользоваться таким свойством шипящих, свистящих и мягкого знака (то есть мы обращаем на них внимание, не концентрируясь на нечёткости других рифм).

    Кроме это, отмечу следующее. Старайтесь использовать, в основном, не точные рифмы (паук — звук), а неточные. Наиболее красивой и уютной разновидностью неточной рифмы является надстроечная (усечённая, добавленная) (рассказ — тоска), где после точно рифмующегося слога в одной половинке рифмы нет ничего (оканчивается на гласную), а в другой присутствуют ещё согласные (одна или две, редко три). Йотированная рифма — наиболее распространённый вариант усечённых рифм; равносложная рифма из слов с открытым и закрытым слогом, при этом последний заканчивается на «й» (j — йот). Поле — волей, этой — лето, бури — фурий, почила — могилой, оковы — новый, думы — угрюмый, волны — полный, нашей — чаше...

                Мы растём, развёртывая плечи,
                Завоёвываем воздух, радио, кино;
                Но — сквозь новый облик человечий
                Просквозит внезапно век иной. (Н.Асеев)

    Также красиво выглядят неравносложные рифмы (как у Маяковского: врезываясь - трезвость) и, конечно, ассонансные рифмы. Это те самые, о которых я уже писал, где чётко рифмуется слог, а то, что идёт за ним — максимум созвучно, но не является точной рифмой.

    Я ехал на верхней полке, сопел-грустил об ушедшем счастье,
    Практически не держали меня ни ноги, ни тормоза,
    Когда, будто взрыв гранаты, возник за окном белоснежный ястреб
    Где-то неподалёку от маленькой станции Амазар. (О.Медведев)

    В этом примере замечательная усечённая рифма в 2-4 строках и шикарное просто созвучие в 1-3. Такое созвучие называется дружественной рифмой. К такому надо стремиться.

    К замечательным разновидностям рифмы я отношу также следующие виды, настоятельно рекомендуя их применять.
    Рифма с вклинением — рифмосочетание слов, при котором в клаузулу одного из них вклинивается согласная, чаще сразу после ударной гласной. противоположность рифме с выпадением: медь — сельдь, брег — поверг, год — лорд, литры — фильтры, вас — вальс, клетка — студентка, радугой — играть дугой...

                Скажите ж, коль пространен свет?
                И что малейших дале звезд? (М. Ломоносов)

    Рифма с выпадением — противоположность рифме с вклинением: зонтика — экзотика, горе — двое, отвёртка — уборка, пусть — путь…

                Уж сколько их упало в эту бездну,
                Разверстую вдали!
                Настанет день, когда и я исчезну
                С поверхности земли.(М. Цветаева)

    Рифма с чередованием (перестановкой) — рифма, в составе которой согласные звуки или даже части слова чередуются между собой, создавая иллюзию звукового сходства. Ксерокс — вереск, рифма — нимфа, юрта — утро, алиби — грабили, карла — крала, прут — труп, схема — смеха, пёстрый — разношёрстый, прискорбно — подробно… Единственное, что отмечу: этот случай лучше использовать в рифмах 1-3 строк катрена, то есть не в тех, на которые делается основной упор в стихотворении, так как они являются довольно-таки приблизительными.

    Немалая часть слов русского языка имеет предрасположенность к двоякой рифме: это позволяет рифмовать их с разными словами, которые, в свою очередь, между собой никак не рифмуются. Двоякая рифма — разновидность надстроечных (усечённых) рифм. Характерная особенность двояких рифм — две фиксирующие согласные в конце одного из слов, что даёт такому слову потенциальную возможность рифмоваться двумя способами (помимо основного, когда клаузулы совпадают полностью).
    1. Табор — рапорт. В данной рифме «т» может скрадываться.
    2. Запад — рапорт. В данной рифме «р» выпадает.
    Верес — ксерокс, скатерть — богоматерь, крест — реестр, мылить — милость, смелость — пелось…

                Русской женщины тихая прелесть,
                И откуда ты силы берёшь?
                Так с тобой до конца и не спелись
                Чужеземная мода и ложь. (И. Уткин)

    Интересной и хорошей разновидностью рифмы является абсолютная рифма — рифма, состоящая из слов, идентичных по своему звуковому составу, за исключением ударной гласной (твёрдая в одном слове и мягкая в другом): слог — слёг, завяленный — заваленный, оброк — обрёк, мыло — мило, блуза — блюза, томный — тёмный, забыть — забить, ложа — лёжа, метр — мэтр, грозы — грёзы, минёр — минор, потомки — потёмки, простыл — простил, томен — тёмен, слыть — слить, выселится — виселица, клон — клён...

                Чернилами я не марал бы пальцы,
                Не засорял бумагою чердак,
                И за бюро, как девица на пяльцы,
                Стихи писать не сел бы я никак. (А.С. Пушкин)


    1.3. Плохие рифмы
   
    Если рифма есть, это не значит, что она хорошая и украшает стихотворение. Плохие рифмы, к сожалению, встречаются в работах современных поэтов очень часто. При этом на различных фестивалях уверенность того или иного поэта в замечательности своего стихотворения порой доходит до абсурда, а между тем, рифмы там примитивны до крайности. Я условно делю плохие рифмы на несколько категорий.

    Созвучия, или неверные рифмы. Всем известна строка «…и целуй меня везде, восемнадцать мне уже…». «Везде — уже», «тебя — меня» — это не просто плохие, неверные рифмы, это созвучия. Что-то общее в этих словах есть, они созвучны (не «селёдка — таракан»), но это не является рифмой. Так рифмовать просто нельзя, потому что эти слова в действительности не рифмуются. Кроме помянутых мной «везде — уже» и «тебя — меня», можно отметить ещё «балконе — голубое», «дорога — книга» и так далее. Подобные ошибки встречаются, в основном, в стихотворениях совсем молодых поэтов или поэтов бесталанных, лишённых чувства рифмы.

    Однокоренные рифмы. КАТЕГОРИЧЕСКИ не рекомендуется рифмовать однокоренные слова. Это жуткий примитив: мол, я не нашёл подходящего слова и зарифмовал с подобным однокоренным. Это говорит только о неразвитости словарного запаса поэта и неспособности заменить слово синонимом. Каноническим примером такой «рифмы» я бы назвал кинчевское «столетий — тысячелетий». Также часто бывает «ботинки — полуботинки», а замечательный бард Вячеслав Ковалёв постебался над такими рифмами, намеренно срифмовав в одной песне «площадь — жилплощадь» (это не совсем однокоренная, это полутавтологическая рифма) . По сути, это одни и те же слова, просто чуть в другой форме. Самым худшим вариантом однокоренной рифмы является глагольная однокоренная: например, «пришёл — подошёл» или «зарубил — порубил». Такие рифмы примитивны даже по двум причинам. Вторая рассмотрена ниже.

    К этому же подвиду относятся эпифоры или тавтологические рифмы — когда слово рифмуется само с собой. Многие замечательные поэты использовали в своём творчестве этот приём, но он давно устарел и ныне считается просто примитивным. Канонический пример:

                «Всё моё», — сказало злато;
                «Всё моё», — сказал булат.
                «Всё куплю», — сказало злато;
                «Всё возьму», — сказал булат. (А.С. Пушкин)

    К полутавтологическим рифмам относятся помянутые мной выше «ботинки — полуботинки», а также «люби — возлюби», «нас — вас».

    Здесь сделаю одно отступление. Существует такой тип рифм, как омонимическая (или редиф). Она не является однокоренной и относится к хорошим рифмам. Дело в том, что омонимы, несмотря на то, что пишутся одинаково, — не однокоренные слова, и не одинаковые. Пример:

                Вдруг на Мишку, вот напасть,
                Пчёлы вздумали напасть. (Я. Козловский)

    При этом напасть-1 и напасть-2 тут — вовсе разные части речи.
    Бедные рифмы — недостаточные рифмы, в которых созвучны только ударные гласные, например: звезда — волна, вино — легко, пою — люблю, заря — звеня, доля — море и пр. Фактически то же, что и ассонанс.

                Твоих лучей небесной силою
                Вся жизнь моя озарена.
                Умру ли я, ты над могилою
                Гори, гори, моя звезда! (В. Чуевский)

    Бедными принято считать также рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах, особенно если рифмословарный запас таких слов очень велик. Так, в силу своей незатейливости подобрать такую рифму не составляет труда — бедными рифмами называют глагольные рифмы, как, например, на «ать»: летать — стонать — читать — знать — играть — писать — держать; рифмы из прилагательных на «ой»: большой — простой — сухой — немой — степной — озорной; рифмы из существительных на «ание»: гадание — желание — знание — венчание — сверкание — сияние — щебетание. Наиболее распространённой разновидностью бедных рифм являются параллельные рифмы, в которых рифмуются одинаковые части речи в одной форме (к ним относятся и глагольные) Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы.

    Однородные рифмы — разновидность бедных рифм. Такая рифма встречается практически только в глагольных рифмах. Вообще, хороших глагольных рифм очень и очень мало. Чаще всего получается что-то вроде «передал — забодал» или «проскочил — обличил». Или инфинитивы: «хотеть — свистеть». Вроде как и корни разные, но одна и та же форма слова отдаёт всё той же примитивностью. Таким образом рифмовать допустимо, но просто нежелательно: красоты это не добавляет. То же самое относятся к рифмам «прилагательное — прилагательное» (к примеру, «смешной — смурной»). Существительные с существительными рифмовать можно, но здесь встречается другая опасность.

    Графические рифмы — рифмы из слов, окончания которых совпадают по написанию, но не совпадают по звучанию. Не образуя слуховой гармонии, графическая рифма является таковой чисто условно (рифма для глаз) и в наши дни почти не применяется. Большого — немного (ово — ого), утес — лес (ёс — ес), срочно — нарочно (очно — ошно), вечно — конечно (ечно — ешно), смелый — веселый (елый — ёлый).

    Банальные (заезженные) рифмы. Бывает и так, когда корни разные, формы пусть даже различные, и рифма хорошая с технической точки зрения, а звучит плохо. Странно! Дело в том, что такая рифма ввиду своей явности сотни раз уже использовалась в стихах и потому стала просто избитой: вновь — любовь — кровь (канонический пример). Ночь — дочь — прочь. Тебя — любя. Трудный — чудный. Радость — младость. Вечер — встреча — свечи. Слёзы — морозы — грёзы — розы. Борьба — судьба. Век — человек. Чувство — искусство. Неплохие рифмы, но чересчур часто используются. Как и в предыдущем случае, такие рифмы допустимы.

    Отмечу, что плохих и слабых рифм бесчисленное множество. Гораздо проще запомнить, какие рифмы следует употреблять, и пользоваться в стихосложении именно ими. Тем более, моей целью является, конечно, не демонстрация плохого, а демонстрация хорошего. Хороших, добротных рифм, которые не просто можно, а нужно использовать в стихотворениях, множество. Причём нельзя останавливаться на каком-то одном варианте, зная, что он хорош, а постоянно перемешивать эти варианты зарифмовки для получения сложного и эффектного стихотворения.


    1.4. Рифмы различных частей речи (разнородные рифмы)

    Хороших рифм гораздо меньше, чем плохих, но, поверьте, их хватит не только на ваш век, но и на век ваших прапраправнуков. Русский язык не просто невероятно богат. Он имеет замечательную способность к поглощению большого количества новых слов, не теряя при этом старых. То есть в языке, например, сожительствуют «голкипер» и «вратарь», не вытесняя друг друга. Это хорошо: лет через 500 будет забыто, что когда-то слова «бутерброд» или «портмоне» были иностранными.
    Но вернусь к рифмам.
    Отмечу, что рифмовка одинаковых частей речи в одной и той же форме называется параллельной и не является шедевром рифмы.

    Глаголы
...............
...............
           ЭТОТ УЧЕБНИК ЕСТЬ ЕА ЭТОМ САЙТЕ!!!


Рецензии