Шостакович. Соната N2. Впервые

© Copyrights МЕЙЕРХОЛЬД Тася - Tasya MEIERHOLD
© Copyrights КОРДИКОВА Елена - Elena G. KORDIKOVA

Д. Шостакович. Соната N2 для фортепиано (Cоч. 61). Си минор (1942) [1]
Введение
Первая часть. Allegretto
Вторая часть. Largo
Третья часть. Финал. Moderato. Allegro non troppo

Введение
Соната, созданная в годы
Начала трудного войны.
В ней напряжение свободы,
Суровый хмурый колорит

И концентрация вниманья,
Сосредоточенность во всём.
Молниеносность осознанья:
Напали на родимый дом.

И интровертность, рефлексия.
Уход от всех проблем в себя
И отраженье, самостийность:
Понять, решить, в войне где «я».

Трагичный памятник эпохе
И грозная из всех сонат,
Она своей достойна ноты,
Велича родину и стяг.

Первая часть. Allegretto
Идёт сплошной поток стенаний,
Пластичных образов, чей звук
Давно живёт в непониманье,
Что происходит здесь, вокруг

И отчего печально небо,
Несущего с природой скорбь,
Чей светлый фон стал горько-серым
От многих тихих похорон.

Характер грусти небезволен.
Звучит в нём вызов и призыв 
Дом защитить, чтоб жить достойно,
И к свету силовой прорыв,

Порой то трепетный, то нежный,
То страстно увлечённый тон
В своей патетике безбрежной,
Народа слышится в нём стон.

С потоком скорби и стенаний
Идёт контрастом чёткий марш,
Бездушный, мерный и чеканный,
В аккордах набирая раж,

Незваный, грозный, непреклонный.
С крещендо струнных звук растёт
Иль удаляется ведомый
Куда-то непрерывный гнёт.

Потоки вод непримиримы.
Насупротив к себе стоят;
Решительны; в сраженьях зримы;
Одновременно все звучат.

Поток печальный изменяет
Элегий тон и внешний вид.
Души волненье нарастает.
В аккордах мужество звучит

И обрывается сверхжёстко.
Трагедий вырастает звук,
Становится упорным, твёрдым.
Сердец Отчизны слышен стук.

Вторая часть. Largo
Звучит просторнейшее ларго
В широких и глухих тонах,
Где время забывает жаркость
И чувствует души размах.

Дум углублённость, осознанье,
Созвучность медленная тем
Дух погружает в созерцанье,
В мир чувственный, своих проблем

И размышлений утончённых.
Их учащённый темп и ритм
Рождает диалог свободный,
К пространству что благоволит

И к широте раздумий сложных,
К движенью двух потоков вод.
Он томно тает с музой ложной
И затухает мыслей ход.

Мир изолирован от мира,
От внешней и большой земли.
И хрупкий образец интима
Истаивает тихо с ним.

Возвышенность переживаний,
Спокойный, строгий разговор
Шокирует и рвёт сознанье.
От дум уходит и от ссор.

Третья часть. Финал. Moderato. Allegro non troppo
Финал сильнее всей сонаты.
Он выражает ужас, гнев,
Страданья Родины распятой,
И осознаньем всех проблем.

Он потрясает драматизмом.
Людских трагедий полотно
Течёт, развёртываясь быстро,
И обнажает бытиё,

Звучит, как песня из глубинки,
Большой израненной души,
Чей образ необъятный, сильный
Встаёт в курганах синевы.

Варьируют черты мелодий.
Из них слагается рассказ
О времени, что не уходит.
Гудят народа голоса,

Усиливая суть трагедий.
Их жалобный, плачевный тон
Звучит во всенародном свете
И изменяет общий фон:

Вскипают чувства, возмущенье,
Бурлит и ширится протест,
Растёт, клокочет напряженье:
Терпеть нельзя - рожденью крест.

Дух возбужденье нарастает.
Становится гневливей страсть.
И ... силы свыше помогают
С колен подняться, не упасть.

На гребне этого подъёма
Звучит мелодия любви,
Блаженств извечного покоя,
И виден Свет большой мечты.

[1] Посвящена памяти Леонида Владимировича Николаева, выдающегося пианиста и педагога Ленинградской консерватории, скончавшегося в 1942 г. в Ташкенте.

9.05.2023. Moscow
D. Shostakovich / E. Gilel’s. Sonata N2


Рецензии