Как написать первое стихотворение

           Пишите СТИХИ. Воспитывайте свою душу,
           и вы всегда сможете на неё положиться
           в самые трудные минуты жизни.
           Валерий Енков

           КАК НАПИСАТЬ ПЕРВОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
           Эксклюзивное пособие для начинающих


           ЧАСТЬ 1
           КАК РОДИЛОСЬ СТИХОТВОРЕНИЕ
           «Это твоя и моя вертикаль»,
           опубликованное как Фильм-стихотворение в YOUTUBE
           На страничке «ЕНКОВ ВАЛЕРИЙ»
               
    
                ВСТУПЛЕНИЕ

     Меня зовут Валерий Енков, мне 76 лет, образование высшее техническое. Начал писать стихи после окончания института в 1964 году. Мне было 24 года. В таком возрасте, трудно тогда, заниматься анализом и тем более давать советы или делиться опытом.
     По теории стихосложения много книг, можно получить начальную грамотность. Когда у меня была исписана маленькая записная книжка, я даже стыдился кому-то давать прочитать. Я работал по распределению в г. Тбилиси, в СКБ АП (Специальное конструкторское бюро аналитического приборостроения).
     Первые стихи всегда «примитивные», но если возникает желание самовыразиться, то это может стать «первой искрой», что и случилось со мной.
Как-то, на праздничном вечере в организации, я прочёл приватно несколько стихов сотруднице Валентине, молодой девушке, работавшей техником-конструктором, в надежде получить какой-то отклик. Но стихи любят не все. Но в разговоре с Валей, я спросил: - А есть ли книги или учебники по стихосложению? Это был 1985 год.               
    Тогда, разумеется, не было ни персональных компьютеров, ни тем более Интернета.
(Вот сейчас, к примеру, я набираю текст в Worde, а программа отслеживает мой набранный текст и как подниму голову не монитор, то вижу на подчёркнутые красным цветом слова с пропуском буквы или ошибкой! Разве это не чудо? Что, мы так осатанели, что не замечаем прогресса! Конечно, привычнее отслеживать появление новой модели телефона, отстаивая длинные очереди и потом описывать недостатки, очередной «погремушки» в сети.)
    И мне посоветовала она пойти в государственную публичную библиотеку. Повторюсь, это было в городе Тбилиси, и когда я выходной день пришёл в библиотеку и записался, а просмотрев каталоги, обнаружил несколько авторов. Я выписал их все и просмотрев бегло их, решил остановиться на среднем по размере книжке, и внимательно прочитать. Я ещё приходил в эту библиотеку 3-4 раза и сделал сжатый конспект, с примерами. Углубляться в «дебри» не стал, это не только сложно «переварить», но запомнить.
    Мне было достаточно понять основы.
Когда я после библиотеки пришёл домой, стал не просто перечитывать свои вирши, а ещё и графически анализировать, то обнаружил: Те стихи (четверостишия), которые «гладко» читались и были зарифмованы, - соответствовали нормам. Разумеется, всегда есть место исключениям, но они не носят системного характера.
    Так анализируя каждую строку, не только на слух, но графически, деля на ударные и безударные гласные, я видел отклонения. Теперь я мог исправить, заменяя слово или строку в целом. Таким образом, около 10% «бракованных» строк сразу были исправлены. В общем «причесал», и ухо уже не «резало». Набралось с десяток стихов, которые были «нормальными», не только по изложению, но и в художественном воспроизведении.
    Конечно же, есть справочники, но тогда они мне не попались, что было бы полезно для общей культуры грамотности. В школе, когда я учился, по программе ничего в этом отношении не предполагалось по стихосложению. Но главное не в этом! Что писать, о чём, о ком? Потрошить свои прошлые воспоминания? Вот на таком начальном, – «примитивном» уровне начиналось моё творчество.
(Хочу заметить, что сейчас можно с помощью тестов из области соционики, определить свои наклонности исходя из психофизиологических «параметров». Какие у нас наклонности, таланты, какой характер.
    На этот счёт можно использовать мною доработанный тест для простого и быстрого получения результата. (См. приложение 1.)
   
    Кстати тут есть разные направления в публикации этой тематики, с которыми я столкнулся намного позже. Коротко замечу, что используемые понятия, авторы берут по существу «разную точку отсчёта!». Мне пришлось «элегантно» разрубить этот узел и взять общее из двух систем. Теперь за 10 минут можно определить КТО ВЫ? По соционическому типу: маршал Жуков или Есенин, и т.д.
 
    И при этом, отвечая на пару страниц вопросника. (На сайте знакомств надо отвечать на вопросы в течение 20-30 минут, и ответ получатся неверным, так как я заранее знаю кому подобен. Методик много, а судьи кто!?

    Дело в том, что после развала Союза, я перешёл на преподавательскую работу, и к 2010 г. У меня набралось 80 предметов, по которым я преподавал в институтах, а начал, конечно же, с одного, и затем каждый год добавлялось по 2-3предмета).
Сейчас в электричке говорю туристам в группе (мы ходим в походы выходного дня по Подмосковью): –Вот вы всё щёлкаете на камере и отправляете в сеть,– это в лучшем случае. А вообще создаёте «кладбище» фотографий.

    Нет триединства между отображаемой картиной, музыкой и чувствами, в виде голоса в интонациях. Это куцее воспроизведение мира, окружающей среды и, конечно же, своего авторского проецирования мира!

    Вернёмся к стихотворениям. Одних слов мало! Рифмуя строки, мы теряем нужные слова, точно описывающие события, картины, чувства, эмоции и т.д. Да и сами слова бывают многозначными.
    Я пишу стихи для себя и их не издаю. Зачем издавать? Их читать никто не будет! Сейчас столько проблем у людей и не до стихов. Кроме того, сборники издаются на плохой бумаге, с малым по размеру шрифтом. Это чтение, даже если возможно, быстро утомляет читателя, и он, прочитав пару страниц, отложит книжку в сторону.
    Но сейчас иное время, в связи с широким внедрением компьютеров, планшетов, электронных читалок в размер с ладошку. Есть выбор по размеру и по функциональности. Как исправить ситуацию? Очень просто! Надо преподносить стихи, выполненные на программных редакторах текста. Заметим, что перед печатью в книжных издательствах, текст также вначале набирают на компьютере, делают вёрстку. Но я имею в виду, что читателю можно преподнести сборник стихотворений в виде файла, где он в домашней обстановке или в дороге, имея планшет или смартфон, сможет ознакомиться с творчеством автора.

    Вкратце ознакомлю с этапами моего творчества. Получилось так, что они оказались тесно связанные с компьютерной техникой:
Вначале я набирал текст на печатающей машинке и делал для себя маленький сборник стихов.

    С появлением компьютера, осваивал текстовые редакторы, набирал текст на клавиатуре, затем распечатывал. Далее.
С появлением мультимедийных программ для компьютера, я начал осваивать запись с голоса. Признаюсь, что до этого я пытался делать запись голоса на большом кассетном магнитофоне. Но и там свои неудобства и проблемы. Да и век кассетных плееров давно закончился. Ввиду малой памяти у компьютеров прошлого поколения, я мог делать небольшие по времени записи. При этом осваивал программу редактирования звуков.

    С появлением современных компьютеров и предложением множества программ по различным направлениям, развития сети Интернет, появилась новая возможность для реализации творчества. Теперь я могу не только внести в компьютер, написанное стихотворение, но и озвучить его своим голосом. Кто, как не я, смогу лучше выразить голосом, интонацией, высотой и силой звука, быстротой и замедленность произношения, – отобразить задуманную информацию заложенной в стихотворном произведении.

    Мало того, я ещё подбираю и накладываю соответствующую музыку. Композиторы в основном пишут музыку на готовый текст. Но у меня нет музыкального слуха, поэтому сочинять, т.е. генерировать музыку не могу. Остаётся «внутренним голосом» выбрать подходящую музыкальную композицию. В 90-е годы было с этим очень трудно. Но теперь, – иное дело. Сотни сайтов предлагают бесплатно (а с высоким качеством, конечно, в большинстве случаев на платной основе) скопировать музыку, видео и т.д.
    С учётом изложенного, стихотворение, и не просто стих, а озвученный голосом автора под наложенным музыкальным сопровождением и более того с включёнными фотографиями и ещё лучше, – видео материала, – приобретает качество СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА.    «Серый стих», аналог гадкого утёнка, превращается в «белую лебедь».
   
Простое чтение читателем стиха, не обязательно и не всегда адекватно воспринимается с замыслом автора. И даже авторское воспроизведение, косноязычное, и чего ещё хуже, чаще с заиканием, такое исполнением, – навсегда отвернёт слушателя или читателя.

    Синергия,- свойство результирующего компонента, композиции, произведения, – в десятки и в сотни раз превышает уровень обычную и раздельную сумму составляющих компонент.

    Подведём итог. Я на своём канале в YoutubeRu опубликовал 307 фильмов с музыкальным сопровождением известных композиторов и исполнителей. Фильмы у меня, если охарактеризовать кратко, духовность и культура нашего народа, выраженная в разных формах, и жанрах.

    Но говорю я об этом не для саморекламы, а просто хочу убедить всех и молодых и пожилых кому за 60 лет, как просто писать стихи, не надо бояться, вы можете не публиковаться, пишите для себя. Также как бродит виноградное сусло, превращаясь в вино, а спирт в дубовых бочках становятся коньяком на 3 или 5 год, и заметьте, чем больше возраст, тем ценнее.
   
    Очень важно сохранить в душе, в помыслах для будущего произведения саму Идею, Общий контур, Красную нить. Словно оплодотворившись идеей, Вы будете скрыто беременеть, набираясь силы воли заставить себя взять лист бумаги и ручку, и для начала написать «будущее чудо», – ЗАГОЛОВОК!

А дальше вы будете уже во власти Мук ТВОРЧЕСТВА. Никто вас не гонит, не торопит, не приказывает, – вы можете творить в часы досуга, прогулки и отдыха от работы и повседневных семейных дел.

    В большинстве фильмов, я специально включаю свои стихи, поэмы, песни, новеллы, сатирические комедии, рассказы. Более того, я даже озвучил некоторые стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина, Высоцкого, Симонова, Бунина и т.д., и не просто так для разнообразия, а только те, которые во мне вызвали в моей душе резонанс. Я как пережил, пронёс через себя, свою душу и выплеснул с глубины своего бытия.

    Как получилось? По-разному. Ну, это ведь работа! Самовыражение в любой форме — это тоже творчество. И не скрою, что получается где-то хорошо, иное терпимо. В любом случае – тренировка, для следующей попытки покорить Вершину.

    Но у меня давно принята замена этому затёртому выражение:
            Надо покорять не Вершины, а СЕБЯ!

    Открою маленький секрет. Прочтение своих, а также иных произведений на компьютере, голос свой я храню как первоисточник! А затем я работаю с голосом, подбираю реверберацию, эхо и т.д. для усиления эффекта звучания. Ведь я буду накладывать музыку, а она не должна заглушать мой голос! Таким образом, у меня всегда есть возможность создавать варианты. И звучат иные одинаково хорошо, но по-разному! Есть что выбрать.

    У меня, не шучу, 300 жанров, разумеется, в моей классификации. Каждый стих имеет свой «паспорт». Вы можете сделать свою классификацию, когда набёрёте 1000 и более своих произведений. Для удобства, а у меня десятки сайтов на моём компьютере, не в Интернете!

    Так мне удобно сразу вызвать нужную композицию.
Я делю стихи на: – написанные от автора, – написанные про автора от второго лица, – написанные от мужского лица, – написанные от женского лица, – написанные от имени неодушевлённых предметов, – лирические стихи, – лирико-драматические, –гражданская тематика, – с временами года: – зима, – весна, –лето, – осень.
   
    Ещё я использую классификацию по форме: – протестные стихи, – описание природы Подмосковья, – горный туризм, – море, – описание Берёзы в разных временах года: зимой, весной, летом, осенью; Поляны, Костры, Аллегории, Сатира, Юмор, Басни, Транспонированные из одной формы в другую (например, перевёл Одиссею Гомера не гекзаметром!).

    Знакомым говорю: «Вы ходите по стихам, как по листьям на земле». Вы просто их не замечаете. Нужна МОТИВАЦИЯ! Внутренняя или внешняя. Ваша чувствительность к внешним возбудителям.
    Например, вы услышали песню, музыку или прочитали что-либо. На каждый из перечисленных факторов у меня есть пример своего стихотворения. Как я уже ранее сказал в разных формах: Отпечатанные стихи на бумаге, и набранные в виде файла, озвученные моим голосом и отдельно с наложенной музыкой и последнее, – представленные в виде фильма. Частично выложенные в Youtube.

    Выкладывать в интернет-журналы пока не собираюсь. Подписываться на мой канал не привлекаю, не предлагаю. В отзывах 50% «тупого» читателя не нуждаюсь. В отличие «от сопляков», стрекочущих как сверчки: «Ставьте лайки, поднимите два пальца», – ТОРЖЕСТВЕННО! Объявляю: ВОЗЬМИТЕ РАЗРЕШЕНИЕ У ГОСПОДА БОГА!
    ЕСЛИ ДАСТ СОГЛАСИЕ, то я ещё подумаю, какому Богу верите Вы!
Чтоб дать согласие. Хотя Вы отлично знаете, что для этого моего согласия не требуется, уж коль я выставил ДЛЯ ВСЕХ!

    В Youtube есть фильмы, где я показываю, как доработать черновик, наполнить его «кровью» и одухотворить! Да это муки творчества. Иногда рождаются композиции фантомно, буквально за 5 минут. А есть у меня и такие два стиха, одно из которых я «рожал» чуть ли не 5 месяцев, а другой – год или два, с начала идеи создания!

    Для меня стихотворение, – это этап моей жизни, походов, поездок, встреч, общений, событий в стране и т.д. А основной моей работой были: конструкторская, проектная, специальная – противодействие иностранной технической разведки, преподавательская.
    Что же нужно знать в первую очередь, чтобы написать сознательно первое стихотворение и не сделать грубых ошибок, чтоб меньше корректировать после написания:
    – Какие бывают размерности стиха;
     – Какие системы рифмовки;
    – И самое главное, какие бывают типы риторических фигур.

    Для студентов написал рукопись книги: «Под метеоритным дождём».
    Под метеоритным, т.е. светящимся при падении на землю, и при этом, конечно же, «несгораемым!» – т.е. вечно горящими.
   
    Вот так метафорично и иносказательно я назвал свою книгу. Это к словам поэзии. В этой рукописи, набранной в виде файла и напечатанного в одном контрольном экземпляре, и всё на примере моих стихов. Ни один из поэтов не раскрывает свою «кухню», – за всё время существования культуры.

    Никто не описал, как по шагам, и по каким мотивированным толчкам рождались у него строки. В монографиях могут быть представлены исследователями только копии предпоследнего варианта из сохранившихся архивов, а десятки предыдущие, – голубем летели в корзину! Впервые я продемонстрирую охотно всё вам, включая цепи слабо коррелированных событий, в конечном итоге оказавшие стимулом и приведшие к результату.

    Мне 76 лет, и мой девиз: Не бойтесь писать стихов. Они ваши! Пусть лежат и киснут и квасятся как капуста к зиме. При следующем прочтении, вы всегда сможете откорректировать, изменить слово, или найти рифмующуюся строку, слово. Самое ценное – это идея, иногда и заключённое в заголовке, и может быть понятная только вам!
    Следует иметь ввиду, что имеются, допускаются много исключений, и вы должны знать и не прошибать стенку своим лбом! Рифма, это одна из видов ритм, правда, важная. Но в произведении может быть до 7 ритм. Очень важно построить композицию стиха.
    Вначале, в пределах жанра, тематики, – вы подбираете слова, выражения, словосочетания. Затем надо отфильтровывать строки по размерности или изменить их. Те строки, которые иной размерности, чем большинство, – могут послужить основой для другого стихотворения.

    Итак, у вас сформировались строфы, допустим четырёх строчные (куплеты). Затем надо перераспределить их порядок, после того как вы в процессе написали ещё несколько. Имейте ввиду мысль «скачет» не последовательно, а чаще бывает, что вы напишите конец, или последние строфы. И это даже очень хорошо, поскольку послужит стимулом, чтобы дописать стихотворение.

    Желательно многократно переписывать, чтоб «мусор» не болтался перед глазами и не отвлекал вашего внимания. Далее переписав начисто, идёт фаза корректировки. Вы находите повтор слов, – избавляетесь от них путём замены слова во второстепенной строке, и при необходимости сочиняете заново эту строку.
   
    Исправляете падеж слов, если он неверен, уточняете правописание сомнительных слов. При наборе текста в редакторе WORD, вы увидите грубые ошибки, много можно сразу исправить, но учтите, что не все обороты заложены в орфографической проверке. Ничего страшного, меня в поэме 1000 четверостиший и писал с зада – наперёд.
 
    В крайнем случае, выкиньте трудное четверостишие до лучших времён.
Ставьте нужные знаки препинания, не скупитесь! В конечном счёте, варианте, у вашего произведения, стиха может произойти «линька». Она сбрасывает свою первоначальную шкуру (кожу), как змея. И уже «сверкает» ярко на солнце. Такие метаморфозы часто были у меня, поэтому я подхожу уже к этим явлениям по-философски.

    Это происходит от того, что спустя некоторое время вы отстёгиваетесь от навязчивой мысли сохранить строку, и Вы основную идею уже «обволакиваете» новыми образами и риторическими фигурами, используете аллегории и т.д. Не надо бояться написать первые слова, первую строку.

    Главное, что у вас родилась мысль, пусть ещё туманная, с нечётко ограниченными контурами. Прекрасно! Это ведь только искра. Которая «подожжет» вашу душу, вселится бес в неё, и будет сосать вас и днём, и ночью! Но каково внутреннее удовлетворение в конце завершённой работы. Вы будто снова родились на свет, или покорили вершину!

    У вас всегда найдётся время для творчества: в метро, вед тратите час до работы, в поезде. Кто-то тратит время на разгадывание Судоку, Кроссворда. Но это всё исчезает и не хранению не подлежит. Написав стихотворение – вы «воспитываете свою душу», и вы всегда сможете на неё положиться в самую трудную минуту в своей жизни.

В добрый путь и удачи! С уважением Валерий Енков.  enkov.valeriy@mail.ru


                ВВДЕНИЕ

    Необходимо вначале отметить 3 события, которые оказались косвенно связанные между собой в цепочке событий. Можно было бы их опустить, но это было бы большой ошибкой в исследовании всего процесса творчества. Прочитав ВВДЕНИЕ, Вы также сможете учитывать, не упускать из виду в своём творчестве неявные побудители мотивации.

    Итак, по порядку. Пару лет тому назад купил телефон, это была подделка под смартфон SAMSUNG, но аппаратно очень слабый и интернет всё время зависал. Видимо не хватало объёма оперативной памяти. И я смерился с этим. В телефоне было гнездо для микро-CD, с максимальным объёмом на 4 ГБ.
    На эту карту памяти я записал музыкальные композиции в разные каталоги по содержанию. Там песни из Интернета, музыка и свои озвученные стихи под музыку. Этот телефон я использовал как плеер, чтоб не скучно было ездить метро более часа
Через год вышел из строя аккумулятор.

    А когда мне поставили в телефон новый аккумулятор в магазине, и он заиграл, – я обрадовался. Но вскоре, по пути домой, почувствовал, как разогрелся карман куртки. И это я почувствовал через паспорт, который там же находился. Я быстро вынул с телефона аккумулятор, ну думаю все микросхемы уже «полетели». Вернулся в магазин, мне вернули деньги за аккумулятор. И больше экспериментировать я не стал. Через год, в метро как-то с завистью посмотрел, как у парня на голове были беспроводные большие наушники.

    Потом посмотрел в Интернете типы беспроводных наушников. Но цены были запредельные, как сейчас у квадрокоптеров с камерой 4К.
Однажды в киоске гипермаркета «Матрица», что на ул. Милашенкова, напротив моего дома, приёмники с блютуз, FM, и гнездом для карты память. Я знаю, в киосках всё дорого, но обрадовался, что появились новые изделия из Китая.

    Потом через полгода или более, я с Леной прогулялись в магазин М-видео, целенаправленно посмотреть мультиварки. Мы купили модель с индукционным нагреванием котла. Там же я заметил на верхнем этаже наушники. Через неделю пошли снова в тот же магазин и в конце концов купил наушники HARPER HB-203.

    Это то что мне нужно было. Там FM, гнездо для микро-CD, блютуз, возможность переходить от одного файла записанной композиции другому: как вперёд, так и назад. Пару вечеров осваивал управление всеми функциями, путём нажатия на соответствующие кнопки, не снимая наушники с головы.

    Через две недели я снова с Леной пошли в тот же магазин М-видео, на Дмитровском шоссе, рядом метро Петровско-Разумовская. Там выбрал приёмник SUPRA. Там тоже имеется FM, разъём для микро-CD, блютуз и дисплей. Есть возможность записывать с голоса и с радио на память микро-CD или на флешку через USB.
Выходим из магазина, идём пешком к метро Тимирязевская.
   
    По пути зашли в магазин спорт-мастер, кроссовки. Цены бешенные. Выходя, у выхода на солее лежали 2 журнала. Один из них «Вертикаль». Быстро пролистал. Журнал для рекламы одежды обуви и снаряжений для активного отдыха. Он бесплатный. Я взял этот экземпляр, он был сотый, юбилейный.
   
    Там были статьи и фото с экстремальным восхождением на вершины гор, лыжные спуски по склонам гор и т.д. должен сказать, что тематика меня импонирует. Я трижды ходил в горные походы на Кавказе, по Крыму и в Тянь-Шане. И ещё я обратил внимание на пару строк на обложке, но об этом я расск5ажу позже.
Придя домой.

    Конечно же, я занялся изучением приёмника, – он навороченный и намного сложней и многофункциональный, чем предыдущие наушники. Прошла неделя, и вот я решил подробней ознакомиться с журналом: внимательно прочитал некоторые страницы и просмотрел больше половины фоток. На следующий вечер я ещё раз стал прочитывать анонс на первой странице.

    И вот тут и возникает фантомная мысль от понравившихся пары предложений и пары сочетания слов. Ну, я-то себя знаю! Как прочитал заголовок в 1990 году книги Рейнхольда Месснера «Хрустальный горизонт», то сразу в течение недели написал поэму с одноименным названием.

    Мне достаточно прочесть несколько строк, чтоб увидеть, внутренне услышать скрытую поэзию, в простом художественном тексте. Словно камертоном откликается моя душа и я уже в плену своего замысла, чтоб вытащить «занозу» из своего сознания, т.е. написать поэму, стих или песню. В приложении к этому тексту я привожу фотографию обложки журнала и вкладку.


    ИЗВИНИТЕ, К СОЖАЛЕНИЮ САЙТ НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ВВОДИТЬ ФОТО И ЦВЕТНЫЕ БУКВЫ И Графику, НО Я МОГУ ВЫСЛАТЬ ФАЙЛЫ ПО ПОЧТЕ НАПИСАННЫЕ В ТЕКСТОВОМ РЕДАТОРЕ ВОРД.


    Итак, всё по порядку. Название будущего стихотворения вначале я дал «Мир вертикальных страстей». После того, как я написал два четверостишия, и стал переписывать их, то изменил название на «Твоя вертикаль».
    Ну и наконец, когда я в следующий раз переписывал: расставил «блоки» четверостиший в некоторой логической последовательности, хотя и не однозначной, тут могу быть колебания, но тем не менее сделать выбор приходиться самому, то назвал:

    «Твоя и моя вертикаль».

Теперь первые строки:

    Солнце в снегах Тянь-Шаня парит
    Видит цепочку следов:
    Кто познаёт здесь и страстью горит

    Одновременно делаю раскладку слов стиха на гласные: ударные и безударные, чтобы посмотреть какой размер стопы. Красным цветом для вас я обозначаю ударные гласные, а безударные – голубым цветом. Но для себя я привык обозначать ударные гласные чертой с точкой наверху, и соответственно безударные гласные – просто чертой.

    Солн це  в сне  гах  Тянь-  Ша  ня  па  рит
    Ви  дит  це по  чку   сле дов:

    Тут сразу видно, что во второй строке трёхдольный, где первый слог ударный, – это ДАКТИЛЬ. Значит и первую строку тоже надо подогнать под этот размер, и я пишу, добавляя предлог «над» и слово «-Шанью» – теперь получается:

    Солн  це    в сне гах  над  Тянь-  Ша   ню   па   рит
    Ви     дит        це по   чку сле      дов

    Далее пошли строки:

    С горами в сердце и с ветром в руках, –
    Вот и твоя вертикаль.
    Каторжный труд, познавая во льдах,
    Взглядом впивается вдаль.

    Второе четверостишие «Корявое», хотя соблюдается рифма чересстрочная.         Переписываю сначала:

        Твоя Вертикаль

   Солнце в снегах над Тянь-Шанем парит,
   Видит цепочку следов:
   «Кто, поднимаясь и страстью горит,
   Осилив ледовый покров:»

   Слово Осилив заменяю на слово Впиваясь
   Преобразовал второе четверостишие и добавил ещё.

   С горами в сердце и с ветром в мозгах, –
   Нет объяснений, причин;
   Каторжный труд, познавая в горах,
   И неба слепящую синь.

   Это твоя и моя вертикаль!
   Сколько их будет в пути?
   Ноги усталые стонут как сталь,
   Но руки в закалке сильны.

   Слово в закалке меняю на ещё
   Одновременно формирую содержание, в котором отображаю свою философию жизни при следующем переписывании, и четвёртая строка второго четверостишия принимает вид:

   Но руки ещё верны!

   При этом я уже определил, что для усиления эффекта 3 и 4 строку буду повторять!!

   Итак, определился размер стопы.
   Первая строка: усеченный четырёхстопный дактиль.
   Вторая строка: Трёхстопный усеченный дактиль.

   Прошу ВНИМАНИЯ! Чтоб не запутать вас окончательно, какие бывают размерности, я в приложении приведу описания, взятые из Интернета, притом более упрощённые и навороченные.   
   А сейчас я покажу, как выглядит наше четверостишие, где красным цветом обозначены УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ. И всё выглядит как при сражении римских легионеров!

   – – –   ;– – –   ;– – –   ;–
   – – –   ;– – –   ;–
   – – –   ;– – –   ;– – –   ;–
   – – –   ;– – –   ;–

   Вот и главное, разработана «архитектура», структура строки, состоящая из стоп.
Теперь дело техники: любая конструкция следующих строк должна быть идентичной. После составления четверостиший. Переписываю и упорядочиваю их последовательность следования, но логичность не всегда бывает явной и однозначной. Приходиться читать вслух и осмысливать, насколько гармонично связана последовательность передаваемой информации.

   После очередного переписывания всматриваюсь в строки и стараюсь не повторять слово «Знаю» и заменяя на:
   «В этих дорогах, – вся жизнь моя там».
   (Вместо: Знаю дороги, – вся жизнь там моя, и переставляя местами «моя» и «там»            
   – рифмую тем самым.)

   При наборе на компьютере первой строки, программа дала исправление. Вместо: над Тянь-Шаню,
   Предложило: над Тянь-Шанем. Это не изменяет размер строки, и я принял поправку.

   Я не лингвист, да и сама машина иногда ДУРИТ, но, в общем, много простых пропусков и «залипух» при наборе исправляет. И я признаюсь, что иногда тоже допускаю ошибки. Ведь я учился в школе в г. Тбилиси. Знаю, уже слабо, грузинский и армянские языки на бытовом уровне и когда-то ещё чуть-чуть азербайджанский. Да к тому же учил иностранный – немецкий язык. Но я не полиглот. Всё это только забивает память. Вот поэтому я никак не осою английский язык, – всё продолжаю читать как на немецком языке! Хотя есть много самоучителей, как-нибудь начну постепенно одолевать. Тут главное постоянное и ежедневные занятия. А я приступаю через каждые 3 года!!
   Но коренные москвичи! Которые окончили школу в Москве и всё время вращались в русской среде, не могут двух слов связать. Только и слышишь: БЛИН и БЛ…ДЬ. Это же сплошной «кастрат».
   А я играючи перевёл Гомера не гекзаметром, а Хореем, для «русского уха» и адаптировал для детей от пяти лет. Эту озвученную поэму можно увидеть и услышать в фильме, опубликованном в Ютубе. Ссылку я дам в конце. Но это другая история и она уже мною подробно описана в другой главе.

   После того, как я написал стихотворение «Твоя и моя вертикаль», через неделю я начал подбирать соответствующие фотографии по тематике, вначале по горному туризму, а потом и вообще по туризму. Вначале переснял все фото из журнала, обработал в программе Photo Shop: корректировал цвета, склеивал листы и т.д. Затем добавил снимки из восстановленных моих слайдов по походу на Кавказе в 1989 г. (в фильме я ошибочно указал 1998 г – заскок в памяти. После этого я просмотрел фильмы походов по Гималаям и Непалу, скопировал десятки фото и всё смонтировал как фильм и назвал как: Фильм-стихотворение: «Твоя и моя вертикаль».

   И сам его исполнил, как смог, ведь это настоящий гимн и его надо петь хором, что надеюсь, удастся привлечь туристов на привале в Подмосковном походе. Смотрите в YOTUBE: достаточно набрать: Енков Валерий. Да я уже стал публичный! Но всё ещё малоизвестным.

Дополнение 2023г. (Статья это ведь старая).
    В Ютубе три Енкова Валерия, отличаемся отчествами, Я Николаевич, а есть ещё
Сергеевич и иной. ВАЖНО! ПОСЛЕ НАБОРА: Енков Валерий  и названия фильма и перед нажатием на поисковую лупу, обратите внимание, чтобы не появились латинские буквы: ZET  впереди всей строки. Их надо стереть!
Это прилипалы: Рекламируют девиц лёгкого поведения!
Сейчас у меня есть QR-коды на все фильмы, кроме ссылок, могу научить и вас как это сделать с помощью программы!

Но я не тщеславен, у меня глобальная идея: В Интернете мощные компьютеры и перемалывают всё ВИДЕО так быстро, и сильно сжимают, делают широко полосными, что потом я с большой радостью скопирую свои видео, они значительно меньше по размеру, на свой компьютер и планшет. И мне больше не нужен Интернет в дороге или на отдыхе. В моих наушниках звучат мои стихи под музыкой и мне противен весь рекламный суррогат. Я не только создаю в меру возможности «духовность и культуру», но и сам в ней нахожу истинное удовлетворение и радость.

После написания стихотворения и включения его в фильм, я дописал ещё дополнительные четверостишия к кадрам в той же размерности. Пришлось заново исполнить. Остальные дополнительные стихотворные комментарии включены в кадры фильма.

Трудно только начать, ещё трудней после остановиться. Обратите внимание: «Солнце» в первых строках у меня стало Одушевлённым, – он участник похода!
А выражение: «Знаю кто крутит педаль», – здесь слово ПЕДАЛЬ использовано в более широком смысле! Чем педаль велосипеда! Это относится ко многим сферам деятельности.

                ТВОЯ И МОЯ ВЕРТИКАЛЬ

       Солнце в снегах над Тянь-Шанем парит, -
       Видит цепочку следов:
       «Кто, поднимаясь, и страстью горит,
       Впиваясь в ледовый покров?».
       «Кто, поднимаясь, и страстью горит,
       Впиваясь в ледовый покров?».

       С горами в сердце и с ветром в мозгах, –
       Нет объяснений, причин…
       Каторжный труд, познавая в горах,
       И неба слепящую синь!
       Каторжный труд, познавая в горах,
       И неба слепящую синь!

       Это твоя и моя ВЕРТИКАЛЬ!
       Сколько их будет в пути?
       Ноги усталые стонут как сталь,
       Руки ещё верны!
       Ноги усталые стонут как сталь,
       Руки ещё верны!

       Слышишь ли скрип ты игристый в снегах, –
       Облако ниже тебя…
       Лазить по скалам, не ведая страх,
       С метелью висеть до утра…
       Лазить по скалам, не ведая страх,
       С метелью висеть до утра…

       Первым быть трудно, – последним трудней, –
       Знаю, – кто «крутит педаль».
       В небо взмывая, в пещеру, – смелей…
       Жизнь – это просто РОЯЛЬ!
       В небо взмывая, в пещеру, – смелей…
       Жизнь – это просто РОЯЛЬ!

       Это твоя и моя ВЕРТИКАЛЬ!
       Сколько их будет в пути?
       Ноги усталые стонут как сталь,
       Руки ещё верны!
       Ноги усталые стонут как сталь,
       Руки ещё верны!

       В этих дорогах, – вся жизнь моя там…
       Как же без них мне прожить?!
       Выход один, – и пойти по горам,
       Воду с ручьёв только пить.
       Выход один, – и пойти по горам,
       Воду с ручьёв только пить.

       Вот я с природой, – в симфонии чувств,
       Хочется вечно любить!
       Сосны на скалах не ведают грусть, –
       Значит, приказано ЖИТЬ!
       Сосны на скалах не ведают грусть, –
       Значит, приказано ЖИТЬ!

       Это твоя и моя ВЕРТИКАЛЬ!
       Сколько их будет в пути?
       Ноги усталые стонут как сталь,
       Руки ещё верны!
       Ноги усталые стонут как сталь,
       Руки ещё верны!

       Край здесь обрыва, идём не спеша;
       Взгляд устремляем лишь ввысь.
       Снова в молочном тумане гора, –
       Страшно смотреть только вниз!
       Снова в молочном тумане гора, –
       Страшно смотреть только вниз!

       Вот и ВЕРШИНА, – нет силы, стоять,
       Сердце клокочет в груди…
       Миг безрассудства ликует опять,
       Значит вся жизнь впереди!
       Миг безрассудства ликует опять,
       Значит вся жизнь впереди!

       Это твоя и моя ВЕРТИКАЛЬ!
       Сколько их будет в пути?
       Ноги усталые стонут как сталь,
       Руки ещё верны!
       Ноги усталые стонут как сталь,
       Руки ещё верны!

       Наш седовласый – с душою поэт!
       Сбор протрубил и подъём…
       Мы не считаем, а сколько нам лет, –
       Смело, мы в горы идём.
       Мы не считаем, а сколько нам лет, –
       Смело, мы в горы идём.

       Где же последний нас ждёт перевал,
       Солнце слепит нам глаза;
       Всё что увидел, – себя лишь познал, –
       Помнит от счастья СЛЕЗА…
       Всё что увидел, – себя лишь познал, –
       Помнит от счастья СЛЕЗА…

       Это твоя и моя ВЕРТИКАЛЬ!
       Сколько их будет в пути?
       Ноги усталые стонут как сталь,
       Руки ещё верны!
       Ноги усталые стонут как сталь,
       Руки ещё верны!

       Это твоя и моя ВЕРТИКАЛЬ!
       Сколько их будет в пути?
       Ноги усталые стонут как сталь,
       Руки ещё верны!
       Ноги усталые стонут как сталь,
       Руки ещё верны!

       Это твоя и моя ВЕРТИКАЛЬ!
       Сколько их будет в пути?
       Ноги усталые стонут как сталь,
       Руки ещё верны!
       Ноги усталые стонут как сталь,
       Руки ещё верны!

       27. 09. 2017, Москва.


       Когда я озвучил свой стих, – композицию и наложил музыку, затем стал        совмещать с фотографиями на видеофильме, то оказалось, что не на всю музыку               хватило моих стихов.
Тогда я стал описывать картины и включать в фильм в виде комментариев.
Вот ведь как, получается, сперва трудно начать писать, а потом ещё труднее и остановится!

       Вот какие ещё стихи я сложил для фильма, фотографии приложены ниже:

       Эту, – лезгинкой назвали сосну.
       Как грациозна, тонка.
       Радует всех, – словно встретят весну,
       Ведь на скале здесь одна.

       Здесь на вершине с «Жар-птицей» в руках,
       В море одних только ГОР.
       Надо спускаться, есть силы в ногах, –
       В базовый лагерь, – под кров.

       В складках морщины, вот панцирь всех льдов.
       Скульптор-маэстро возвёл.
       Как неприступна загадка миров,
       Втиснулись всё же мы в створ.

       Край бесконечный открылся нам вдруг,
       Словно попал в западню.
       Вскоре надежда сметает испуг,
       Вновь я на крыльях лечу!


       Существует не только прямая, но и обратная связь между словом и образом, а также между различными категориями, – как мораль, культура, философия и т.д.
В данном пособии я наглядно показываю, как прочитанные слова у меня возбуждают образ. И это стало начальной точкой, стимулом написать стих.
       Далее на помощь мне пришли фотографии из журнала, посвящённые экстремальному туризму, где я эмоционально их описываю, словно нахожусь в этой среде и становлюсь участником событий. Не скрою, что в этом мне помогает предыдущий опыт присутствия в такой среде, и пусть даже не столь экстремальной.

       Итак, запомним формулу:

       СЛОВО ; КАРТИНА, ОБРАЗ

   Художники рисуют картину не абстрактно, а всегда есть образ подражания, – натурщицы. Когда картина готова и выставлена на обозрение, то посетитель видит не мазки, а образ целиком. То же, и при создании скульптуры.

   Отсюда вывод: надо больше читать разную художественную литературу, стихи классиков, обогащать свой словарный запас. Слово словосочетания в предложении, которые возбуждают вас, переносят вас в этот мир. Анализируйте строфы стихов, какой размер, какая система рифмовки.
   
   Большая трудность заключается в том, что не так просто найти произведения, которые вам окажутся по душе. И часто такая находка может оказаться случайной или на уровне интуиции. И я в приложении привожу такой опыт.
   
   Когда у Вас накопиться достаточный и свой опыт в жизни в различных ситуациях, вам легче будет «выплеснуть» свою личную, гражданскую позицию.
Получается незаметное накопление внутреннего потенциала от положительных или отрицательных воздействий, в любой форме: от телевидения, музыки, ваших отношений в коллективе и в окружающей среде. Последняя «капля» может оказаться решающей, и вы избавляетесь взрывом эмоций.
   
   И тут всё зависит от вашей натуры: художник вы, скульптор или романтик. Если вы романтик, и у вас чуткая душа, и вы как камертон отзываетесь на события, то напишите стихотворение. Начинающему сразу сложно, поэтому напишите краткую прозаическую заметку. Главное зафиксировать идею. Пройдет время, у всех по-разному и зависит от опыта, и вы в мучениях найдёте форму стиха, в которую воплотите свою идею.

   Если Вам более 20 лет, то примите отчасти во внимание, что «толстокожим» людям очень трудно будет решиться на такой подвиг, как «написать стих». Разве что подвигнет на «материнскую» рифмоблудство.
Люди чувствительные к близким и далёким, не равнодушные, остро переживающие общественно-социальные явления, в мире в котором они живут в радости и горести, – обязательно откликнутся в разных формах.
Одни в волонтёрстве, а другие словом – НАБАТА!

   Только им будет подвластно выбрать свою «стихию» для реализации своего духовного потенциала. И тут «белый стих» будет сиять ярче солнца!
Пробуйте и экспериментируйте. Главное ИДЕЯ. Со временем она наполнится мыслями, в какой форме, в каком жанре вам сподручно выплеснуть свой КВАНТ ДУШИ!

            ПОСМОТРИТЕ МОЙ ФИЛЬМ:
   https://www.youtube.com/watch?v=QDATrrNK3U4

   ЕНКОВ ВАЛЕРИЙ. ФИЛЬМ – СТИХОТВОРЕНИЕ - ГИМН
   ЭТО твоя и моя ВЕРТИКАЛЬ


Рецензии