Жизненные наблюдения - 24. Советские люди Кино и ж

                Жизненные наблюдения - 24

                Советские люди
                (Кино и жизнь)

  На 22-м съезде КПСС устами Хрущёва КПСС торжественно провозгласила, что в Советском Союзе создана новая историческая общность людей - советский народ. Но
задолго до этого, уже после Гражданской войны, это понятие начали употреблять везде и повсюду. Ленин,а за ним Сталин считали(наивно или глупо?),что достаточно что-то объявить и всё пойдёт, как по маслу, в том числе и единение всех наций
страны. Трудящиеся бросятся друг другу в объятия, невзирая на национальность, разную религию, разные уклады жизни.Во главу угла был поставлен интернационализм. Национальный вопрос, как было сказано, решён раз и навсегда. Жизнь показала, что все эти идеи яйца выеденного не стоят.
  Тем не менее, в стране  началась кровавая борьба с "безродными космополитами",- людьми, считавшими себя "гражданами мира". А ведь идея космополитизма родилась ещё в Древней Греции. Говорят же, что нам после греков ничего нового сказать уже невозможно, мы топчемся на одном и том же месте, поскольку греки давно всё придумали и давно обо всём сказали. Тем не менее, политические деятели вместо того, чтобы придумать нечто новое, любят прибегать к давно забытому старому, выдавая его за новое, о чём граждане, в подавляющем большинстве, не знают.
  Так случилось и в начале 20-го века в нашей стране, где нужно было возродить древние идеи о патриотизме, чтобы на этой базе построить новую бюрократическую машину. И построили.
  «Патриотизм — последнее прибежище негодяя» (Patriotism is the last refuge of a scoundrel) — афоризм, произнесённый доктором Самуэлем Джонсоном в Литературном клубе 7 апреля 1775 года и опубликованный Джеймсом Босуэллом в жизнеописании Джонсона в 1791 году.
  Эту фразу подхватил Лев Толстой, записавший в своих знаменитых "Мыслях на каждый день" - им созданном сборнике мыслей разных людей, которые он считал мудрыми и верными, и в других своих статьях:
  "…ослепление, в котором в наше время находятся народы, восхваляющие патриотизм, воспитывающие свои молодые поколения в суеверии патриотизма и, между тем, не желающие неизбежных последствий патриотизма — войны, дошло, как мне кажется, до той последней степени, при которой достаточно самого простого, просящегося на язык каждого непредубеждённого человека, рассуждения, для того, чтобы люди увидали то вопиющее противоречие, в котором они находятся… Мне несколько раз уже приходилось писать о патриотизме, о полной несовместимости его с учением не только Христа, в его идеальном смысле, но и с самыми низшими требованиями нравственности христианского общества, и всякий раз на мои доводы мне отвечали или молчанием, или высокомерным указанием на то, что высказываемые мною мысли суть утопические выражения мистицизма, анархизма и космополитизма. Часто мысли мои повторялись в сжатой форме, и вместо возражений против них прибавлялось только то, что это не что иное, как космополитизм, как будто это слово «космополитизм» бесповоротно опровергало все мои доводы".
  Однако, выполняя указания Партии и Вождя, "творческая интеллигенция" в годы становления советской власти начала втемяшивать в головы людей простые, на первый взгляд, и вроде правильные на любой взгляд, идеи о том, что все в СССР друг другу "друзья, товарищи, братья". На культуру, а точнее "культурку", Партия возложила пропаганду идей интернационализма. Всевозможные акыны-джамбулы стали воспевать великий советский народ и его мудрого вождя, ведущего ко всеобщему счастью. Памятуя об известной идее Ленина о том, что "Главнейшим из всех искусств для нас является кино"(а теперь - телевидение), режиссёры ставили фильм за фильмом про горячую любовь советских людей друг к другу:"Свинарка и пастух"(1941 год, реж. Пырьев) -
о любви с первого взгляда русской свинарки(Ладынина, жена Пырьева) и дагестанского пастуха(Зельдин) друг к другу(Сталинская премия за 1942 год);до этого, в 1936 году, Александров поставил фильм "Цирк", в котором подтягивались к идее правильности сталинских идей интернационализма граждане Америки - цирковая актриса Мэрион Диксон(Орлова, жена Александрова) с маленьким сыном-негритёнком, обретшими в "правильной стране СССР" любовь и ласку; Арнштам выпустил фильм "Друзья"(1938 год) о том, как русский комиссар Алексей(прообраз - Киров) поднял горцев на борьбу с белыми; появилась масса фильмов, в которых обязательными персонажами стали представители разных национальностей: мудрые грузины, бесстрашные латыши, добрые белорусы, и другие, возглавляемые, естественно, умным русским человеком с открытой душой и горячим сердцем, членом ВКП(б) с доисторических времён.
  Создали и пытались развивать национальные киностудии:Бакинскую, Ереванскую, Ташкентскую и другие, хотя они не преуспели в выпуске массовой продукции пропагандистского кино.
  Несмотря на официально не существовавший, но процветавший в реальности "бытовой антисемитизм"("во всём виноваты евреи") был снят фильм о счастливой судьбе евреев в СССР "Искатели счастья"(1936 год) - о чудесной жизни евреев-переселенцев на Дальнем Востоке, куда их загнала Власть(этот фильм я даже видел по ТВ - один раз его показали при Ельцине, удивляясь наивности тех, кому он нравился после его выхода в свет, кто поверил в эту галиматью), но этот самый антисемитизм, процветавший везде, прихлопнул отличный фильм о доброй еврейской семье "Комиссар"(1967 год), в котором сыграл одну из своих лучших ролей Ролан Быков. Фильм до 1987 года был под запретом, а при "ельцинской оттепели" под нажимом Элема Климова, Секретаря Союза кинематографистов, давшего свет всем "идеологически вредным фильмам", фильм стал участником нескольких кинофестивалей, заслуженно получил 20 премий. Почему его запретили? - потому что еврей не мог быть добрым человеком.
("Гладко было на бумаге"(государственный интернационализм), "да забыли про овраги"("бытовой антисемитизм) - автор стихов, кстати, Лев Толстой).
  В 1965 году вышел римейк фильма "26 бакинских комиссаров" - о печальной, но героический судьбе комиссаров разных национальностей(Шаумяна, Азизбекова, Джапаридзе, Берга, Зевина, Басина, Мишне и других), расстрелянных интервентами(британо-немецко-турецкими войсками) в Баку во время Гражданской войны. Есенин, кстати, написал об этом поэму - "Баллада о 26-ти". Сюжет ему подсказал находившийся тогда в Баку(на Кавказе Есенин написал знаменитые "Персидские мотивы") Пётр Чагин - С 1922 по 1925 годы направленный на работу вторым секретарём ЦК Компартии Азербайджана, заместителем С. М. Кирова. Одновременно он был редактором газеты «Бакинский рабочий», членом Закавказского крайкома ВКП(б).
  Было снято 3 фильма о героическом друге Сталина Камо(Тер-Петросяне), снабжавшем большевиков оружием, взрывчаткой, деньгами, добытыми вследствие ограблений и вооружённых налётов на банки и другие организации в начале 20 века. Камо был неординарным человеком, как сейчас бы сказали, - суперменом. Но 13 июля 1922 года его, ехавшего на велосипеде по Тифлису, почему-то сбил грузовик(интересно, сколько грузовиков было тогда в Тифлисе?). Камо скончался. Может, Сталину не нужен был больше его подельник-налётчик? - Именно Сталин организовал ограбление Тифлисского банка в 1907 году. А фильмы эти весьма интересны, я смотрел их несколько раз и всегда с удовольствием:"Лично известен"(1957 год), "Чрезвычайное поручение"(1965 год),"Последний подвиг Камо"(1973 год).В них главную роль играл прекрасный артист Гурген Тонунц(1922-1997),герой Отечественной войны, снявшийся позже в массе фильмов.
 Кроме Тонунца в этих фильмах играли актёры, ставшие всесоюзными знаменитостями:    
Борис Чирков,Эльза Леждей,Семён Соколовский,Владимир Кенигсон,Владимир Дружников,
Нина Шацкая,Савелий Крамаров,Арчил Гомиашвили,Кахи Кавсадзе, Ия Саввина.В общем, привлекались лучшие силы.
  Но идеи Ленина-Сталина стали давать трещины. Начались межэтнические конфликты. Пар из этого котла вышел наружу.
  В 1945 году в Киеве произошёл еврейский погром(хотя и последний). Погибло около сорока человек. В 1950 году в Казахстане произошёл, как ни странно, русско-чеченский конфликт. Погибло тоже около сорока человек. В 1958 году в Грозном было антисоветское восстание с участием около 40 тысяч человек.
Дальше-больше. К 80-м годам межэтнические конфликты между советскими людьми стали повсеместны, не прекращаются и поныне, хотя советская власть пала в 1991 году.
  Теоретическая конструкция "советский народ" не выдержала проверкой на практике. "Единение всех трудящихся" оказалось блефом.
  Те же межэтнические ужасы-кошмары были(и есть) во многих странах. Некоторые события повергают в шок: в 1994 году в Руанде по приказу правительства хуту уничтожены более 1 миллиона 100 тысяч человек!
  В Камбодже "красные кхмеры" с 1975 по 1979 годы уничтожили более трети населения - до 3-х миллионов человек! Организаторы геноцида, марксисты-ленинисты Пол Пот и Иенг Сари умерли своей смертью. Иенг Сари и вовсе после падения режима проживал на своей вилле в Пномпене, занимался добычей драгоценных камней и умер в возрасте 87 лет!Подобные запредельные ужасы можно перечислять долго, но как-то уже не хочется.
  Почему в Британии шотландцы(возглавлявшиеся знаменитым "Джеймсом Бондом" Шоном Коннери), хотят жить отдельно от англичан? Почему в Испании баски и каталонцы не хотят жить в Испании? Почему в Северной Ирландии ненавидят англичан? Почему корсиканцы(родина Наполеона) не хотят жить во Франции? Почему в США, где удаётся каким-то чудом удерживать все нации под маркой "американец" есть партия по отделению Техаса от США(законная и процветающая)?
  Сплошные "почему". Нет на них ответа. Или есть? - Все люди разные и жить хотят отдельно друг от друга, а не в коммуналке с общим коридором и одной кухней и туалетом на 10 семей(я бывал в таких в Ленинграде в 90-е годы, есть они и сейчас).
  Вспомнилась история из замечательной книги покойного Владимира Буковского "И возвращается ветер", в которой он описывает быт этих коммуналок: при советской власти их семью в Ленинграде "уплотнили" - из одной квартиры, где они жили, сделали десяток. Буковский пишет:"Моя бабушка стеснялась выходить на общую кухню, где тётки-жилички развешивали украденные у неё простыни. Им не было стыдно. Стыдно за них было ей".
Да-да, это тот самый Буковский, про которого сварганили частушку те же представители "культурки":"Обменяли хулигана на Луиса Корвалана".Диссидент Вадим Делоне дополнил её:"Обменяли хулигана на Луиса Корвалана.Где б найти такую б...ь, чтоб на Брежнева сменять?" В защиту Буковского выступали многие знаменитые люди
во всём мире, включая Владимира Набокова, написавшего тогда:«Героическая речь Буковского в защиту свободы, произнесённая во время суда, и пять лет мучений в отвратительной психиатрической тюрьме будут помниться ещё долго после того, как сгинут мучители, которым он бросил вызов».
  Он получил известность на Западе тем, что предал гласности практику карательной психиатрии в СССР. В общей сложности в тюрьмах и на принудительном «лечении» провёл 12 лет. В 1976 году советские власти обменяли Буковского на лидера чилийских коммунистов Луиса Корвалана, после чего Буковский переехал в Кембридж.
Он автор нескольких книг, в том числе «И возвращается ветер», «Письма русского путешественника» и «Построить замок», а также многих статей и эссе. Выдвигался кандидатом в президенты России на выборах 2008 года, но не был зарегистрирован. В 2008 году принимал участие в организации политического движения «Солидарность» . В 2014 году МИД России отказал Буковскому в российском гражданстве
  Скончался от остановки сердца в Кембридже в больнице Адденбрукс 27 октября 2019 года. Похоронен 19 ноября на Хайгейтском кладбище в Лондоне. На похоронах присутствовали советские и российские политические эмигранты разных поколений, бывшие диссиденты из России (например, А. Подрабинек, В. Кара-Мурза), а также делегация посольства Польши. Представитель польского посольства прочел обращение польского премьера Матеуша Моравецкого, который от имени всей Польши поблагодарил Буковского за поддержку польского антикоммунистического движения в 1980-х годах и за публикацию архивных документов ЦК КПСС о введении военного положения в Польше в 1981 году.
  Советским людям очень повезло,что в 1991 году страна развалилась на 15 республик без гражданской войны, как в Югославии.
  Что будет с нами дальше? - Нет на это ответа. Или есть?
Великий поэт Иосиф Бродский блестяще ответил на вопрос кем вы себя "позиционируете": "Я еврей, русский поэт, и гражданин мира". Лучше не скажешь.
Он родился и вырос в СССР, из которого его выгнала советская власть, жил до смерти в США, похоронен, по его завещанию, в прекрасной, любимой им Венеции. Человек мира.Гражданин мира.
  Было бы интересно глянуть на политическую карту мира лет, хотя бы, через сто-двести(при условии, что мир, то есть Земля, не развалится на всякие-разные космические тела). Уверен, что мы бы увидели вовсе не то, что есть сейчас.

                27.05.23   







   

               


Рецензии
Снова блестящее, очень интересное эссе, Юрий! Как вы тут совмещаете людей и времена, просто потрясающе и - талантливо, конечно, написано, хочется чтоб текст не кончался! Свобода - самое ценное, что есть у человека, потому её-то и хотят чаще всего забрать тёмные силы этого мира, и всё же, вот такие как Бродский, прорываются сквозь тьму, даруя миру культуру и, наверное, какую-то надежду на размагничивание с власть имущими! Большое спасибо! Ну и в созвучие: http://stihi.ru/2020/06/22/4152 С добром.

Денис Созинов   27.05.2023 08:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Денис!Прожив много лет среди историков(и старший брат и отец - доктора исторических наук), и сам "опылился" от них, видимо. Печально то, что никто из "простых людей" не склонен к анализу. Никто не может применять в жизни даже самые простые законы логики, например, всем известный(увы, оказывается не всем!)логический пример:
"Так как все люди смертны, а Сократ — человек, то следовательно Сократ смертен."
Если не понимают этого, что уж говорить о "более тонких материях!" С уважением, Юра.

Юрий Иванов 11   27.05.2023 09:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.