И пейснем, Cherie, за любовь

Один из московских домов, в котором будущий знаменитый автор популярных романсов Борис Фомин пропадал быстротечными вечерами, принадлежал известному юристу и однокурснику его отца по университету —  Сергею Небольсину — представителю одного их русских дворянских родов. Его большая семья после переезда в Москву обосновалась в конце Арбата, в доме 57. Мария — жена Небольсина — в свое время цыганская плясунья и певица из рода Масальских — с 13 лет выступала в хоре Алексея Масальского, затем у Николая Ивановича Шишкина. В 1889 году она участвовала в цыганской оперетте «Цыганский барон» вместе с Дмитрием Шишкиным. А через год была свидетелем и участницей петербургского дебюта Вари Паниной с хором Гроховского в Малом театре, на Фонтанке.
Благодаря своей красоте и незаурядному таланту она выдвинулась в примадонны, а в 16 лет, в то время еще молодой, пылающий романтической страстью, юрист Сергей Небольсин, выкупил Марию из хора. Теперь она могла не только петь в свое удовольствие для близких и гостей, блистательно аккомпанируя себе на гитаре, но и завораживать окружающих остроумными рассказами о кумирах старой русской эстрады.
Но глубокий личный интерес Фомина в доме Небольсиных вызвала их единственная дочь — красавица Маня, или, как ее называли, Маро, талантливая певица, обладающая незаурядной музыкальностью и темпераментом. Именно ей — Марии Сергеевне Небольсиной — своей будущей жене, Борис посвятил одно из своих первых лирических произведений 1923 года — интимную песенку «Три маленьких розы», с собственными банальными, но искренними стихами с ироничным подтекстом: 

Cherie, ты надень своё белое платье
Пусть будет сегодня весна,
Пусть будет разлука без слёз и объятий,
Как вешнее небо ясна.
Дай мне на прощанье три маленьких розы,
Три розы пунцовых как кровь:
Одну дай за песню, другую за слезы,
А третью, Cherie, за любовь.
Пусть будет весна, пусть мне солнце приснится,
То солнце, которого нет.
Cherie, ты не плачь, слезы портят ресницы,
Тебе не идет черный цвет.   
Другому потом без трагической позы
Три кубка вина приготовь: 
И пейснем за песню, и пейснем за слезы,
и пейснем, Cherie, за любовь    

Песенка оказалась настолько притягательно-милой (фр. Cherie), что была включена в репертуары известных в то время певиц Вероники Ля-Туш и Екатерины Алези-Вольской. Чем серьезнее и драматичнее складывались отношения Бориса с Маней, тем ближе становился ему жанр русского старинного романса, позволяющего излить свои душевные переживания и покорить мелодией сердце возлюбленной. Неудивительно, что в эту пору Фомин сочинил целый ряд знаменитых романсов, которые принесли ему настоящую мировую славу, включая «Маро» и «Только раз», блистательно исполненных Изабеллой Юрьевой, Тамарой Церетели, Лидией Колумбовой, Ольгой Вадиной, Сэдой Гурджиевой.  Мелодия романса «Только раз» пришла к Фомину в ночном томлении под впечатлением разрывающего душу романса «Забыли Вы». Рано утром он побежал к своему новому знакомому, поэту Павлу Герману и буквально выпросил у него стихи. В ту пору Бориса Ивановича уже признавали королем русского романса, вспомним нетленную «Дорогой длинною», написанную в 1924 году, «Саша» и еще около 300 чудесных опусов. В 20-е годы песни Фомина были самыми любимыми и исполняемыми в СССР, их пели на государственных концертах и дома, передавали по радио и записывали на щелаковые пластинки. Известные исполнители, включая Леонида Утесова, не выдерживали конкуренции с Фоминым. К концу 20-х, начала давать о себе знать сталинская «культурная революция». Началось «выкорчевывание» американского джаза, цыганщины, танго, а вскоре чиновники от искусства добрались и до романса. Этот музыкальный жанр был официально осужден и заклеймен как «контрреволюционный хлам» летом 1929 года на Всероссийской музыкальной конференции. Романсы Фомина стали включать в так называемые Репертуарные указатели в качестве запрещенных к исполнению начиная с издания 1929 года, оставив Борис Иванович без работы и «друзей».
В документальной книге «Счастливый неудачник» известных исследователей романса Елены и Валерия Уколовых можно прочесть, что даже своими воспоминаниями о сотрудничестве с Фоминым боялись делиться известные артисты Мария Миронова, Ростислав Плятт, Рина Зеленая, Сергей Образцов, Марк Фрадкин, Матвей Блантер, Иван Козловский. В 1937-м году Борис Иванович был арестован. 
Его романс «Саша» («Саша, ты помнишь наши встречи?») на стихи Павла Германа в исполнении Изабеллы Юрьевой любил Сталин, однако этот факт не оказался спасительным кругом в судьбе композитора («Саша» не вспомнил). Изабелла Юрьева оказалась в числе немногих «коллег по цеху» Фомина, кто не побоялся поделиться о его творчестве в мемуарах: «Какой же он был талантливый! Что ни песня – то перл. Затравили, загубили такой талант. Сколько он мог еще создать песен и романсов. Он писал от души!»
Во время Великой Отечественной Борис Иванович находился в Москве, организовал вместе с товарищами фронтовой театр «Ястребок» при клубе МВД и был известен своими спектаклями и концертными программами, в полной мере отражавшими события в стране.
Военные песни Бориса Фомина исполнялись на всех фронтах и в тылу: «Жди меня», «Ленинградская провожальная», «Письмо с фронта». В 1946 году Фомина с легкой руки главы Управления пропаганды и агитации Андрея Жданова окрестили «безыдейным пошляком» наряду с Михаилом Зощенко и Анной Ахматовой. Новую травлю Борис Иванович не пережил. 25 октября 1948 он, не дожив до пятидесяти лет, скончался в нищете и забвении.
 

© А.Костерев


Рецензии