Драгоценный батюшка Николай Mозаика воспоминаний

 В старческих ликах мы можем видеть Свет, которого лишены сами (в силу привычки грешить), но к которому призваны и должны стремиться.  И не только видеть, но как сказал когда-то апостол и «осязать».      
 Именно в этом смысле наши мятущиеся души перенимали в присутствии батюшки Николая Гурьянова его мирность, радостность, незамутненность. Он обучал нас этому одним своим видом, присутствием, что было важнее и доказательнее многих слов, почерпнутых теоретически, из книг. Впрочем, были и книги, которые старец сам благословлял издавать (или «переиздвать поскорее») и среди них «Страшный суд Божий. Видение Григория, ученика святого и богоносного отца нашего Василия Нового Цареградского». При этом батюшка сказал: «Именно так будет проходить Страшный Суд Божий. Надо, чтобы эта книга была у каждого человека на земле».
В видении послушника Григория, ученика преподобного Василия Нового передается его разговор с Ангелом, где на вопрос послушника, почему «некоторые взошли с Господом, другие же остались на земле»? Ангел ему отвечает: «Только те сподобились этой великой славы, которые премногим воздержанием достигли совершенного безстрастия».***   
«Некоторые из них ходили по новой земле, другие имели огненные крылья и парили в воздухе. И, созерцая все это, приходил я в восторг духовный и радовался. Великие же праведники, подобно Серафимам имели крылья огненные».*  Итак, бесстрастные поднимаются в горняя на крыльях. В книге батюшкиной келейницы «Ангел Небесный» приводится один из ее последних разговоров со старцем. «Как-то обронил: «Я скоро улечу». «На чем, отче?» - «На крыльях. Они у меня огромные и сильные, долечу вмиг».****  Высота его бесстрастия причина того, что он улетел от нас в горняя. И в подтверждение этого мне бы хотелось привести случай, свидетельствующий о присутствии этих крыльев уже при его жизни. Старица схимонахиня София Леонтьева (о которой повествуется в предыдущей книге) подтвердила подлинность этой истории, ее духовную правду. Хочу здесь дополнить о матушке, что печорские старцы подарили ей свои монашеские одежды: шерстяная кофта досталась от отца Иоанна Крестьянкина,  и ряса – от отца Адриана Кирсанова.  Надо ли пояснять, что прозорливые батюшки ничего не делают «просто так», без всякого смысла и значения? По крайней мере, этот жест свидетельствует об уважении и заботе, о духовной близости, не говоря уже о том, что невольно приходит на память милоть пророка Илии, посланная Елисею, словно духовная эстафета. Матушка их берегла с благоговением и не надевала на себя по естественному для нее смирению. Смею предположить, что одежда эта была и целебная.
Но и нам, грешным, для исцеления перепадала милость от старцев в радость, исцеление и утешение. Для примера приведу здесь такой случай. Однажды была возможность доесть кое-что из тарелки отца Адриана. И делали мы это (чада батюшки)с большим благоговением. Надо ли уточнять, что "почувствовали себя лучше" во всех отношениях: и физически, и душевно, и духовно? А батюшка Николай, например, благословлял нам "назад" из своих рук то, что приносили ему в подарок. Батюшка Иоанн раздавал конфетки и деткам и взрослым. Еще благословлял нам небольшие иконочки.

                ***         

…другие имели огненные крылья и парили в воздухе**
               
Иногда матушка София вела себя так, словно ждала от меня что-то, например, важное известие... (А еще говорила, что утешается, рассказывая мне о своих скорбях). И даже как будто торопила меня кое-что ей открыть, как бы намекая некоторыми словами. Думаю, происходило так по дару ее "проницательности", вернее, прозорливости, как бы предвкушая заранее событие. Хоть и не сразу, но однажды я  "проговорилась". А предшествовало этому некое откровение. Ее знакомую по имени Любовь Господь сподобил побывать в храме на службе старца Николая, а вернувшись, она рассказала матушке удивительную вещь. Женщина стояла возле иконы святителя Николая чудотворца, откуда хорошо был виден алтарь. И вот, в какой-то момент она взглянула на батюшку и вдруг поняла, что он стоит не на земле, а на воздухе. После службы  с волнением  подошла к нему, и он позвал паломницу в свою келью «попить чайку». Когда побеседовали о ее нуждах, в заключение старец попросил, чтобы до времени она никому не рассказывала о том, что Бог ей открыл (хотя женщина ни словом не обмолвилась о том, что видела). То есть по дару Духа от него не утаилось происшедшее с ней. Однако, вернувшись в Печоры, Любовь поделилась своей радостью с матушкой Софией, понимая, что тут можно сделать исключение. Взглянув на меня испытующе, матушка сказала: «Она по секрету рассказала мне, а я – тебе». В этом ее рассказе и содержался намек, особенно в заключительных словах...

                ***

«Ангелы суть певцы Божии. Молитва твоя есть то же, что пение Ангелов», - по словам архимандрита Иоанна Крестьянкина.**  Когда я осмыслила эти слова, то решила:  неудивительно, что молитвенная песнь батюшки Николая уносила его от земли на небо. И в дополнение открыла схимонахине Софие то, чему сама была свидетелем.
Однажды передала со знакомым записку старцу Николаю (впервые в жизни). Я ранее ничего о нем не знала, не слышала, чему мой друг сильно удивился, потому что он был самым удивительным и "старшим из всех старцев". Сказал, что его отправляют за разрешением сложных вопросов из монастыря, что он везет записки с вопросами. Не знаю как, но я сразу этому поверила и буквально умолила его взять маленькую записочку к батюшке. Разумеется, не осмеливаясь просить ответ, и все-таки надеясь, что получу какой-нибудь отклик, вразумление… Для начала я положила в сердце, что первые слова, которые произнесет вернувшийся с острова послушник и будут тем сообщением. И вот, что я услышала: «Знаешь, старец сказал отцу И., что надо больше полагаться на Бога, а не на людей!» (Только через несколько лет я действительно убедилась, поняла - это относилось и ко мне в полной мере). Что же касается отца И., то он просил благословения и поддержки старца в том, чтобы уехать из Печерского монастыря жить на святую гору Афон в Греции, в Свято-Пантелеимонов монастырь. Кажется, печерские старцы не склонны были его туда отпускать по некоторым причинам. Все же отец Николай внес свою молитвенную лепту и в кротчайшие сроки все документы были оформлены, отец И. отправился на Афон. Было это в советские времена, даже до "перестройки", поэтому понятно насколько все было сложно, казалось бы просто невыполнимо. (1)

А еще, по милости Божией, я получила и сугубый ответ старца для себя, хотя   никак не могла предполагать, что это произойдет так быстро и необычно. В тот же день, вечером, встав перед иконами, решила почитать Святое Евангелие, там, где откроется страница. И когда читала, вдруг  поняла, что в определенных словах и содержится батюшкин ответ – это была нечаянная радость. В тот же миг ощутила, что от икон словно подул сильный ветер, как если бы внезапно распахнулось окно, и почувствовала незримое духовное присутствие старца… Невольно объял такой страх и трепет, что я выскочила из комнаты. Мать София  внимательно выслушала меня, а затем спросила: «Ну, ты поехала сразу же к батюшке?» - «Нет, не осмелилась».- «Да как же не поехала? Ведь надо было! К тебе же батюшка по духу приходил!» - «Матушка, я «узнала» батюшку, но не посмела, не догадалась, что следует поехать»... Схимонахиня смотрела на меня недовольно, а я оправдывалась: «Ведь Господь все равно меня к нему привел, только позже». Действительно, случилось это через несколько лет после описываемого события, когда я очень нуждалась в его помощи. По обыкновению мне помогал в этом намерении мой крестный Юра, с которым советовалась, и он молился за меня. Царствие Небесное рабу Божию Георгию и сердечная благодарность за все, что он сделал для меня, грешной.             

21 мая 2006 Господь сподобил меня побывать на встрече, посвященной памяти старца Николая. Многие делились своими воспоминаниями о батюшке, но особенно меня поразил случай, произошедшей с женщиной, пережившей тяжелейшую операцию. Когда она находилась между жизнью и смертью, то увидела громадный ров, из которого доносился гул, стоны, крики, по краям  его собрались угодники Божии.  Некоторых она узнавала, в том числе и митрополита Иоанна (Снычева). Он опускал в эту пропасть свой владычный посох, человек внизу за него хватался и владыка поднимал его из бездны на поверхность. Тут она заметила, что кто-то на огромных крыльях парит над этой пропастью и по временам, устремляясь вниз, навстречу красным отсветам охапками выхватывает оттуда людей. Приглядевшись, женщина узнала старца Николая.
Впрочем, еще здесь, на земле, это уже было его основным послушанием: вытаскивать людей из ада. Его келейница схимонахиня Николая рассказывала, как однажды батюшка прятал от них опаленные руки. Тогда мать Анастасия (живущая в сторожке у храма) спросила:  «Батюшка, я не видела дымок над твоей трубой, разве ты печку топил, как обжегся?» - и он ответил ей: «Нет, не топил, а ты что же думаешь, легко людей из огня выхватывать»?
По словам келейницы, в 40 лет батюшка уже был совершенен. Господь дал ему возможность выбора: перейти в жизнь вечную или еще задержаться здесь.  Старец был восхищен духом и видел разные обители, но особенно его потрясло зрелище людей в адском плену, батюшка заплакал и попросил у Господа возможности молиться за их освобождение. Господь благословил. И он вернулся к нам, чудесно исцелившись от рака, молясь за грешных, и прожил еще много лет.               

примечание:*«Видение Страшного суда Христова, бывшее Григорию, ученику преподобного Василия Нового, с.57. из кн. «Между раем и адом», изд. «Ковчег», Москва,2005 ; *** там же, с.57; * там же, с.57
** «Духовная аптека» старца Иоанна (Крестьянкина) Ковчег, М. с.126
**** из кн. «Ангел Небесный», с. 29, изд.«Русский Вестник», 2002
(1)речь идет о старце архимандрите Иерониме Шурыгине (в описываемое время иеромонахе). Царствие ему Небесное и Вечная память! Думается, после смерти уже можно раскрыть его имя.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...


Рецензии