Бегущий город

Все мы помним некогда проводившиеся в Москве, да и не только в ней, прекрасные массовые мероприятия «Бегущий город» с интеллектуальным элементом, когда исходя из объяснений-описаний надо было догадаться о чем-то, а потом пойти-поехать и найти адрес, конкретный дом или часть дома или какой иной объект типа грибка теплотрассы, - и вернуться на базу и сообщить о найденном.

Сегодня город никуда не бежит и ничего не ищет, а потому нынешнее описание можно считать просто литературной зарисовкой.

В разделе «Дополнительные факты» о фильме Гаспара Ноэ «Необратимость» со слоганом le temps detruit tout («Время разрушает всё») написано, что для звукового оформления картины режиссер использовал низкочастотные звуки, подобные звуку землетрясения (очевидно, землетрясения, отдаленного от места нахождения воспринимающего субъекта), «с трудом улавливаемые человеческим ухом и оттого порождающие необъяснимую тревогу и заставлявшие зрителей на премьере фильма покидать кинозал». По сюжету действие фильма происходит в течение одного дня. Про обратную хронологию происходящего в «Необратимости» и так все знают, кто смотрел.

Если говорить о звуковом оформлении чего-либо еще, можно привести почти противоположный пример - очень высокий звук, выше звука визга металла, причем этот звук -  непрекращающийся, от него мгновенно начинает ломить кости черепа и поднимается тошнота. И звук этот не стихает, и не спрятаться от него.
Оба эти варианта звукового решения подходят как по отдельности, так и в совокупности, к ощущению, которое появляется при малейшем приближении к этому району в черте ВАО. Поднимаешься из подземки наверх и на уши мгновенно обрушивается сплетение этих противоположных по высоте звуков, избавиться от которых можно только убравшись обратно в метро и отъехав на определенное расстояние от этой станции. «Фонит» - наверное, самое точное определение того, что можно сказать об этих навсегда закрытых для добровольного посещения местах. Да не просто фонит – ЛЮТО фонит, как нигде никогда не бывало. Кажется, что по мере приближения к той улице и тем более к тому дому щелчки дозиметра сливаются в непрерывный треск, а стрелка прибора начинает тыкаться в стенку табло в бордовой его части. Дозиметр, как известно, показывает уровень радиации, и дозу облучения получит любой, кто окажется в зоне заражения. Но это применимо только для тех, кто был в этой местности в момент события либо непосредственно до или после него. «До» тоже применимо, т.к. уровень метафизической радиации, копившейся и сдерживаемой всего лишь до поры, перед самой кульминацией был еще более ядовит, чем после того, как всё произошло. А
«само событье - допустим взрыв,
наводненье, … огни Кузбасса –
ничего не помнит, тем самым скрыв
либо меня, либо тех, кто спасся».
Ну вот, любимый Бродский. Как ему удавалось так формулировать? Хочется закричать: «Он знал! Он знал! Он всё – знал!» Но толку-то.

Здесь - не спасся никто. Нет смысла говорить про выигравших и проигравших. И уже тем более – про какую-то там войну – которая, безусловно, до сих пор происходит, но не у нас, а на небе (как и было завещано).  Безусловно, всё это только «сравнительный прием в литературе», но от этого не легче, потому что ломота в висках, тошнота и оглушенность неизменно накатывают в буквальном смысле, стоит только оказаться вблизи места событий двухлетней давности.

Иногда здесь приходится бывать. Местные улицы, переулки, многоэтажки, магазины, дворы, скамейки, зеленые массивы, как их официально принято называть, а попросту парки и пролески, пара стадионов, казенные учреждения, безусловно подъезды, этажи, лестничные клетки, технические балконы и придомовые территории – все это знакомо так близко, как будто каждый объект был многажды ощупан, сфотографирован, занесен в какой-то свой для внутреннего пользования реестр... сочтен, взвешен, разделен - в общем, выучен наизусть.

Кстати, интересный опыт - учить наизусть фотографию. Как стихотворение. В каком-то смысле фотография есть набор слов, просто не всегда получается ее "прочесть" - по умолчанию оно и не нужно. Учить картинку by heart означает запоминать именно зрительно - где что находится и как расположено, где какая перекладина, ступенька, пролет, крепление, рейка, винтик, стена, дверь. Сколько фрагментов в металлическом заборе палисадника. Как растут веточки у куста. Как лежат камни у дерева рядом с асфальтовой дорожкой. Как соотносится местность на переднем плане с объектами на горизонте - например, развилка тротуаров, столб со знаком пешеходного перехода и труба ТЭЦ в соседнем районе или выдающаяся вверх среди остальных домов особо высокая многоэтажка. Развивать зрительную память бывает иногда очень увлекательно... Вернее - было увлекательно до какого-то момента. Теперь эта память только мешает, потому что всё является настолько знакомым в этом районе, что кажется, как будто не было этих двух лет. Лет – не было, но если бы только лет.

А в какой-то момент захватывает выедающая мозг и выжигающая глаза мысль о том, как всё было за час до происшествия, за десять минут до, в момент, в первые минуты после, и вот уже надо хвататься за горло и срочно тормозить разгулявшееся воображение, чтобы не выпасть в черную жижу осознания случившегося как-оно-есть, а не как оно было давно, два года назад. Надо держать себя в руках, даже идя по этим тротуарам между этих домов, в каких-то из них доводилось бывать, это так странно видится сейчас... Нельзя позволять себе мечтать перенестись в прошлое и остаться в одном из этих подъездов, на одном из этажей, на симпатичной лавочке у дома - навсегда, лишь бы время не шло вперед. Но время - идет, и время разрушает всё, как и было сказано. Просто что-то разрушается раньше, что-то позже, и второе вынуждено видеть конец первого, впитать это зрелище целиком, чтобы потом оно долго еще стояло перед глазами.

В новостях о СООТВЕТСТВУЮЩИХ инцидентах сейчас принято делать такие заголовки: «Человек сбил движение поездов». В общем - понятно, о чем речь. И формулировка завораживает своей попыткой смыслового разворота. Сбил движение поездов. Человек. Сбил. Собой. Ну дает человек. Но если вдуматься, то понимаешь, что так оно и есть, один отдельно взятый человек реально может сбить все что угодно. Так что можно высказаться в аналогичном ключе – человек сбил движение... ну, например, движение жизни. Сбил себе и сбил, мало ли жизней вокруг.

«Я говорю с тобой, и не моя вина, если не слышно»


Рецензии